Контролька автомобильная на светодиодах

автоэлектрик

Сайт автоэлектрика. Практика ремонта, электросхемы и т.д.

Самая крутая контролька автоэлектрика своими руками!

Всем известно что контролька(пробник) это самый, или почти самый главный инструмент автоэлектрика, она позволяет по быстрому проверить напряжение в важных частях проводки, «пробежаться по предохранителям». Да, для этого есть мультиметр, но попробуйте проверить пятьдесят предохранителей в блоке предохранителей мультиметром, это долго и муторно.

У меня есть несколько мультиметров, токовые клещи, осциллограф, сканеры-шманеры всякие и это всё используется каждый день, но контролька очень нужна при проведении первичной диагностики, проверки предохранителей. За более чем десять лет работы автоэлектриком я делал много контролек, это были варианты с резистором, светодиодом и шилом из тяги от китайских замков. Минус такой контрольки в том что невозможно определить какое напряжение мы измеряем, светодиод одинаково весело светится и от 12 вольт, и от 8, из-за этого можно зайти в тупик при поиске неисправности не увидев очевидную просадку напряжения. Я это проходил, как результат, поиск простой неисправности растянулся на несколько часов, после этого светодиодные контрольки ушли из моей работы.

Также были варианты в вилке прикуривателя с батарейкой и двумя светодиодами, показывающие и плюс и минус имеющие теже недостатки.

Вобщем в какой-то момент я решил что мне нужна хорошая «взрослая» контролька, с цифровым выводом информации, небольшим размером, с приличным дизайном, с возможностью зарядки от усб. Дисплей был выбран OLED 128*32, он имеет подходящие габариты и не требует подсветки. В качестве источника питания подошёл аккумулятор Robiton LP401225 ёмкостью 90мА. Управлять этим всем будет микроконтроллер Atmega328p. Также было решено запилить режим осциллографа. Корпус был смоделирован в программе Компас 3D и изготовлен на 3D принтере.

В итоге получилось вот что

Эту контрольку я использую уже около года, также несколько моих друзей пользуются такими. Получилось на мой взгляд круто. Не сказать что это было просто, но результат стоит того. Далее (по мере свободного времени обновляю статью) я вам расскажу как я делал такую контрольку и научу как сделать такою же. При наличии желания и свободного времени вы сможете собрать точно такую же.

NOTE: проект не коммерческий, поэтому вопросы как и где купить не задавайте.

Вот примеры использования этой крутой контрольки

После того как я определился с компонентами для сборки контрольки нужно было всё это скомпоновать для того чтобы определиться с размерами будущей печатной платы и корпуса. Для моделирования использовал Компас 3D версии 16 Home лицензионный. Вот что получилось.

Корпус тоже создаём в Компасе.

Вот такая сборочка получилась

Далее сохраняем смоделированный корпус в формате STL и открываем в программе CURA.

В этой программе настраиваем нужные параметры для печати на 3д принтере, сохраняем файл и запускаем печать.

Вот такой корпус получился

Впринципе можно его обработать, покрыть лаком и использовать, но напечатанный на принтере корпус недостаточно прочен, поэтому я изготовил из силикона формы для заливки пластика.

Дальше была разработана в sprint layout плата и изготовлена с помощью лута. К сожалению фотографий той платы не сохранилось. После отладки я заказал платы а промышленом качестве. Сборка контрольки своими руками.

После этого была написана программа для атмеги.

to be continue…

Какой-то ШИМ, уже даже не помню что это и на каком автомобиле)

Проверка мотора дворников на гранте, сигнал концевика редуктора, очень удобно.

Проверка блока управления вентиляторами на Митсубиси, шим сигнал управления.

Проверка кислородного датчика на Митсубиси паджеро

контролька автоэлектрика, пробник автоэлектрика, миниатюрный осциллограф, осциллографический пробник, контролька на микроконтроллере авр, корпус своими руками на 3д принтере, моделирование корпуса электроники в компас 3д

Как сделать контрольку автоэлектрика своими руками

Здравствуйте любители авторемонта своими руками. Сегодня я расскажу вам, как сделать контрольку автоэлектрика своими руками. Схема ее очень простая и очень эффективная в работе автоэлектрика.

Я не буду вам забивать голову тем, какими расчетами необходимо пользоваться, для моделирования контрольки автоэлектрика, если только самую малость.

Просто постараюсь доступно объяснить, как сделать контрольку быстро и правильно, и какие детальки вам понадобятся.

Итак контролька автоэлектрика должна быть практичной и максимально работоспособной.

На самом деле самый быстрый способ, что бы контролька оказалась у вас в руках — это купить ее в ближайшем магазине.

Но не забывайте, что такую контрольку автоэлектрика вы не купите ни где.

Контролька автомобильная состоит в нашем случаи из следующих деталей:

— светодиод (будем применять красного цвета);
— резистор 800 ом (сопротивление);
— тоненький медный проводок порядка 20 см;
— гвоздик (самый обычный тоненький гвоздик);
— шариковая ручка (точнее корпус от шариковой ручки);
— маленький крокодильчик;
— многожильный тонкий медный провод.

Объединив все это во едино при помощи паяльника контролька автоэлектрика своими руками будет готова.

Итак схематично наша контролька автоэлектрика будет выглядеть так:

И все это художество необходимо красиво и аккуратно упаковать в корпус шариковой ручки.

Вот так у вас примерно должно получится.


Контролька 12 вольт светодиодная своими руками готова.

Но весомое преимущество этой контрольки в том, что она на самом деле не только на 12 вольт, а гораздо больше.

Она успешно меряет напряжение автомобилей и на 24 в и оборудование на 36 в, и даже больше.

Но есть не большой нюанс.

К свечению светодиода на разных напряжениях надо привыкнуть и понимать (визуально понимать), что происходит.

Маленький пример из опыта: измеряем участок цепи с целью найти напряжение 12 в на одном из имеющихся проводов, напряжение было обнаружено на одном из проводов, но светодиод светится немного тусклее чем должен светиться на чистых 12 в.

Дело в том, что контролька показывает напряжение проходящее через катушку реле.

Иными словами электрическая цепь замкнулась именно через контрольку, но за счет катушки находящейся в реле напряжение на светодиоде немного уменьшилось и светодиод светится немного тусклее, но все же светится.


А вот контролька на обычной лампочки в этой ситуации гореть вообще не будет.

Вот по этому надо «понимать визуально», как пользоваться этой контролькой.

Вот наверное этим контролька автоэлектрика на светодиоде и отличается от контрольки на лампочке.

Небольшое видео о том, как сделать, и как пользоваться контролькой автоэлектрика.

Обязательно прочитайте статью «Как научиться читать электрические схемы автомобиля» или посмотрите видео в конце статьи.

В статье вы узнаете, в каких именно местах необходимо проверять узлы той или иной электрической цепи автомобиля и контролька автоэлектрика вам в этом очень пригодиться.

C уважением автор блога: Doctor Shmi

Как пользоваться контролькой в авто

У каждого автолюбителя или автоэлектрика обязательно должна быть контролька, которой можно было бы замерить напряжение или найти неисправность в автомобиле.

В этой статье, я хочу вам показать, как можно сделать отличную и не сложную контрольку для себя. Делать будем на аккумуляторе, чтобы не менять батарейки.

Она будет лучше, чем контролька, которая просто с лампочкой, потому что одним движением вы сразу можете определить, что у вас на проводе есть плюс или есть минус, или нет ничего.

Итак для изготовления сегодняшней контрольки мне понадобятся следующие элементы.

-Корпус для батареек. Отсек на две пальчиковые батарейки с выключателем. Буду использовать этот отсек, как корпус для контрольки, в нём буду размещать все необходимые элементы.

-Также понадобится крокодил для массового контакта
— Иголка, можно любую иголку, которую посчитаете нужным
— Кнопочка для включения нагрузки.
— Две миниатюрные лампочки 12-вольтовы.
— Аккумулятор на 3,7 вольт, не помню насколько ампер, ну неважно любой малогабаритный, который будет помещаться в данный корпус..

— Светодиодики, один у меня белый и второй красный, номиналы резисторов к ним я подбирал по яркости свечения светодиодов, чтобы видно было.

— Пьезопищалка, она будет пищать при подаче на него питания.

Приступаем к размещению элементов внутри корпуса. Для начала удалим из него лишние элементы, чтобы поместить необходимые. Просверливаю в корпусе отверстие и закрепляю в нем иглу. К игле припаял площадку, которая упирается в корпус, со второй стороны прикрутил винтиком с помощью контактной группы. В дальнейшем я эту контактную группу залью горячим клеем.Игла металлическая, поэтому ее необходимо залудить. Я использую для этого ортофосфорную кислоту. Под зуммер просверлил отверстия рядом с иглой, чтобы выходил звук. Рядом с зуммером будет находиться аккумулятор.

В корпусе просверлил отверстие немножко неровно для светодиодиков и для лампочек.

Вот нарисовал схему моей контрольки

Два светодиода подключены параллельно и встречно, то есть в разном направлении.

Зачем нужен выключатель? Если подключить щуп и крокодил к блоку питания, и включить контрольку, то аккумулятор будет заряжаться. Вторая причина — часто, при выезде, щуп замыкался с крокодилом и контролька разряжалась. Выключатель поможет уберечься от такой неприятной ситуации.

Зуммер помогает дистанционно понять, что цепь замкнута.
Лампочки и кнопка нужны для того, чтобы на искомом проводе создать нагрузку. С их помощью мы можем определить силовой «плюс». Также они помогают найти провода управления центральным замком. Одна лампочка потребляет примерно 50 мА, а для отработки центрального замка нужно большее напряжение. Поэтому я был вынужден использовать 2 лампочки.

Сам процесс пайки и монтажа.

После того, как спаяли все элементы, необходимо залить их горячим клеем, чтобы ничего не болталось. Перед фиксацией обязательно проверяем работоспособность.

Мое размещение элементов в корпусе — не панацея. Каждый может доработать месторасположение под себя. Делается контролька автоэлектрика своими руками достаточно просто, поэтому каждый сможет повторить процесс у себя дома!

Привет друзья, коллеги, подписчики!

Периодически теперь буду выкладывать инструмент которым я сам пользуюсь и всем рекомендую.

У каждого профессионального автоэлектрика по защите от угона обязательно есть контрольно-измерительные приборы которыми он пользуется по мере необходимости, такие как осциллограф, мультиметр и конечно же контролька.

На контрольке остановлюсь поподробнее.
В продаже можно найти полно всяких разных, всякие светодиодные пищащие и от производителя сигнализаций.
Кто имел опыт работы с большинством из них прекрасно понимает, что одни страдают качеством, другие опасностью «спалить» штатные блоки автомобиля, при поиске необходимой цепи, третьи просто огромны и неудобны да и тоже ломучие, да да, это я про контрольку одного производителя сигнализаций 🙂

Разумеется в «узких» кругах данная тема уже пройденный этап и мы не ищем в инете инфу про контрольки и что лучше купить, мы просто знаем что это за прибор и покупаем его 🙂

Вот так выглядит моя контролька, которой я пользуюсь каждый день.

Что лично мне в ней нравится:
1) Ее разработал эксперт-разработчик радиоэлектронной аппаратуры, знающий все нюансы правильной схемотехники и особенности электрики автомобилей. Такой контролькой можно безопасно работать с современными автомобилями и быть уверенным в сохранности штатных цифровых блоков.
2) Долговечная и надежная.
3) Есть две кнопки, удобные для поиска некоторых типов цепей, со второй кнопкой необходимо быть осторожным, об этом читайте ниже.
4) В руках сидит очень уверенно и удобно
5) Иглу подтачивать приходится очень редко, это с учетом больших объемов работ. Если объем работ небольшой, к примеру 20 автомобилей в месяц, то про заточку иглы вспоминать будете раз в пол года-год.
6) Ремонтно пригодная. Элементарно, оторвался провод по какой-то причине или решили заменить на новый, у некоторых это большая проблема, а тут всё сделано так, чтобы было удобно отремонтировать, тоже большой плюс.

Из минусов пожалуй это цена, хотя с другой стороны если сравнивать с аналогами и учесть от каких проблем может она обезопасить, то цена условно бесплатная.

И так небольшой обзор этого контрольного прибора.

На приборе есть две кнопки

При нажатии на верхнюю кнопку на иглу будет идти минусовой сигнал через микро лампочку, вот с чем с чем но с этой кнопкой необходимо быть аккуратным. Безусловно она необходима, когда ищем силовые цепи, тем не менее тыкаясь в цифровые цепи стоит пользоваться второй.

Вторая, нижняя кнопка, то есть та что ближе к игле, подает минусовой сигнал на иглу через безопасное сопротивление 50 Ом.
Что может быть полезно в поиске цифровых цепей, например подпора радиоканала и не переживать о том, как бы не «спалить» дорогие контроллеры.

Как пользоваться? Элементарно!

Сейчас просто дотронулся до клеммы «+»

Сейчас существуют специальные индикаторные отвертки, которые позволяют определить напряжение в сети. Но, такие отвертки есть далеко не у каждого человека. В этой статье мы решили рассказать, как сделать контрольку своими руками на 12 и 220 вольт. С помощью них вы сможете без проблем определять есть ли напряжение в розетке, или определиться, какой предохранитель вышел их строя в автомобиле. В этой статье вы найдете основные способы, схемы и видео-инструкции.

Разновидности

Всего существует два типа контрольок: для дома и автомобиля. Они существенно отличаются друг от друга, для дома можно использовать на 220 Вольт, в то же время для автомобиля можно использовать контрольку только на 12 Вольт. Собираются они похожим образом, единственное отличие – это источник света, которые используется. Давайте разберем, как сделать контрольку своими руками, и что нам для этого нужно. Также читайте: автоматическая подсветка шкафа

Делаем контрольку для дома

Чтобы сделать контрольку для домашнего использования нужно подготовить следующие материалы:

  1. Электрический патрон.
  2. Лампу на 220 Вольт.
  3. Медные провода (можно и другие), длина проводов должна составлять 50 см минимум.
  4. Ленту для изоляции или другую защиту.
  5. Щупы.

Схема подключения контрольки выглядит следующим образом.

Нужно просто подключить провода к патрону и вкрутить обычную лампу. Как видите, самодельная контрольная лампочка на 220 вольт имеет довольно простую конструкцию, собрать ее своими руками сможет даже маленький ребенок.

Помните! Необходимо делать качественную изоляцию, желательно, сделать намотку на конец, так будет удобно пользоваться. Не делайте слишком большие наконечники, ведь их можно случайно зацепить рукой.

Посмотрите, как делают это профессионалы.

Как сделать контрольку своими руками для автомобиля

Здесь процесс изготовления довольно сложный, но если взять в учет стоимость контрольки на данный момент, то лучше ее сделать самостоятельно.

Вот так выглядит схема контрольки для автомобиля.

Давайте подробней разберем, что означает каждое значение.

VD1 и VD2 – это светодиодные ленты на 12 Вольт, они дают сигналы, когда фаза и когда ноль.

HL1 – это лампа на 1.2 Вт. Она проверяет «слаботочку», такая проверка осуществляется при включении дополнительной кнопки, которая указана на схеме.

В качестве щупа можно использовать обыкновенные саморезы по дереву.

Рекомендуем выбирать провод акустический, он более гибкий и так быстро не повредится. Длина должна составлять минимум два метра, ведь часто нужно производить измерения в салоне автомобиля. Узнайте о том, как сделать мини паяльник из ручки.

В качестве корпуса можно использовать обычный прикуриватель, его можно найти в любом магазине.

Вот такое видео мы нашли в интернете, здесь вы найдете подробное описание о том, как работает контролька для автомобиля.

Главный инструмент автоэлектрика! Светодиодная контролька с пищалкой!

Тружусь автомобильным электриком, работая с проводами контролькой часто слышу от клиентов — вооот, классно, уметь бы пользоваться чтобы находить что нужно!
Потому запилил видео на тему о том, что за такая контролька, зачем нужна и как ею пользоваться.

Казалось бы штука простая до очевидности, но есть нюансы, которые нашлись в практике при работе с ней, и этими нюансами я поделился естественно.

Думаю будет полезно тем, кто сам ковыряет электрику в машинах.

Волговод, ну вот где ты позавчера был, когда я, по ошибке купленный переключатель света фар, колхозил от 35го ская на 24ю серену. Плюнул ведь в итоге и купил сегодня утром от икса 30го.

Утащу в закладки.

Это хуйня еще,иголкой протыкать.

Я на СТО видел, как установщик сигнализации особо не парился, и выискивал нужные провода надрезая их канцелярским ножом с примотанным проводом.

протыкать изоляцию — имхо — последнее дело. лучше в сам разъем иголку сунуть.

по проверке предохранителей — не согласен. может стоять предохранитель на нагрузку, которая идет через реле какое-то например и постоянно включить ее невозможно (тот же клаксон, выдвижная антенна, да банально вентилятор охлаждения). В чем проблема, если мы на обоих «концах» предохранителя увидели массу? Как это может говорить о неисправности предохранителя при выключенной нагрузке? Хотя я не такой пищалкой, а тестером их проверяю у себя, просто взял оба щупа в руку как китайские палочки и пошел по всем предохранителям в режиме прозвонки.

Romantik4x4
Не нравится мне агрессивные настрои, спокойнее будьте, и конструктивный диалог сбудется 🙂

Момент который я упустил на самом деле(!)
Да, дырки в изоляции проводов от проколов иголкой, на порогах, и в местах где есть влага — лучше изолировать, или банально мазнуть герметиком.
Т.к. действительно — через какой-то промежуток времени, при попадании туда воды, провод может окислится и отгнить.

Такие места это как правило под капотом, в багажнике, в порогах/полах.

Теперь по поводу ваших вопросов.

Слаботочные цепи вполне нормально реагируют на данную контрольку.
Я сам озадачивался этим вопросом,даже на профильных форумах уточнял — все отлично работает у всех.
У меня тоже кстати.

Колхозом называть запрещаю.
Штука более удобная, нежели мультиметр при большинстве случаев.
Не заменяет мультиметр ни в коем случае. Но при поиске банальных =/-/сигнал аналоговый, она удобнее.

1) Контролька.
Крокодил на массу — и вперед иголочкой проверять
Зеленый огонек — масса.
Красный огонек плюс.

С мультиметром этого не выйдет.
Он будет показывать или ничего с отключенным щупом, или ничего с подключенным к массе, или напряжение если к плюсу подключить.
Т.е. нужно переставлять щупы на измерении каждого провода, что в принципе трудоемко до глупости.

Да и банально контролька компактна, а мультиметр — нет.

2) Ищем сигнал тахометра. Он быстро меняется, плюс минус плюс минус.

Контролька переключается мгновенно, мигая светодиодами разных цветов и издавая звук тртртртртрт.
Она сразу же индицирует типа сигнала в реальном времени, без задержек.
Легко и просто.

Мультиметр, в силу своей инерции (а ему как правило нужна секунда подумать) начнет просто тупить и показывать бред на экране.
(дорогие мультиметры с частотомерами всякими не беру в расчет даже — это профоборудование) уже практически.

И опять же — о компактности вопрос.

3) По поводу просадки — вопрос какого плана просадка.
В любом случае при корявой работе электрооборудования Я начинаю поиск с питания, банально стараясь подать нормальное напряжение на электрооборудование.
Конечно, тут можно померять и мультиметром, сколько приходит, того напряжения. Тут он незаменим. Впрочем я и не говорил что контролька заменяет мультиметр заметьте)

4) И да, минус мультиметра, из-за высокоомного входа видать.
Он видит то, чего нет.
Например напряжение покажет в 12 вольт, а вешаешь нагрузку — оно падает в ноль.
Потому что напряжение шло через лужу по полам.
Это реально из практики.

Контролька же если и будет указывать наличие напряжения, то едва светясь.

Когда на длинном проводе малого (для нагрузки) сечения, без нагрузки определяется номинальное напряжение, а при нагрузке чуть не ноль, во всяких там ПУЭ и ПТЭЭП это называется падением напряжения. Кабель среди прочего еще и по допустимому падению напряжения считать надо. Но это жёсткий офтоп.

И таки даже я облажался, это потеря напряжения, хотя всю дорогу падением называем.

падение, просадка — какая разница?

А вот потеря ИМХО — это не совсем то. Это когда в двух точках кабеля (без каких-либо доп. нагрузоу) у тебя разное напряжение измеряется.

Через смартфон? Реально убил!
Тот который через смартфон/планшет позволяет видеть ошибки по разным блокам, а не только по пихлу стоит не 200р.
И хорошо, ну увидел ты ошибку через смарт, а дальше? Ну как вариант посмотрел еп в инете ( она ессно OBD2) а дальше? Процедур по тому что с ней делать ты в смарте увидишь далекотне для многих авто. WIS, Elsa, Vida и тп для смартов нет, для япов есть мануалы в пдф, качать их в смарт? И как экраном смарта даже в 6″ работать по этой ошибке? Не сильно удобно изза размера текста, таблиц и картинок.
И еще есть вариант модулем ELM327 за 200₽ сжечь какой нить модуль даже не успев подключиться, на али разные чудеса бывают
Как вариант для работы со своим авто и нормальнам функционалом — полноценный клон чего либо нормального, но это уже 5000.

А мульт и контролька сильно разные инструменты, предназначенные для разных целей. Тут важно одно- исключить попадание этих инструментов в шаловливые ручки рукожопых тожеслесарей и тожедиагностов

JJHH
Давайте будем чуть реальными фактами, а не догадками.
Я делюсь опытом из практики, а не теории, стало быть можно и прислушаться, если вам эта тема интересна.

Мультиметр для других вещей.
Минусы и плюс мультиметра и контрольки описал постом выше. Большим таким.
Это просто РАЗНЫЕ вещи в работе.

Лампочки разной мощности с припаянными проводами, как в 20 веке, у меня ТОЖЕ есть, для определенных целей.

1) Для того, чтобы нагрузить цепь, и увидеть что она не просаживается через гнилой провод, или плохой контакт.
Т.к. мультиметр без нагрузки фиговый контакт не видит, контролька — с трудом, а вот лампой видно будет сразу, держится там ток, или нет.

2) Для поиска коротких замыканий.
Когда в машине сгорает предохранитель, как вы будете искать короткое замыкание?
Конечно где — то какой то модуль сгорел, или в фаре замкнуло, или провод перетерся/не заизолирован и замкнул на кузов. (последнее наиболее часто происходит)
Отключили вы все блоки, фары и т.п.
ВСЕ РАВНО сгорает предохранитель. Как быть дальше?
Тыкать новые и новые преды пока не задымиться что нибудь?)
НЕТ.
Берем лампу, как в начале 20-ого века, с припаянными проводками.
Мощность лампы примерно равна мощности потребителя, который питает этот предохранитель.
Подключаем лампу вместо предохранителя. И идем дергать все подряд провода.
При коротком замыкании лампа с одного вывода получает постоянно плюс, с другого — массу от замкнутого места.
Когда замыкание хоть на секунду вы прекратите, дергая провода — лампа ли потухнет (при отключенных потребителях, фарах и т.д.) т.к. вы выходит минус от лампы отключите, либо начнет светится в половину своей мощности, при подключенной нагрузке. Т.к. ток пойдет через нагрузку и лампу.

Просто и со вкусом, очень помогает в элементарных замыканиях, не уничтожая по 2 пачки предохранителей.

blow05
Про иголку согласен, написал уже выше.
Но разъем порой далеко, отсутствует даже.
В чем проблема при выключенном напряжении я пояснил в видео, раза два, с рисунком. Если вы так и не поняли, я понятнее не смогу пояснить. Без обид.
Ваш способ тоже может работать.
А может и подвести порой из-за того, что предохранитель все же включен в десятки других цепей.

Как собрать контрольную лампу на 12 и 220 В?

Несмотря на огромное количество измерительных приборов и индикаторов, используемых как в бытовых, так и в производственных задачах, из обихода не перестают выбывать контрольные лампы. Такое устройство можно без проблем и капитальных затрат собрать самостоятельно. Наиболее распространенные модели предназначены для использования в бытовых и автомобильных цепях. Поэтому в данной статье мы разберем, как собрать контрольку на 12 и 220 Вольт своими руками.

Для домашней сети

Отличительной особенностью бытовой сети и подключаемых к ней приборов является питающее напряжение на 220В. Поэтому все запчасти для контрольки должны выбираться исходя из этой величины.

Из запчастей вам понадобятся:

  • два провода – если контролька вам нужна для одноразового использования, можно использовать и алюминиевые провода. Если вы планируете применять ее неоднократно, лучше брать медный многожильный провод, так как он не боится перегибов и более удобен в эксплуатации.
  • патрон под лампочку – выбирайте только закрытые модели из изоляционного материала, никаких оголенных токоведущих элементов, к которым был бы открыт доступ, быть не должно.
  • контрольная лампочка – выбирается в соответствии с размером цоколя патрона, а при наличии защитного кожуха и по габаритам колпака.
  • щупы – не являются обязательным элементом контрольной лампы, но значительно упрощают работу, а при наличии упоров еще и повышают безопасность. В качестве щупа можно устанавливать не только заводские изделия, но и любые подручные средства – болты с накрученными гайками, спицы и т.д.
  • колпак или защитный кожух – также не является обязательным элементом, но снижает вероятность повреждения особо хрупких деталей. По конструкции бывает сплошной или решетчатый.

Последние два пункта актуальны для контрольки многоразового использования, если вы хотите прозвонить цепи электропроводки один раз, можно собрать тестер без щупов и кожуха.

Изготовление контрольки на 220В

Чтобы собрать контрольку, вам потребуются такие инструменты: отвертка, паяльник, кусачки или пассатижи. В зависимости от ситуации, вам может понадобиться только часть этих приспособлений. К примеру, если пайка не предвидится, можно обойтись и без паяльника. Следует отметить, что провода к патрону можно припаивать, а не прикручивать, так получиться надежней.

Процесс изготовления состоит из таких этапов:

  1. Разберите патрон на составляющие элементы, чтобы получить доступ к точкам подключения;
  2. Подключите провода к выводам патрона, для этого заведите их в клеммный зажим и плотно зажмите отверткой, а если такое соединение не предоставляется возможным, припаяйте провода к выводам;
  3. Соберите патрон, провода контрольки выведете в специально предназначенное для этого отверстие;
  4. Подключите или припаяйте щупы к выводам проводов, места подключения или пайки заизолируйте, сами щупы должны иметь достаточную изоляцию, чтобы в ходе работы исключалась возможность прикосновения к оголенным токоведущим деталям;
  5. Вкрутите лампу в патрон, при необходимости, закройте ее защитным кожухом.

Рис. 1: Готовая контролька на 220В

Контролька на 220 В готова к использованию для прозвонки проводов и электрических цепей. При постоянной работе такой контролькой не забывайте периодически проверять ее работоспособность в заведомо исправной сети, находящейся под напряжением.

Для автомобиля

Автомобильная контролька, в отличи от бытовой, выполняет измерительные операции в цепях постоянного тока с питающим напряжением 12 В. Поэтому вы не сможете использовать контрольку на 220 В в качестве автомобильного пробника. Но принцип изготовления будет идентичным, хотя для диагностики автомобиля вместо лампочек очень удобно использовать светодиодные контрольки.

В виду технических особенностей электропроводки автомобиля, контролька на 12 В, выполненная по принципу описанному выше, не предоставляет полной информации о положении дел в цепи. Из-за чего контролька автоэлектрика может оснащаться такими функциональными дополнениями:

Рис. 2: модернизированная автоконтролька

Такая схема, помимо контроля состояния цепей, позволяет определить плюс или минус на выводах и интенсивность сигнала. Благодаря разнополярному включению светодиодов, один из них загорится при касании к положительному контакту, а второй будет сигнализировать при контакте с минусовой клеммой.

Для реализации такой автотестконтрольки вам понадобятся:

  • Соединительные провода – подбираются в соответствии с вашими потребностями, но профессиональные автоэлектрики рекомендуют делать длину не менее 2м, так как устанавливать щуп приходится и в труднодоступных местах;
  • Щупы могут представлять собой штекеры или крокодилы, для одноразового использования можно просто зачистить края проводов от изоляции и обойтись без щупов;
  • Патрон под лампочку и сама лампочка на 12В, если прибор освещения имеет другой принцип подключения, устанавливается патрон соответствующего типа или провода припаиваются к выводам лампы (светодиода) ;
  • Кнопка – предназначена для коммутации в цепи контроля, выбирается по величине коммутируемого тока;
  • Два светодиода – в данном примере используются разноцветные модели (красный для сигнализации плюсовой клеммы и синий для минусовой);
  • Корпус – предназначен для размещения всех деталей и установки световых сигнализаторов на видном месте, в качестве корпуса можно использовать маркер, фломастер или пластиковый тюбик из-под клея.

Выбор вспомогательных элементов ограничивается только вашей фантазией и подручными средствами, которые вы найдете в своем гараже, квартире или мастерской. Если вы изготавливаете автомобильный тестер для конкретной цели, вы можете исключить определенные элементы из схемы, чем значительно упростите устройство. Так, наиболее простой контролькой считается модель с одной лампочкой или низковольтным светодиодом.

Простейшая контролька на 12В для индикации цепи

Для изготовления такого устройства вам понадобиться одноразовый шприц, лампочка на 12 В (можете заменить ее светодиодом), провод, канцелярская резинка, канцелярский нож, пассатижи.

Процесс изготовления состоит из таких этапов:

  • разберите иглу от шприца и проденьте ее в пластиковое основание таким образом, чтобы одни конец полностью погружался внутрь шприца – он должен выполнять роль контакта для лампочки. Рис. 3: положение иглы в пластиковом основании
  • отмерьте такую длину провода, чтобы вам было удобно обмотать его вокруг цоколя. Зачистьте этот участок от изоляции, обмотайте вокруг лампы и затяните при помощи пассатижей. Эту процедуру можно заменить пайкой для обеспечения более надежного контакта.
  • если цоколь лампы свободно ходит внутри шприца, наденьте сверху на него канцелярскую резинку для уплотнения. Вставьте лампу таким образом, чтобы незадействованный контакт соприкоснулся с иглой. Рис. 4: вставьте лампочку в шприц
  • поршень от шприца обрежьте так, чтобы он закрывал лампу вровень с корпусом. Проделайте в поршне отверстие для провода, иначе изготовление может сильно затрудниться.

Рис. 5: готовая контролька из шприца

Контролька готова, можете использовать ее для отыскания цепи в автомобильной проводке или проверять исправность отдельных элементов.

Контролька для определения полярности

Это более сложный вариант, для такой контрольки вам понадобятся два светодиода, можно использовать светодиоды smart (возьмите разные цвета для удобства), корпус (в данном случае используется нерабочая индикаторная отвертка), паяльник, резистор на 1000 Ом. Процесс изготовления контрольки состоит из таких этапов:

  • спаяйте светодиоды и резистор, как показано на рисунке; Рис. 6: схема подключения светодиодов
  • зафиксируйте конструкцию на контактных пружинках (отлично подойдут те, на которых держалась лампочка в отвертке); Рис. 7: зафиксируйте светодиоды на пружинах
  • установите модернизированную световую сигнализацию назад в индикаторную отвертку. Рис. 8: готовая контролька в индикаторе

Тестер готов, теперь при касании плюсового контакта у вас будет гореть один светодиод, а при касании к минусовому – второй. Но помните, рабочий номинал такой контрольки не подходит для бытовых сетей 220В – он определяется рабочим номиналом световых элементов.

Видео инструкция