Прокладка кабеля под железной дорогой

Глубина прокладки кабеля под железной дорогой

Здравствуйте!
Я вообще ПОСовец, потому буду задавать глупые вопросы, но очень нуждаюсь в помощи.
Итак, прокладываем кабель под ж/д в ПЭ трубах д.110 мм, всего две трубы (одна резервная). Задача — понять, на какой глубине лежит кабель.
Мне дают ТКП 211-2010 (Белорусские нормы).

Что я вижу в нормах:
8 Размещение и выбор трасс кабельных линий электросвязи
Таблица 8.1
Наименование сооружений Железные дороги
Минимальное расстояние в свету, м по вертикали (при пересечении)
1 ниже подошвы рельса
0,8 ниже дна кювета

Дальше. 9 Прокладка кабелей электросвязи в грунте
п.9.8 Кабельные переходы через автомобильные и железные дороги могут осу-
ществляться бестраншейным способом с применением пневмопробойников и УГНБ,
а через автомобильные дороги также открытым способом в соответствии с требова-
ниями технических условий, выданных эксплуатационными службами и заинтересо-
ванными организациями. При этом:
— минимальное расстояние до верха трубы должно быть не менее: 1.4 м — от
дорожного покрытия автомобильной дороги, 2,0 м — от подошвы рельса железной
дороги
, 1,0 м-под рельсовыми путями трамвая, а также 1,0 м –от дна водоотводных
сооружений или подошвы насыпи дорог;

Еще дальше
11 Строительство кабельной канализации
11.14 Заглубление трубопроводов кабельной канализации при пересечении
рельсовых путей железных и автомобильных дорог и трамвая должно соответство-
вать величинам, приведенным в таблице 11.3.
Минимальное расстояние от поверхности грунта (дорожного покрова) до верха трубы, м
Под рельсовыми путями железных дорог
Методом продавливания или горизонтального направленного бурения – 3,0

Электрики мне ответить не смогли, что брать — 1, 2 или 3 м.
Помогите, пожалуйста.

nathalie_gpi
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от nathalie_gpi

РД 45.120-2000 (НТП 112-2000)
Приложение Д
Табл. Д.1, п. 1.

Применял к силовым кабелям, у экспертизы вопросов не возникало.

nathalie_gpi
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от nathalie_gpi
nathalie_gpi
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от nathalie_gpi

Как вы прокладываете без проекта?
Из ПУЭ
2.3.97. При пересечении кабельными линиями железных и автомобильных дорог кабели должны прокладываться в туннелях, блоках или трубах по всей ширине зоны отчуждения на глубине не менее 1 м от полотна дороги и не менее 0,5 м от дна водоотводных канав. При отсутствии зоны отчуждения указанные условия прокладки должны выполняться только на участке пересечения плюс по 2 м по обе стороны от полотна дороги.
При пересечении кабельными линиями электрифицированных и подлежащих электрификации на постоянном токе* железных дорог блоки и трубы должны быть изолирующими (см. 2.3.90). Место пересечения должно находиться на расстоянии не менее 10 м от стрелок, крестовин и мест присоединения к рельсам отсасывающих кабелей. Пересечение кабелей с путями электрифицированного рельсового транспорта должно производиться под углом 75-90° к оси пути.
________________
* Согласовано с Министерством путей сообщения.

Концы блоков и труб должны быть утоплены джутовыми плетеными шнурами, обмазанными водонепроницаемой (мятой) глиной на глубину не менее 300 мм.
При пересечении тупиковых дорог промышленного назначения с малой интенсивностью движения, а также специальных путей (например, на слипах и т. п.) кабели, как правило, должны прокладываться непосредственно в земле.
При пересечении трассы кабельных линий вновь сооружаемой железной неэлектрифицированной дорогой или автомобильной дорогой перекладки действующих кабельных линий не требуется. В месте пересечения должны быть заложены на случай ремонта кабелей в необходимом количестве резервные блоки или трубы с плотно заделанными торцами.
В случае перехода кабельной линии в воздушную кабель должен выходить на поверхность на расстоянии не менее 3,5 м от подошвы насыпи или от кромки полотна.

Проект есть, но в нем только трасса намечена. С вопросом, на какой глубине прокладывать кабели, электрики пришли ко мне.

Кабель под дорогой

Монтаж подземных линий выполняется под тротуарами и дорогами, при этом работы по устройству таких линий могут производиться различными способами. В данной статье будут рассмотрены особенности укладки кабелей под дорогой, а также марки кабельных изделий, которые можно укладывать таким способом.

Особенности прокладки кабеля под дорогой

Устройство кабельных линий под дорогами в основном производится двумя способами: траншейным и методом горизонтально-направленного бурения (прокола). Метод прокладки кабеля выбирается исходя из условий местности и возможности применения того или иного способа, наличия инфраструктурных объектов и зданий поблизости, плотности застройки, что влияет на капитальные затраты строительства. Также на способ укладки влияет необходимость последующего обслуживания линии.

Траншейный способ заключается в том, что перед укладкой кабеля разрабатывается траншея на всю длину кабельной линии или участками, после чего кабель в нее укладывается кабель. При этом, без дополнительной защиты укладывать в траншею только специальные виды кабеля, которые имеют броню, водонепроницаемы и стойки к агрессивным коррозионным свойствам грунтов и воздействию химических веществ.

Все основные указания, относящиеся к укладке кабеля траншейным способом, находятся в ПУЭ. Так, например, там указано следующее:

рекомендуется в одной траншее укладывать не более шести силовых кабельных изделий, а если количество кабелей превышает данную цифру, то их разносят по отдельным траншеям с расстоянием не менее 50 сантиментов (п. 2.3.25);

в городских условиях траншейным способом следует укладывать кабель под тротуарами, газонами, во дворах и прилегающих к дорогам территориях (п. 2.3.29);

для укладки в земляных траншеях подходят следующие грунты: галечные, скальные, гравийные, щебенистые и крупнопесчаные, то есть те грунты, которые имеют высокие дренирующие показатели (п. 2.3.32);

не следует укладывать кабель в грунтах, имеющих высокие показатели пучинистости и просадки;

Суть данного способа заключается в том, что специальная машина пробуривает под дорогой канал с одновременной укладкой защитных труб для кабеля. После этого в трубу затягивают кабельное изделие. Этот способ является бестраншейным и позволяет производить укладку в труднодоступных местах, а также при наличии на разных горизонтах уложенных сетей (водопровод, канализация, слаботочные и силовые сети).

Укладка подземных кабельных сетей методом горизонтально-направленного бурения нормируется СП 341.1225800.2017 «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением», но также следует при таком способе учитываются все требования ПУЭ.

Вне зависимости от выбранного способа укладки важно знать, что кабельные линии до 20 кВ укладываются на глубину не менее 0,7 метра, линии до 35 кВ на глубину не менее 1 метра, а при пересечении улиц и площадей, вне зависимости от напряжения, на глубину не менее 1 метра (ПУЭ п. 2.3.84).

Еще больше информации о подземной прокладке кабеля в статье «Кабель для прокладки в земле»

Марки кабеля, допустимые для прокладки под дорогой

Кабель, укладываем подземным способом испытывает значительные нагрузки на сжатие и растяжение. На него воздействует как сила тяжести самого кабеля, так и вышележащего грунта. В некоторых случаях на него также действует сила скручивания и дополнительные нагрузки (вес автомобилей или железнодорожных составов). Поэтому, исходя из условий эксплуатации, кабели, укладываемые под землей, а тем более под дорогами, должны иметь бронирующий слой. При значительных нагрузках и при укладке в почвах, подверженных смещению, броня должна быть выполнена из стальных проволок (ПУЭ п.2.3.45), а сам кабель помещен в специальные лотки или трубы.

Кабельные линии, которые прокладываются под железными дорогами и мостами, а также при высокой интенсивности дорожного движения должны иметь алюминиевую оболочку (ПУЭ п. 2.3.47).

Если кабельная трасса на своей протяженности будет иметь разницу горизонтальных отметок или наклонные участки, то необходимо применять кабельные изделия со специальной нестекающей пропиткой изоляционного слоя, а также кабели с резиновой, ПВХ или обедненной пропиткой изоляции (ПУЭ п.2.3.51).

Если почва, в которой планируется укладка кабельного изделия, имеет агрессивные вещества, разрушающие оболочки, то используются электрические кабели с защитными покровами из свица или алюминия (ПУЭ п. 2.3.43).

Наиболее распространенными силовыми алюминиевыми кабелями для укладки по дорогами являются марки ААБл, ААБ2л, АСБ, ААПл, ААП2л, АСПл, АВБбШв, АВБбШп, АПвБбШв, ААШв, ААШп. Медные кабельные изделия, которые наиболее часто применяют для этих целей – это марки ВББШв, ПвБбШп, ПвКШп. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Кабель ВББШв

ВББШв – медный кабель с броней из стальных лент, имеет поливинилхлоридную изоляцию жил и верхний шланг из ПВХ-материала. Свободное пространство между жилами заполняется невулканизированной резиной. Может укладываться как по горизонтальным, так и по наклонным трассам. Не поддерживает горение. При укладке в просадочных грунтах должен быть защищен от деформаций и повреждений (трубы, кабельные лотки). Используется для номинального напряжения от 0,66 до 6 кВ.

АВБбШв – аналог ВБбШв, но имеет алюминиевые жилы. Изоляция из поливинилхлоридного материала, броня из двух, перекрывающих друг друга, стальных лент.

Кабель ПвБбШп

ПвБбШп – бронированное изделие с медными жилами и изоляцией из сшитого полиэтиленового материала. Броня выполнена из двух стальных лент. Не имеет подушки под броней. Внешний шланг выполнен из впрессованного полиэтилена. Данный тип кабеля применяется для напряжения переменного тока 0,66 – 1 кВ с частотой 50 Гц.

АПвБбШп – алюминиевый аналог ПвБбШп. Защищен броней из стальных лент и шлангом из полиэтилена. Применяется для напряжения переменного тока от 600 В до 1000 В.

Кабель ПвКШп

ПвКШп — медное кабельное изделие с бронирующим слоем из стальных проволок. Имеет изоляцию жил из сшитого полиэтилена, с заполнением пространства между жил невулканизированной резиной. Защитный шланг выполнен из полиэтилена. Применяется для распределения электрической энергии и подключения стационарных установок в сетях с напряжением до 1000 В.

АПвКШп – кабель, аналогичный ПвКШп. Имеет алюминиевые жилы и применяется для напряжения от 0,66 кВ до 1кВ в сетях переменного тока.

[Статья] Строительство кабельных линий

Проектирование кабельных линий и сетей. Проектирование состоит из разработки технического проекта строительства и рабочих чертежей. Работу над техническим проектом начинают с изысканий и обследования местности, где предполагается строительство кабельных линий и сетей. Во время изысканий выбирают варианты трассы магистральных, линий или сетей, измеряют удельное сопротивление грунтов, определяют условия сближения намечаемой трассы кабеля с электрифицированными железными дорогами и линиями электропередачи, изыскивают способы пересечения железных и автомобильных дорог, а также водных преград и т.п. В проекте выбирают тип (марку) кабеля, его емкость с учетом перспективы развития устройств.

При проектировании кабельных сетей автоматики и телемеханики, например кабельной сети электрической централизации, намечают наиболее выгодную трассу прокладки кабеля по территории станции, выбирают участки, где лучше проложить групповые и индивидуальные кабели.

В зависимости от числа централизуемых стрелок и сигналов рассчитывают емкость кабелей для включения стрелок, питания светофоров и рельсовых цепей, а также емкость межпостовых сигнальных и силовых кабелей. Вместе с выбором типа и емкостей кабелей проводят электрические расчеты площади поперечного сечения жил силовых и числа дублируемых жил сигнальных кабелей.

Технический проект кабельных линий или сетей должен содержать сметы на оборудование, данные о потребности в материалах и рабочей силе, план организации работ и полную стоимость строительства. Главное внимание уделяется вопросам механизации работ при прокладке кабеля.

На основе утвержденного технического проекта разрабатывают рабочие чертежи, в которые входят детальные чертежи трассы прокладываемых кабелей. На чертежи наносят трассу кабеля, указывая расстояние его от железнодорожных путей, фасадов и других сооружений пассажирских и путевых зданий, контуры лесов и зеленых насаждений, трассу линий связи, автоблокировки и высоковольтных линий.

Выбор и разбивка трассы, рытье и подготовка траншей и котлованов. Трассу подземных кабельных линий выбирают исходя из того, чтобы длина кабеля, прокладываемого между заданными пунктами, была наименьшей и обеспечивались удобства проведения работ по прокладке кабеля и его техническому обслуживанию и эксплуатации. На перегонах железных дорог трасса кабеля, как правило, проходит в полосе отвода.

Перед разбивкой трассы планируют местность, вырубают кустарник, отдельные деревья, корчуют пни и т.д. После получения письменного разрешения трассу подземной кабельной линии разбивают с соответствии с рабочими чертежами.

На плане трассы кабелей, размещаемых на перегоне вдоль полотна железной дороги, показывают: железнодорожный путь с ‘километровыми и пикетными знаками; границы полосы отвода лесов и кустарников с указанием объемов вырубки; данные о роде грунтов; подземные и надземные сооружения, пересекаемые и сближающиеся с проектируемыми кабельными линиями, с указанием ординат сооружений по существующему километражу; естественные преграды; границы землепользований с наименованием землепользователей; перегонные устройства СЦБ, входные светофоры и пункты электропитания с указанием ординат.

Трасса сигнальных и силовых кабелей автоматики и телемеханики может проходить в пределах станции сбоку железнодорожного полотна и в междупутье. Расстояние между ближайшим рельсом и кабелем должно быть не менее 1,6 м.

Сигнальные кабели можно прокладывать без ограничения в одной траншее с силовыми кабелями с рабочим напряжением до 500 В. Силовые кабели напряжением выше 500 В прокладывают в отдельной траншее или в общей траншее с сигнальными, но при этом силовой кабель укладывают на глубину 1,5 м и сверху закрывают кирпичом или бетонными плитами, а сигнальный — над ним на расстоянии 0,45 м, сдвигая в сторону на 0,15 м. Расстояние между силовыми кабелями и кабелями связи должно быть не менее 0,5 м.

При пересечении железнодорожных путей глубина прокладки кабелей автоматики, телемеханики и связи должна быть не менее 1 м от подошвы рельса, а с автомобильными дорогами — не менее 2 м от дорожного полотна. В месте пересечения кабели прокладывают в асбестоцементных трубах. В местах пересечения кабелей связи с силовыми кабелями расстояние между ними должно быть не менее 0,25 м, если кабель связи проложен в асбестоцементной трубе, и 0,5 м — при ее отсутствии.

При пересечении сигнальных кабелей с силовыми кабелями и другими подземными сооружениями их следует прокладывать на расстоянии 0,5 м от этих сооружений. В месте пересечения сигнального кабеля с силовыми его нужно прокладывать в асбестоцементной трубе. Расстояние между пересекающимися сигнальными кабелями должно быть не менее 0,1 м.

Глубина траншей для прокладки сигнально-блокировочных, контрольных, силовых кабелей на напряжение до 1 кВ и кабелей связи (за исключением магистральных) вне путей и в междупутье — 0,8 м; под железнодорожными путями, автомобильными и грунтовыми дорогами— 1,05 м; в скалистых грунтах при условии защиты кабеля кирпичом или железобетонными плитами — 0,5 м.

В городах и населенных пунктах, на железнодорожных станциях для рытья траншей обычно применяют траншеекопатели, а там, где их использование затруднено (при пересечении железнодорожных путей, в междупутьях, на склонах насыпей и т.п.), траншею роют вручную таким образом, чтобы боковые стенки траншеи имели некоторый откос.

На поворотах трассы траншеи роют так, чтобы радиус изгиба кабеля со свинцовой оболочкой был не меньше 15-кратного диаметра кабеля, с алюминиевой оболочкой — не менее 25-кратного, а с пластмассовой оболочкой — не менее 10-кратного. На склонах насыпей, оврагов траншею роют зигзагообразно с отклонением изгибов от принятой линии в обе стороны на 1,5 м; длину изгибов принимают равной 5 м.

В местах установки соединительных и разветвительных муфт траншею расширяют, отрывая котлован для проведения последующих монтажных работ. Глубину котлована делают на 10 см глубже дна траншеи.

При выборе трассы подводного кабеля на пересечениях водных преград выбирают места, где водная преграда имеет наименьшую ширину, ровное дно и отлогие берега. Кабель нельзя прокладывать в местах зимней стоянки судов на якорях, в районе стоянки плотов, в местах водопоя и купания скота, а также там, где наблюдаются заторы льда или река меняет русло.

При механизированном рытье траншей открытым способом используют самоходные траншеекопатели, траншейные экскаваторы и другие механизмы.

Транспортировка и прокладка кабелей. Сначала проверяют целость металлической оболочки, сопротивление изоляции, устанавливают отсутствие обрыва жил и сообщения между жилами. Если кабель поступает с завода с накачанным под оболочку воздухом под избыточным давлением и впаянным вентилем, то целость оболочки проверяют, подсоединяя к вентилю манометр. Показание манометра будет свидетельствовать о целости оболочки.

Сигнальные кабели с металлической оболочкой и все типы кабелей с пластмассовыми оболочками под избыточное давление не ставят. Поэтому их состояние проверяют только электрическими измерениями и наружным осмотром при раскатке с барабанов.

Сопротивление изоляции жил, рабочую емкость кабельных цепей и другие электрические параметры измеряют кабельными приборами и измерительными мостами. После окончания испытаний металлическую оболочку запаивают, а концы кабелей с неметаллической оболочкой тщательно изолируют.

Подготовку кабеля к прокладке начинают с развозки барабанов с кабелем по трассе на автомобилях или специальных тележках. Если трасса проходит близко от железнодорожного полотна, то кабель развозят на железнодорожных платформах. При погрузке барабанов, а также при перекатывании их по земле необходимо следить за тем, чтобы направление вращения барабанов совпадало с направлением стрелки на щеке барабана.

Кабель разматывают с барабанов и затем укладывают в траншею механизированным или ручным способом. При ручном способе для раскатки кабеля барабан устанавливают на домкратах или специальных подставках так, чтобы он мог свободно вращаться, не* задевая землю. Затем снимают с барабана наружную обшивку и освобождают конец кабеля. При прокладке кабеля барабан вращают, при этом необходимо не допускать натяжения кабеля. Разматываемый кабель рабочие несут на руках и укладывают сначала на бровке траншеи, а затем опускают в траншею. В траншее кабель укладывают волнообразно, для того чтобы исключить натяжение его при усадке и смещении грунта.

В мягких грунтах траншею засыпают грунтом, вынутым из траншеи, а в каменистых и скальных грунтах кабель предварительно засыпают слоем песка или мягкого грунта толщиной 10 см, образуя верхнюю постель. Сначала насыпают слой грунта толщиной 0,2 — 0,3 м и плотно его утрамбовывают. Затем насыпают следующий слой грунта такой же толщины и так же утрамбовывают и т.д. В населенных пунктах и на территории станций траншею засыпают и утрамбовывают, одновременно поливая грунт водой для снижения его дальнейшей осадки.

Подводные кабельные переходы прокладывают ниже мостов по течению реки. Если мосты через судоходные реки и каналы магистрального значения, то расстояние между мостом и кабелем должно быть равным 1000 м, на сплавных реках — 90 м и на несудоходных — 50—100 м. От мостов местного значения эти расстояния будут равны 200 м на судоходных реках, 50 м — на несудоходных и сплавных. Расстояние подводного кабельного перехода от малых железнодорожных мостов должно быть не менее 20 м.

Способы прокладки подводных кабелей через реки и водоемы зависят от характера водной преграды (глубины и ширины водоема, скорости течения, времени года т.п.). Кабель может быть проложен при помощи кабелеукладчиков, баржей, баркасов, понтонов, лодок и других плавучих средств.

По мостам кабель прокладывают в железобетонных или стальных желобах, укрепляя их к фермам или устоям моста. Металлические желоба должны быть изолированы от металлических оболочек кабеля. Допускается прокладывать кабель в деревянных желобах, обитых жестью и закрывать железобетонными плитами. Желоба располагают под пешеходной частью моста.

По мосту кабель следует прокладывать целым куском, так как растрескивание оболочки кабеля наблюдается наиболее часто у соединительных муфт. При прокладке кабелей со свинцовой оболочкой целесообразно использовать кабели с проволочной броней, лучше противостоящие вибрации.

В тоннелях и коллекторах кабель обычно прокладывают при помощи кронштейнов из полосовой стали с числом крюков по числу прокладываемых кабелей. Кронштейны устанавливают на расстоянии 1,0 м друг от друга и укрепляют их к стенам тоннеля. Иногда кабель прокладывают в железобетонных желобах, устанавливаемых в балласте.

Прокладываемый кабель защищают от механических повреждений при его прокладке под железнодорожными и трамвайными путями на пересечении с автомобильными и грунтовыми дорогами, под проезжими частями улиц, в местах пересечений с подземными сооружениями и другими кабелями. На участке пересечения кабель заключают в асбестоцементные трубы с таким расчетом, чтобы они выходили за пределы пересечения на 1 м.

Особенно часто в трубопроводах кабельной канализации прокладывают кабели связи. Глубину траншеи для прокладки трубопроводов кабельной канализации выбирают такой, чтобы расстояние между верхней частью трубопровода и поверхностью грунта под тротуаром было не менее 0,4 м, под мостовой — не менее 0,6 м. Ширина траншеи зависит от общей емкости трубопровода канализации.

Асбестоцементные трубы, укладываемые в траншею, соединяют встык при помощи асбестоцементных муфт. Для осмотра, протягивания и соединения отдельных концов кабеля устанавливают колодцы.

Кабельная канализация (рис. 82) состоит из трубопроводов 2, служащих для прокладки кабеля 3, и смотровых колодцев 4. Смотровые колодцы имеют люки 5, которые закрыты чугунными крышками

Вся канализация располагается под землей, а на поверхность выводят только люки смотровых колодцев, закрытые крышками.

Кабель протягивают в канализацию по участкам между смежными колодцами (рис. 83), для чего над одним из колодцев на козлах 5 устанавливают барабан 4 с кабелем, а у соседнего колодца — ручную или механизированную лебедку 3; затем трос 2, протянув через канал трубопровода и пропустив его через блок 1, скрепляют с концом кабеля при помощи стального кабельного чулка 7 и, вращая ручку лебедки, протягивают кабель по каналу. Для того чтобы кабель не повредился о края трубопровода, на входе и выходе трубопровода устанавливают кабельное колено 6 или втулку.

Вводы кабелей связи в здания бывают подземные и воздушные. Воздушный ввод кабеля осуществляют в том случае, когда в здание необходимо ввести не более одного-двух кабелей небольшой емкости.

Вводы кабелей многоканальной связи, а также кабелей местной связи большой мощности в здание станции, промежуточных и оконечных пунктов, как правило, делают подземные — через фундамент. При вводе большого числа кабелей в подвальном помещении оборудуют специальную шахту.

__________________

Зарегистрируйтесь , чтобы скачивать файлы.
Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда . Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал «АСИ» онлайн

Прокладка кабеля под железной дорогой

Монтаж подземных кабельных линий (КЛ) выполняется с соблюдением условий и требований, которые изложены в главе 2.3. ПУЭ. Весь комплекс норм и правил монтажа силовых кабелей в земле служит для решения следующих основных задач:

снизить вероятность электротравматизма в ходе ремонта и обслуживания КЛ;

предохранить кабельные линии от случайных повреждений в результате проведения земляных работ, осадки грунта и вследствие других факторов;

исключить возможность взаимного влияния КЛ и других коммуникаций друг на друга.

Зонами повышенной опасности являются места пересечения КЛ между собой, а также с трубопроводами различного назначения, автодорогами и железнодорожными путями, где риск повреждения КЛ значительно возрастает.

Пересечение кабеля с дорогой

Для оборудования пересечений с ж/д путями и автодорогами, для монтажа КЛ используются блоки, защитные трубы или тоннели (пункт 2.3.97.). Эти защитные меры распространяются на всю зону отчуждения пересекаемой дороги. Монтаж кабельной линии осуществляется в указанной зоне с углублением не меньше 1 метра от дорожного полотна и не меньше полуметра от дна канав, служащих для водоотведения.

В тех случаях, когда зона отчуждения для пересекаемой дороги не устанавливалась, описываемые условия монтажа КЛ выполняются на участке, включающем место пересечения и 2-х метровые участки в каждую сторону от дорожного полотна.

Если пересекаемый кабелем железнодорожный путь электрифицирован напряжением постоянного тока, либо такая электрификация предстоит, все защитные приспособления — блоки, трубы, используемые при прокладке КЛ, должны быть изготовлены из изоляционного материала.

В процессе проектирования КЛ, место её пересечения с ж/д полотном выбирается с таким расчётом, чтобы расстояние от него до стрелочных переводов, крестовин и соединений рельс с отсасывающими линиями составляло не менее 10 метров. Угол, под которым КЛ пересекается с железнодорожным полотном, должен находиться в пределах от 75° до 90°.

Окончания труб или блоков, используемых для защиты КЛ, должны располагаться на углублении не меньше 300 мм от земной поверхности. Монтаж кабельной линии, пересекающей слабо загруженные дороги производственного назначения (тупики и т.п.), выполняется непосредственно в грунте.

Если строящаяся неэлектрифицированная железнодорожная трасса или дорога автомобильного назначения пересекает уложенную ранее кабельную линию, переукладка КЛ не требуется. В этом случае вдоль КЛ необходимо проложить трубы или блоки, через которые можно пропустить кабель при ремонте КЛ. Торцы труб и блоков следует надёжно защитить от забивания их грунтом.

Пересечения КЛ с городскими трамвайными путями выполняются не ближе 3 метров от стрелочных переводов и присоединения отсосов. Кабели при этом укладываются в трубах из изоляционного материала.

Пересечение кабеля с трубами

Пересечения КЛ с трубопроводными магистралями и распределительными трубопроводами различного назначения, включая нефтепроводы и газопроводы, должны сооружаться из расчёта наименьшего допустимого расстояния от кабеля до трубы 0,5 метра. Для кабелей с маслонаполненной изоляцией эта величина должна составлять не меньше 1 метра. Уменьшить это расстояние до 0,25 м допускается, если выполнено условие, при котором кабель смонтирован в трубе, которая захватывает зону пересечения и участок протяжённостью не короче 2 метров в обе стороны от неё.

Пересечение КЛ напряжением до 35 кВ с теплотрассами выполняется с минимальным расстоянием между КЛ и перекрытием теплотрассы 0,5 м. Если по какой либо причине это условие трудно выполнить, установленное наименьшее расстояние допускается сократить до 0,25 метра. При этом увеличение температуры грунта в точке пересечения и на 2 метра в каждую сторону от теплотрассы не должно превышать:

10°С по отношению к самой высокой летней температуре;

15°С относительно самой низкой в зимние месяцы.

В случае если ни одно из названных условий не может быть выполнено, допускаются следующие варианты монтажа КЛ:

уменьшение величины заглубления КЛ до 0,5 м вместо 0,7 м, установленных пунктом 2.3.84.;

использование на месте пересечения вставки из кабеля более высокого сечения;

монтаж КЛ под теплопроводом в трубах, расположенных не ближе 0,5 метров к нему.

Дополнительным условием применения последнего пункта является обеспечение возможности замены кабеля без выполнения земляных работ, что может быть достигнуто, например оборудованием камер с обеих сторон теплопровода.

В случае применения маслонаполненных кабелей, они должны располагаться на расстоянии не меньше 1 м от перекрытий теплопроводов, в стеснённой обстановке — не меньше 0,5 м. Последнее допускается при условии, что температура грунта на пересечении и на расстоянии 3-х метров от него в каждую сторону не повышается более чем на 5°С в любое время года.

Пересечение подземных кабелей

Взаимно пересекающиеся линии кабелей изолируются одна от другой слоем грунта, имеющего толщину 0,5 метров и более. В случае если выполнение этого условия вызывает затруднения, обусловленные стеснением пространства, допускается снижение этого расстояния вплоть до 0,15 метров. При этом кабели необходимо отделить друг от друга с помощью бетонных труб или плит. Допускается применение труб или плит из другого материала, по прочности аналогичного бетону. Разделение пересекающихся кабелей должно выполняться на протяжении не меньше 1 метра в каждую сторону от точки их пересечения.

Пересечение кабелей между собой

При пересечении силовых КЛ с кабелями связи, последние должны располагаться над силовыми КЛ. Особенности прокладки силовых и слаботочных кабелей можно изучить в гашей статье «Слаботочге кабели».

Общие указания к прокладке кабелей. ПУЭ. Требования и нормы

Общие указания к прокладке кабелей. ПУЭ. Требования и нормы

ПУЭ фиксируют следующие основные требования к месту прокладки КЛ.

  • Расстояние от уложенного кабеля до фундаментов здания должно быть не меньше 0,6 метра. Под фундаментами проводить кабель нельзя;
  • Расстояние от кабеля до кустарников и деревьев составляет не мене 2 метров, если дистанцию нужно уменьшить то это согласовывают с городским хозяйством;
  • Дистанция до водопроводов и канализаций должна быть 1 м, до газопровода пониженного и среднего давления – 1 м, а повышенного давления – 2 м;
  • При пересечении кабельной линии с другой кабельной линией, то они должны разделяться между собой толщиной земли до 0,5 метра;
  • При пересечении линии автодорог и ж/д кабель прокладывают в блоках или трубах.

Процесс прокладки кабеля

  1. Подготовка траншеи

Выкопать траншею можно как механическим, так и ручным способами. Глубина залегания кабеля рассчитывается исходя из его напряжения: до 20 кВ – 0,7 м, от 20 до 35 кВ – 1 метр. Линии, проходящие под улицами, располагаются на глубине 1 метра для кабелей с любым напряжением. Маслонаполненные кабельные линии прокладывают на глубине 1,5 метра. Траншею нужно очистить от камней, мусора и других объектов, которые могут разрушить кабель.

  1. Устройство песчаной подушки.

На дно выкопанной траншеи насыпается слой чистого песка или земли, толщина которого составляет от 10 сантиметров. Далее этот слой утрамбовывают.

  1. Укладка кабеля может быть произведена 2 способами:

o Кабель размещается непосредственно в земле. Так, часто прокладывают бронированный кабель. Они покрыты оплеткой из металла и внешней оболочкой, защищающие их от давления, агрессивных химических веществ и грызунов.

o В оболочке из труб. Так укладываются небронированные кабели и также бронированные в местах пересечения с улицами, автотрассами, железными дорогами и в зонах ввода в здания.

Кабель нужно прокладывать свободно, сильно не натягивая. Нельзя прокладывать кабель в виде петель. Если в одной траншее будет проходить несколько линий электропередач, то между ними должна быть дистанция от 10 до 50 сантиметров в зависимости от напряжения кабеля. Соответственно, чем выше напряжение, тем больше расстояние. Далее замеряют сопротивление изоляции и проверяют утечку тока.

  1. Защита линии и засыпка траншеи

Кабельную линию засыпают слоем чистой и мелкой земли. Сверху этого слоя прокладывают трубу из асбеста или кирпич для защиты от просадки грунта. Нельзя использовать дырчатый или пустотелый кирпич. Далее на защиту укладывают слой грунта до середины оставшейся глубины, а на него сигнальную ленту. При пересечении кабельной линии с прочими коммуникациями, то сначала отступают от них 2 метра, а затем укладывают ленту. Затем траншея окончательно засыпается.

Технология прокладки кабеля под инженерными сооружениями

Сегодня кабельные линии можно проложить под такими местами, как дорога, газопровод, водопровод, не разрывая эти участки и не прекращая работу. Это методика называется горизонтально направленное бурение. В неё входят такие этапы:

  1. I. Сначала роется котлован в точках начала и конца скважины;
  2. II. Затем в котлован вводят полые шланги из стали, делают это с помощью бурильной установки;

III. Следующим этапом прикрепляют трос к штанге и с его помощью протягивают трубы из полиэтилена;

  1. IV. Прокладывают кабель в проложенных трубах.

Этот метод применяют для труб с небольшим диаметром.

Прокладка силового кабеля в различных условиях

Чтобы проложить кабель необходимо разработать технический проект. Выполняется он опытными инженерами и в нём учитываются все нюансы рабочей зоны, а также требования, регламентирующие параллельную укладку и пересечение с другими инженерными сетями.

В земле прокладывать кабель можно как в городских условиях, так и на дачном участке. Самым удобным и простым способом прокладки на приусадебном участке является траншейный способ прокладки в земле. Для этого применяют бронированный кабель, марки ВБбШВ (нг), состоящий из медной жилы, поясной изоляции, изоляции из ПВХ пластиката, брони из 2 оцинкованных лент из стали и оболочки из поливинилхлорида. Буквы «нг» в маркировке означают пониженную горючесть кабеля. Этот кабель не по зубам грызунам вроде крыс и кротов, его необязательно заключать в защитную трубу.

Чтобы уложить кабель подземным способом, следует:

  • Определить месторасположение трассы и сделать её разметку. Основные требования:

 Деревья должны находится не ближе 1 метра от КЛ;

 Не прокладывать кабель в местах с повышенной нагрузкой на грунт;

 Если на участке уже есть кабельная трасса, то нужно проложить новую, стараясь не пересекаться с ней;

 Дистанция от фундамента до кабельной трассы составляет от 0,6 метра, а под фундаментом прокладывать кабель запрещено.

  • Раскопать траншею на глубину не менее 90 сантиметров и очистить её от мусора;
  • Проложить песчаную подушку слоем от 10 до 15 сантиметров;
  • Провести подготовку кабеля. Перед монтажом некоторые марки кабеля нужно слегка прогреть, чтобы увеличить радиус изгиба.
  • Свободно проложить кабель в транше в виде небольшой волны. Если идут несколько кабелей, то выдержать дистанция между ними в 10 см.
  • Сверху на кабель засыпать слой песка десятисантиметровым слоем.
  • На песок засыпать слой грунта и утрамбовать его.
  • Проложить сигнальную ленту на протяжении всего пути кабеля и полностью засыпать траншею.
  • Измерить сопротивление кабеля.

Воздушный метод в основном применяют на дачных участках. Кабель заводится в дом от ближайшего столба и подключается к необходимому оборудованию. Основным минусом этого подключения является влияние на него неблагоприятных погодных условий. Например, при сильном ветре кабель может порваться. Поэтому лучше воспользоваться услугами опытного электрика для прокладки воздушной линии.

При таком способе прокладки применяется провод СИП. Если такой провод невозможно применить, то нужно в обязательном порядке осуществлять прокладку с несущим тросом, так как он надёжно будет держать кабель в стабильном положении и защищает его от снега, порывов ветра и обледенения. Крепиться кабель к тросу через каждые 0,7 метра без натяжения. Он должен свободно висеть рядом с тросом.

К плюсам воздушной прокладки можно отнести недорогую стоимость, легкость монтажа и возможность в любое время суток осмотреть кабель.

Способ прокладки в канализации для кабеля

Кабельная канализация – это комплекс проложенных в земле под кабельные магистрали ж/б лотков, канав и трубопроводов. Подземная кабельная сигнализация предполагает строительство смотровых колодцев из железобетона или кирпича с шагом до 130 метров, которые соединены между собой поливинилхлоридными, пластиковыми, асбестоцементными трубами диаметром 10 сантиметров. Глубина залегания кабеля составляет до 1,8 метра. Колодцы бывают поворотными, разветвительными и проходными.

Такой метод применяют только в специальных областях. Так как этот метод достаточно трудоемкий, дорогой и требует постоянного обслуживания, то его оптимально применять при строительстве монтажных электросетей.

Правила укладки кабеля траншейным методом в землю

Траншейный метод прокладки является достаточно популярным и простым.

Основные его моменты:

  1. Разрешается без ограничения прокладывать кабель в землю в 1-ой траншее с силовым напряжением до 500 В.
  2. Силовые кабели напряжением более 5 кВ возможно проложить в одну траншею вместе с сигнальными кабелями. Если соблюдается глубина укладки в 1,5 метра и сверху силовой кабель закрывают кирпичом или бетонной плитой. Сигнальный кабель в этом случае располагается выше силового на 45 сантиметров и с небольшим сдвигом в сторону — на 15 сантиметров. Между кабелями связи и силовыми кабелями дистанция должно быть от 50 сантиметров.
  3. Если кабельная линия будет пересекать ж/д пути, то кабель прокладывается на глубине 1,2 метра от подошвы шпалы. А при пересечении с автотрассой — на глубине 1,5 м и более от дорожного покрытия. В местах пересечения кабели устанавливаются в трубах из асбеста.
  4. При пересечении силовых линий с линиями связи промежуток между ними составляет от 25 сантиметров, при условии защиты кабеля асбестоцементной трубой. Если такой трубы нет, то расстояние составляет от 50 сантиметров.
  5. Дистанция между силовыми кабелями и другими объектами под землёй должна быть 50 сантиметров от этих объектов. На участке пересечения силового кабеля с сигнальным, последний необходимо установить в трубу из асбеста.
  6. Пересекающиеся сигнальные подземные электролинии проходят на расстоянии от 0,1 м друг от друга.
  7. Прокладывать силовой, сигнально-блокировочный и контрольный кабель напряжением до 1 кВ можно на глубину 80 сантиметров в междупутье и вне путей, под шоссе и грунтовыми дорогами – 1,5 метра, а под железнодорожными путями – 1,2 метра. При обеспечении защиты кабеля кирпичом или железобетонными плитами глубина траншеи в скалистых грунтах составит 50 сантиметров.
  8. Кабельная магистраль не должна располагаться ближе 10 метров от глухих пересечений и стрелочных переводов и приближаться к ним не ближе 3 метров.

В грунте ж/д путей запрещена прокладка кабеля на следующих участках:

✓ если произошла деформация путей, то есть сплыв откосов, просадка, сдвижка и другое.

✓ если ширина обочины земляного полотна меньше 40 сантиметров;

✓ с нестабильным земляным полотном;

✓ в скальных грунтах по дну улавливающей траншеи.

Технология установки кабельных линий СЦБ в траншеи.

В частности, сегодня применяется для размещения кабельных линий СЦБ и связи подземные способы: в траншеи или в кабельную канализацию.

Технология монтажа жёстких анкерных линий в траншеи следующая:

  1. перед начальным этапом работ кабель проверяется на наличие повреждений на оболочки из металла. Также определяется сопротивление изоляции, отсутствие разрывов жил и сообщений и между ними.
  2. проверенный и испытанный кабель готовят к укладке в траншею. Для этого кабельные барабаны развозят по трассе. Когда барабаны перекатывают и грузят на транспорт необходимо следить, чтобы барабан крутился в направлении указанной стрелки на барабане.
  3. кабель разматывают с барабана. Прокладывают кабель в траншее можно с помощью лопат или механизмов.

Перед тем как раскатывать кабель и опускать его в землю, необходимо:

✓ выкачать всю воду из траншеи;

✓ очистить дно траншеи от камней, стекла, строительного мусора;

✓ осуществить контроль за наличием нужного числа труб, желобов и т. д., их техническое состояние;

✓ провести осмотр пересекающих траншею наземных и подземных сооружений и определить можно ли прокладывать кабель около данных объектов;

✓ при потребности на дно траншее засыпать слой песка или чистой земли десятисантиметровой толщиной и более.

  1. Когда кабель раскручивается вручную, то рабочие несут размотанный кабель на руках и изначально укладывают его на обочине траншеи. А затем он укладывается в траншею. Чтобы кабель не натягивался при перепадах температуры и смещении грунта его прокладывают с запасом свободными волнами.
  2. Прокладка электролинии в траншее с помощью кабелеукладчика возможна с буксированием его тягачом. Размотка барабана при этом производится либо вручную, либо специальным устройством.
  3. Все работы по прокладке кабеля в грунт, которые ведутся кабелеукладчиком на ж/д ходу или при раскопке траншей с пути, должны проводиться при отключенном напряжении и воздушной линии. Возможно, проводить установку электролиний в траншеях без убранного напряжения при наличии ограждающих устройств или сооружений, которые располагаются на расстоянии 2 метров.
  4. После укладки кабеля траншея засыпается грунтом. Если в данном месте земля мягкая, то засыпку делают ей же, а в каменистых и скалистых грунтах кабель заблаговременно засыпают пластом песка или мягкой земли. Для этого сначала укладывают слой грунта в 20-30 см и хорошо утрамбовывают. Затем насыпают еще один слой и тоже утрамбовывают.

В населённых пунктах и на территории станций для уменьшения последующей усадки грунта, его засыпка и утрамбовка ведётся с одновременной поливкой грунта водой.

© 2019 — 2020, wpadmincheg963. Все права защищены.