Почему масляный радиатор щелкает?
Масляный обогреватель щелкает при нагреве: почему это происходит и что делать
Самым распространенным обогревателем для небольших помещений является масляный радиатор отопления. Он не вызывает сложностей в процессе управления, имеет компактные размеры и обладает достаточным коэффициентом теплоотдачи. Существует огромный ассортимент таких устройств, отличающихся и количеством секций, и мощностью, и временем непрерывной работы. Если масляный обогреватель щелкает при нагреве, то необходимо выяснить причину неисправности, и устранить ее.
- Принцип работы масляного обогревателя
- Почему трещит масляный обогреватель при нагреве
- Что делать, если масляный обогреватель трещит при нагреве
- Советы профессионалов
- Заключение
Принцип работы масляного обогревателя
Устройство внешне представлено в виде секционного радиатора отопления, похожего на гармошку. В герметичной емкости находится минеральное масло и воздух в объеме 15%, такое содержание компонентов не дает металлу ржаветь. Корпус оборудован:
- двойным тэном;
- термопредохранителем;
- термореле;
- выключателем;
- индикатором;
- отвесом;
- электропроводом.
Принцип действия агрегата заключается в разогревании минерального масла при помощи трубчатого электронагревателя, расположенного внутри прибора. Именно посредством разогретого масла корпус устройства получает тепловую энергию, а уже от него происходит обогрев воздуха в помещении. Благодаря наличию датчика температуры ТЭН включается/отключается.
Масляный обогреватель при соблюдении правил эксплуатации не является взрывоопасным прибором
Почему трещит масляный обогреватель при нагреве
Среди причин появления треска в масляном обогревателе, который проявляется до 3-5 минут, стоит отметить:
- Попадание влаги (водяного пара) в герметичный корпус с минеральным маслом. Это явление часто наблюдается при сборке обогревателя в помещении с повышенной влажностью. В отключенном состоянии и при холодном масле вода начинает конденсироваться. Когда масляный обогреватель включают, жидкость нагревается, причем это происходит быстрее, чем у масла. Если в обогревателе щелкает масло, то это означает, что оно закипает. Через 10-15 минут этот посторонний звук обычно исчезает.
- Смешение рабочей жидкости с воздухом. Это может произойти в случае переноса обогревателя в другое место, либо при неаккуратном обращении, падении. При включении устройства температура внутри растет, пузырьки воздуха расширяются, увеличиваясь в объеме, после чего устремляются вверх. Именно в тот момент, когда они начинают лопаться, появляется ощущение, что масляный обогреватель стучит. Такие неприятные проявления пропадают после полного прогрева минерального масла.
- Треск в результате нагревания металлических элементов. В большинстве случаев в масляном обогревателе клацает биметаллический размыкатель, расположенный в термореле. Когда он нагревается, то происходит размыкание, а при остывании до определенной температуры – смыкание. Основным признаком этого процесса и является щелчок.
В случае более длительного периода проявления устройством тревожных звуков, чем 10-15 минут, стоит начать беспокоиться. Масляный обогреватель не должен после разогрева клацать, щелкать, может быть слышен только работающий вентилятор. Если же звуки есть, то причину следует искать в неисправности электрики либо в дефектах корпуса.
Что делать, если масляный обогреватель трещит при нагреве
Если устройство после нагрева перестало издавать посторонние звуки, то никаких предпосылок к ремонту нет. Если дело в контактах, то уязвимыми местами являются реостат регулировки и выключатель обогревателя. Привести к выходу из строя контактов в зоне подсоединения шнура питания может сильное «дерганье» его при перемещении.
Перемещать устройство по комнате за шнур — опасно, велика вероятность повреждения провода
К явным признакам неисправности относится черный цвет оплетки, ее обугливание, а также самого контакта. Также при перекаливании у медных проводов изменяется оттенок, он становится красно-розоватым. Чтобы устранить неполадку, нужно произвести зачистку контактов, но при условии их целостности. После этого следует убедиться в надежности подсоединения.
Если провода имеют хрупкую структуру, то без полной их замены не обойтись. Поменять потребуется и оплавленные стальные контакты с медным проводником.
Бояться, что масляный обогреватель взорвется, не стоит, поскольку масло не относится к группе взрывоопасных веществ. Даже если произойдет чрезмерное его нагревание либо откажет термореле, максимум, что может случиться – потеря корпусом герметичности, горячее масло утечет. А вот уже разогретая жидкость является причиной опасности – пожара.
Обогреватель не должен вплотную находиться к стене, его работа будет не такой эффективной
Чтобы обеспечить безопасность в процессе работы устройства, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Запрещается эксплуатировать прибор в комнатах с повышенным уровнем влажности, к примеру, в ванной.
- Нельзя развешивать белье на обогревателе для сушки, для этого нужны специальные приспособления. Также не следует складировать на него вещи – из-за перегрева произойдет утечка минерального масла.
- Не устанавливать прибор очень близко к стене, минимальное расстояние составляет 0,5 м. В противном случае тепловое реле будет отключаться.
- Находиться обогреватель должен исключительно в вертикальном положении. Учитывая, что количество масла не соответствует полному объему, заливают его не до самого верха, при укладывании на бок ТЭН обогревателя «оголяется». А это грозит перегревом рабочей жидкости и разгерметизацией корпуса.
- Если нужно перенести прибор из одного угла комнаты в другой, то делать это нужно не за шнур, а путем его поднятия.
- Во включенном состоянии провод не должен контактировать с горячими секциями, иначе произойдет оплавление изолирующего слоя.
- Хранить в зимний период обогреватель в холодном и сыром помещение не рекомендуется.
- Если датчик температуры находится в неисправном состоянии, то эксплуатировать обогреватель нельзя.
Советы профессионалов
Чтобы масляный обогреватель служил как можно дольше и исправно, необходимо:
- Приобретать его либо в крупных торговых центрах, либо в специализированном магазине. Именно в таких местах устройство будет иметь гарантийный талон.
- Обращать внимание на глянцевость, прозрачность и качество наклеивания стикера. Если это обычная распечатка на принтере, то от такого устройства лучше отказаться, товар, скорее всего, некачественный.
- Использовать обогреватель в соответствии с указаниями производителя. Если срок эксплуатации составляет всего 5 лет, то после истечения этого времени прибор утилизируют. Ведь минеральное масло утрачивает свои рабочие характеристики, а ТЭН – устойчивость к коррозии.
- Проконтролировать, функционирует ли термореле не только при первом запуске, но и после продолжительного периода не эксплуатации. Исправное термореле после нагрева отключает прибор. Если оно вышло из строя, то в случае перегрева корпус устройства разгерметизируется.
Заключение
Если масляный обогреватель щелкает при нагреве всего 10-15 минут, то никаких проблем с ним нет. Если посторонние звуки не дольше этого времени не исчезают, то стоит проверить провода, контакты. Бывают ситуации, когда масляный обогреватель щелкает при остывании, это тоже не повод для беспокойства, корпусные детали после нагрева охлаждаются, издают подобный шум.
Неисправности масляного радиатора: причины, диагностика, ремонт
Несмотря на множество преимуществ масляных обогревателей, как и любое другое устройство, рано или поздно они могут выйти из строя.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Прежде, чем устранять проблему, нужно выявить причину поломки.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Ремонт масляных обогревателей
Подробно разберем какие неисправности у масляного радиатора могут возникнуть:
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
- Если вы включаете устройство и оно трещит, не паникуйте. Это не означает, что обогреватель сломан. Наиболее вероятно, что масло внутри радиатора разогрелось. Также треск может образовываться, если обогреватель падал. Чтобы шум не доставлял неудобство домочадцам, обогреватель следует поставить на максимально ровное основание.
- Если обогреватель не хочет включаться, то в первую очередь, проверьте розетку. Если же проблема не в ней, то поломка может быть связана с тем, что отошел контакт или же повреждена вилка или шнур. Все эти возможное неисправности стоит проверить.
- Если прибор подает внешние признаки работы (лампочки индикаторов горят, вентиляторы вращаются), но нагрев не происходит, то скорее всего проблема кроется в термореле . Произвести замену этой детали можно собственноручно.
- Если обогреватель не греется, то возможно причина кроется в неисправности нагревательного элемента.
Если причина неисправностей кроется в электрике, то для диагностики необходим мультиметр .
p, blockquote 4,0,1,0,0 —>
С этим прибором вы сможете проверить:
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
- исправность розетки и вилки;
- присутствует ли короткое замыкание между элементами обогревателя.
Иногда неполадка может быть связана с выгоранием проводов в местах их соединений. В такой ситуации следует обесточить оборудование и проверить все клавиши выключателя.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Проверка мультиметром масляного радиатора
Для того чтобы проверить устройство, надо использовать мультиметр в следующих положениях:
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
- в положении «включено» будет короткое замыкание;
- в положении «выключено» реакция будет отсутствовать.
Используя мультиметр, надо проверить термостат . Если нет короткого замыкания, уровень сопротивления должен быть очень маленьким.
p, blockquote 8,1,0,0,0 —>
Далее нужно разобрать корпус и осмотреть контакты: они могут окислиться, перегореть или просто ослабиться. В первом случае следует обработать их спиртом, а также зачистить наждачной бумагой и изолировать. Для изоляции лучше всего использовать стеклотканевую изолированную ленту, которая может выдерживать температуру 200°С. Если контакты просто ослаблены, то нужно поджать отверткой, если же перегорели, то заменить.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
При проверке термопредохранителей обратите внимание на их количество. Если вы нашли перегоревший предохранитель, сразу его удалите, а проволоку изолируйте.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Терморегулятор биметаллический для масляного обогревателя
Если биметаллическая пластина повреждена, то ее нужно заменить. Для этого:
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
- разберите терморегулятор;
- установите минимальный температурный режим нагрева;
- снимите с винта ручку термостата , раскрутите гайки и удалите рамки;
- замените биметаллическую пластину.
Если вы столкнулись проблемой утечки масла в обогревателе, то необходимо ремонтировать бак:
p, blockquote 12,0,0,1,0 —>
- масло нужно полностью слить;
- чтобы спаять бак необходимы горелка и латунный припой, также можно использовать серебряный или фосфорно-медный;
- чтобы швы хорошо состыковались, предварительно зачистите материал от следов ржавления;
- после того как все вышеописанные манипуляции выполнены, наполните емкость новым маслом.
ТЭН масляного обогревателя ремонту не подлежит, поэтому при выходе из строя его сразу нужно менять. Однако заменить ТЭН можно только в том случае, если он съемный. Выбирать новый нужно в соответствии с требуемой мощностью.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Чтобы произвести замену нагревательного элемента, лучше обратиться к специалистам.
Лучше всего выбирать медный ТЭН для масляного обогревателя, т.к. этот материал характеризуется наиболее высоким качеством.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —> p, blockquote 16,0,0,0,1 —>
Простая инструкция по устранению наиболее частых неисправностей масляного обогревателя
Современные обогреватели, обеспечивающие пользователям максимальный комфорт, все больше вытесняют немного устаревшие, однако по-прежнему эффективные масляные радиаторы. Конечно, электронный отопительный прибор — вещь полезная, но ее покупка «по карману» далеко не каждому. Поэтому надежные масляные обогреватели все еще пользуются популярностью. И как и любая техника, они не вечны и могут выходить из строя, а следовательно, такой вопрос, как ремонт масляного обогревателя, не теряет актуальности.
Устройство прибора: основные элементы
Конструкция масляного радиатора включает следующие элементы:
- Герметичный корпус в форме гармошки, который состоит из 2 сваренных панелей. Внутрь заливают техническое масло.
- Сбоку в нижней секции в устройство вставлен ТЭН. Именно он производит нагрев самого радиатора и масла.
- Возле нагревательного элемента расположен блок безопасности и управления. Его главный элемент — терморегулятор с предохранителем. Задачей терморегулятора является установка температурного режима, предохранитель отвечает за безопасность эксплуатации. В случае, если масло по каким-то причинам станет вытекать, предохранитель остановит поступление электроэнергии на ТЭН.
Касаемо реле управления в масляных радиаторах, они похожи на электрочайник, а не на утюги. Реле не прикасается к корпусу прибора, «подвиснув» в воздухе.
Как правило, во всех нагревателях установлены 2 ТЭНа, и при включении сразу обоих потребление электроэнергии значительно возрастает. Однако при этом изменяется и время на достижение требуемого температурного режима.
Металлический корпус, закрывающий блок питания и безопасности, снабжен вентиляционными щелями — снизу и сверху. При их закрытии прибор не пострадает, однако снизится эффективность его работы. Он будет быстрее выключаться и медленнее выключаться. Поэтому не рекомендуется вешать на обогреватель вещи для сушки. Но если такое все же произошло, постарайтесь оставить вентиляционные зазоры открытыми.
Как разобрать масляный обогреватель?
На первый взгляд можно решить, что масляные радиаторы — это монолит, который не предусматривает возможности разборки. Однако это не так, его вполне можно разобрать.
Конечно, существуют разные модели обогревателей, поэтому нет стандартного алгоритма разбора прибора. Осмотрите панель управления устройством — иногда там есть шурупы и крепежные скобки. В этом случае процесс разборки следует начать с них.
Но чаще всего для крепления пластмассовой панели используется пружинная защелка. Необходимо пройтись по периметру этой панели пластмассовым предметом (либо любым другим, который не оцарапает корпус). Без резких движений, аккуратно, чтобы не поломать. Следует наощупь определить, где стоит защелка и отогнуть ее, надавив посильнее.
Кроме того, гайки и болты рекомендуется по ходу разборки выкладывать в ряд — это поможет лучше представить порядок извлечения.
Тем не менее, несмотря на простоту разборки, с этим не следует торопиться, так как с некоторыми поломками можно справиться, не заглядывая в устройство.
Ремонт наиболее частых неисправностей масляного обогревателя
Существует не очень много причин, по которым масляный обогреватель может выйти из строя. Условно они делятся на 2 части — механические и электрические. Сбой в функционировании электрооборудования обычно приходится на ТЭН или коммуникации управления — выключатель, термопредохранители, тепловое реле. Возможно возникновение проблем с электро проводкой, однако это случается очень редко.
К механическим поломкам относятся разные пробоины корпуса и образование раковин. Как правило, они появляются в результате деятельности коррозии. В этом случае выявление вида неисправности не представляет большого труда. Механические поломки определяются наличием под обогревателем пятен масла. Остальные неисправности обусловлены электрической частью.
Чтобы починить отопительный прибор, вначале следует создать условия для этого. Одной из предпосылок к успешному ремонту является подготовка. В первую очередь, необходимо выбрать рабочее помещение. Оно должно быть хорошо освещенным и достаточно просторным. Для этого лучше всего подходит отдельная комната или гараж.
Затем идет подготовка инструментов, а также вспомогательных принадлежностей. Поскольку устройство масляного радиатора не отличается повышенной сложностью, и инструмент требуется самый обыкновенный.
Для ремонта и масляного обогревателя техобслуживания понадобятся следующие инструменты:
- клинообразный предмет, с помощью которого можно поддеть панель;
- набор отверток;
- бокорезы и пассатижи;
- шило;
- мультиметр или тестер;
- маленький молоток;
- наждачная бумага;
- кисточка;
- надфиль.
Для ремонта также необходимо иметь паяльник, смазку (Литол-24 или Графитная), жидкость WD-40 и спирт для контактов. Обязательно потребуется чистая ветошь. Когда причина поломки известна, нужно подобрать запчасти для замены неисправных деталей.
Не включается
- Прежде всего нужно осмотреть и тщательно прощупать шнур, постараться обнаружить заломы.
Выявленный нагар удаляют, зачищая элементы, а ослабевшие крепежи подтягивают и восстанавливают контакты. Если есть в запасе новый электрошнур, то можно заметить состарившийся кабель.
Чтобы не пришлось снова разбирать блок питания, сразу рекомендуется осмотреть термостат устройства. Для получения доступа к данному модулю нужно приподнять якорь прибора и произвести осмотр контактов.
Если было обнаружено потемнение, то это является свидетельством короткого замыкания в электроприборе. Его последствия достаточно несложно устранить, если зачистить наждачной бумагой электрические контакты и обработать их спиртом.
Трещит при нагревании
Если треск слышится только в течение первых нескольких минут после включения прибора, то опасаться в принципе нечего. Может быть несколько причин, почему возможна подобная неполадка:
- Попадание в емкость с маслом воды. Чаще всего это водяной пар, который попадает в масляный радиатор во время его сборки при повышенной влажности воздуха. Когда обогреватель выключен, он остывает, а вода конденсируется. После включения устройства вода нагревается гораздо быстрее масла, закипая. Это и приводит к появлению звука. При переходе воды в состояние пара звук прекращается.
- Минимальное расширение металлических элементов. Здесь все понятно, этот звук также исчезает после прогрева прибора.
- Воздушные пузырьки. При переносе обогревателя масло взбалтывается, в него поступает воздух. Далее пузырьки, нагреваясь, увеличиваются и поднимаются наверх. Затем они лопаются и провоцируют возникновение звука.
Все эти проблемы не являются браком и не могут быть устранены. Ситуация осложняется, если треск будет продолжаться после нагрева. Это может свидетельствовать о неисправностях в электрической части обогревателя или дефектах корпуса и требует помощи специалистов сервисного центра.
Плохо греет или не греет вовсе
Причиной этой проблемы может быть неисправность терморегулятора. Чтобы выявить конкретную поломку, модуль разбирают и осматривают. Самый надежный вариант устранения проблемы — заменить деталь.
Повреждения на корпусе
Возможна деформация биметаллической пластины, в этом случае ее нужно заменить.
- Разбирается терморегулятор.
- Устанавливается минимальная температура подогрева.
- Ручка терморегулятора снимается с винта, далее выкручиваются гайки и снимается рамка.
- Убирается пластина, ставится новая.
Также возможна протечка масла в результате повреждения бака, а его ремонт — сложное дело не всегда оправданное. При ремонте нужно учитывать следующее:
- Сначала нужно слить масло.
- При запайке подойдет серебряный, латунный или медно-фосфорный припой. Потребуется использовать горелку.
- Необходимо обязательно хорошо зачистить края бака от ржавчины.
- Чтобы избежать возгорания, внутрь заливается вода, после работ нужно высушить емкость.
- Когда починка бака завершена, нужно заменить масло. Здесь есть определенные нюансы:
- объем масла должен составлять 90% бака, остальное — воздух;
- можно взять трансформаторное масло, однако ни в коем случае не отработку (из-за нее ТЭН может забиться накипью);
- не совместимы минеральные масла и синтетика.
Кроме приведенных, возможны и другие поломки:
Он расположен рядом с клавишами, управляющими режимами радиатора. Биметаллический терморегулятор — вращающаяся рукоять, подсоединенная к биметаллической пластине и подвижному контакту. Она состоит из 2 металлов и может менять размеры в соответствии с температурой, при закреплении концов она изгибается и замыкает контакт.
Постепенно поворачивают ручки управления и измеряют сопротивление на выводах реле. При любых положениях регулятора должно фиксироваться сопротивление 0, иначе контакты нужно протереть спиртом либо зачистить наждачкой (нулевкой). Если регулятор не начал работать нормально, то его нужно заменить.
Термореле.
Количество этих элементов определяется набором режимов радиатора и схемой подключения ТЭНов. Чаще всего устройство оснащается 3 самовосстанавливающимися термопредохранителями и 3 режимами, а также устанавливаются 2 ТЭНа различной мощности.
При наличии неисправности требуется замена термореле. После ремонта нужно проверить сопротивление в каждом режиме обогревателя.
Поломка ТЭНа.
Трубчатый электрический нагреватель (ТЭН) в масляном радиаторе состоит из оболочки, кварцевого песка и нихромовой спирали.
Чтобы проверить деталь на неисправность, нужно дотронуться тестером до выводов ТЭНа. При появлении результата 1 (сопротивление = бесконечность) констатируется обрыв нити.
В случае, если ТЭН сгорел, потребуется сложный ремонт. Потребуется найти ТЭН соответствующей мощности и конфигурации, выпрессовка элемента из корпуса, замена ТЭНа, герметизация, заливка масла и др. Проще приобрести другой обогреватель, так как ремонт обойдется практически в такую же сумму.
Датчик положения или падения.
Датчик вертикального положения или падения масляного обогревателя — это система из подпружиненного рычага и грузика, находящихся в состоянии равновесия. При вертикальном положении прибора грузик действует на рычаг, тот воздействует на концевой выключатель, который замыкает сеть. Когда масляной обогреватель изменяет положение, нарушается равновесие системы и разрывается контакт.
От датчика отходят два провода. Его исправность определяют, измеряя сопротивление в различных положениях.
Если перевести обогреватель в наклоненное положение, нормальное сопротивление равняется бесконечности. Расхождение полученных результатов от нормы является индикатором необходимости замены датчика.
Куда обратиться и сколько будет стоить ремонт в сервисном центре?
В Москве
- Ритмикс. Студеный пр-д, д.12. + 7 (495) 545-06-08
- Лаборатория Ремонта. Журавлева пл., д.10. + 7 (499) 490-05-63.
- MoscowTechnic. Багратионовский пр-д, 7к3. + 7 (968) 968-59-49.
В Санкт-Петербурге
- Юмедиа Сервис. Ленинский пр-т, д.72к1. + 7 (812) 666-07-45.
- HitehСервис. Белы Куна ул., д.2к1. + 7 (812) 942-31-38.
- РемТех. Торжковская ул., д.5. + 7 (812) 945-40-04.
Итак, самостоятельно сделать ремонт масляного обогревателя при большинстве неисправностей возможно, однако стоит ли? Стоимость такого устройства на рынке не слишком высока, да и срок службы радиатора достаточно велик, так что можно не рисковать, избегая небольших расходов на приобретение нового агрегата. Кроме того, при сложной поломке и желании сохранить отопительный прибор можно обратиться в сервисный центр, специалисты которого быстро и недорого отремонтируют радиатор с гарантией качества.
Из-за чего трещат и щелкают батареи отопления и обогреватели
Бывает, что после монтажа, обогреватели и батареи отопления трещат и щелкают. В чем причина посторонних шумов при работе?
Причины шума в радиаторе отопления
Причина стука и шума в батареях в основном связана с нарушениями, допущенными во время монтажа. Самыми распространенными проблемами считаются:
-
Разный диаметр впускного отверстия радиатора и подводки. В современных системах используется регулирующая арматура, кран Маевского, байпас и т.д. Все трубы и отсекающие краны должны иметь одинаковое внутреннее сечение.
Отсутствие регулятора перепада давления. Перед соплом регулятора в подвале многоквартирного дома устанавливают специальную шайбу, предназначенную для стабилизации давления. Если шайбы нет, теплоноситель шумит в батареях при достижении напора в трубопроводе свыше 1.5 Бар.
Батареи отопления потрескивают из-за неправильного подключения термоклапана или плохого крепления на кронштейнах. Устранить неисправность можно с помощью замены регулятора температуры. Вода передавливает клапан в терморегуляторе, что приводит к посторонним шумам. Причиной треска также является недостаточная фиксация на кронштейнах. При нагреве металл, из которого изготовлены радиаторы, расширяется, что и приводит к шуму.
Воздушные пробки – если в радиаторе журчит вода, это свидетельствует о наличии воздуха в системе. Когда вода проходит место нахождения пробки, издается звук, похожий на журчание ручейка. Подобная проблема обнаруживается, если при включении отопления батареи булькают. Исправляется положение с помощью крана Маевского. Стравив воздух из системы отопления, можно добиться бесшумной работы.
Это самые распространенные причины образования шума при работе отопления. Чтобы определить, что стало катализатором нарушений, следует установить месторасположение и локализацию стука, бульканья или других звуков. После этого выявить ошибки в монтаже.
Почему обогреватель потрескивает при работе
Причины шума в электрообогревателях, в отличие от радиаторов, подключенных к системе жидкостного отопления, редко связаны с ошибками в монтаже. Основной причиной щелчков, потрескивания и других звуков являются нарушения эксплуатации самими хозяевами.
-
Масляный радиатор – если при включении обогревателя раздаются щелчки, проблема связана с попаданием в масло влаги. Происходит это по нескольким причинам. При транспортировке нагреватель перевернули. Перевозили обогреватель в зимнее время, а после сразу включили в сеть и т.д. Подробные инструкции, как избежать неприятного шума, можно найти в инструкции обогревателя.
Устранять причины треска и щелчков в батареях отопления и электрообогревателях должны квалифицированные специалисты. Относительно неисправности электрооборудования, следует обратиться в сервисный центр. Ликвидировать нарушения, из-за которых батареи при отоплении стучат, шумят, скрипят – может грамотный сантехник.
Как отремонтировать масляный обогреватель своими руками
Маслонаполненные электроотопители – популярные в быту агрегаты, характеризующиеся высокой долговечностью, так как производство их осуществляется в промышленных условиях с использованием современных технологий. Однако эти электроприборы не рассчитаны на противостояние всем нештатным ситуациям в быту и всё же выходят из строя.
Устройство даже самого современного агрегата позволяет в отдельных случаях выполнить ремонт масляных обогревателей самостоятельно.
Бытовые маслонаполненные обогревательные электроприборы: слева – плоский, справа – ребристый.
Рассмотрим этот популярный бытовой отопитель в ракурсе оценки возможности его восстановления после выхода из строя, так как отремонтировать масляный обогреватель нужно с гарантией безопасности его дальнейшей эксплуатации.
Распространённые неисправности масляного обогревателя, их признаки и способы ремонта
Устранение неисправности маслонаполненного электроотопителя, как и ремонт инфракрасного обогревателя любого другого вида, требует наличия определённых навыков и соблюдения ряда правил.
Важно! При выходе из строя любого из элементов конструкции масляного обогревателя эксплуатация отопителя должна быть прекращена до устранения неисправности.
Прежде всего, следует сознавать, что восстановление работоспособности большинства комплектующих этого обогревательного прибора в домашних условиях невозможно или же требует профессиональных знаний и навыков. Экспериментирование с вышедшими из строя электрическими узлами чревато непредсказуемыми последствиями (электротравма, термотравма, пожар, взрыв), поэтому ремонтировать масляный обогреватель своими руками, не имея профессиональной подготовки, в большинстве случаев следует лишь путём замены пришедшей в негодность детали.
Кроме того, при ремонте электроотопителя необходимо выполнение следующих правил:
- прибор должен быть выключен из розетки;
- обогреватель должен быть остужен до комнатной температуры;
- оснащение прибора самодельными комплектующими запрещено;
- следует избегать контакта трансформаторного масла с телом, а также с изоляцией проводки;
- замена штатного сетевого электрокабеля с заземляющей жилой на провод без заземления запрещена.
Протечка масла
Нарушение герметичности масляного радиатора происходит обычно при его механическом повреждении или в результате коррозии, вызванной дефектом защитного лакокрасочного покрытия.
Когда давно используемый, привычный масляный радиатор потёк, возникает естественный вопрос, что делать, почему бы не попробовать восстановить его герметичность своими руками?
Однако, ремонт инфракрасного обогревателя своими силами в случае протечки возможен лишь при условии, что прибор — агрегат отечественного производства старого образца со стальным радиатором плоского исполнения и съёмным ТЭНом.
Плоские масляные электроотопители отечественного производства с радиаторами из стали
Для производства ремонта от корпуса прибора отсоединяется блок управления, под которым расположен ТЭН. Затем нагреватель после отсоединения контактов выкручивается, и масло через монтажное гнездо сливается в чистую ёмкость. Остаткам масла дают стечь, после чего радиатор заполняют водой, чтобы исключить воспламенение внутри него масла.
Толщина стенок таких радиаторов составляет 1-1,2 мм, что позволяет использовать электросварку. Место протечки на корпусе зачищают болгаркой со шлифовочным диском или вручную – грубой наждачной бумагой. В зависимости от места и размера повреждения, вырезают латку из стали соответствующей толщины, накладывают её на отверстие и обваривают с помощью полуавтомата Kemppi.
Аппараты Kemppi разных моделей для полуавтоматической электросварки в бытовых условиях
Сварочный шов зачищают и шлифуют, после чего при необходимости проваривают ещё раз. После обезжиривания место ремонта окрашивают термостойкой краской, например, Rustins High Heat Black Pain.
Важно! Если обогреватель окрашен по порошковой технологии, то при производстве ремонтных работ нужно стремиться к минимальным повреждениям покрытия – в бытовых условиях восстановить его невозможно.
После высыхания краски радиатор заполняют на 80% маслом, и обогреватель собирают в обратном порядке.
Если масляный отопитель до выполнения ремонта щёлкал при нагреве, не стоит ожидать, что щелчки пропадут после восстановления герметичности – сопряжения деталей корпуса деформируются при повышении температуры и при этом потрескивают.
Ремонт радиаторов ребристых масляных обогревателей не целесообразен, так как изготовлены они из тонкой листовой стали с использованием лазерной сварки. Восстановление герметичности таких резервуаров технически сложно, в бытовых условиях не гарантирует успеха или по затратам сравнимо со стоимостью нового обогревателя. Кроме того, если ТЭН является несъёмным, то слить масло можно через повреждение, а вот залить его обратно уже не будет представляться возможным.
Отсутствие нагрева
Технически исправный маслонаполненный бытовой отопитель при включении в сеть негромко трещит. Этот фактор не опасен, так как обусловлен лишь расширением сборного корпуса агрегата, который щёлкает при нагреве.
Если же после включения агрегата и установки нужных значений мощности и температуры отопительный прибор бесшумен, значит, нагрева радиатора не происходит, и неисправность следует искать в электрической части.
Прежде всего, визуально осматривают целостность электрокабеля. Если видимых повреждений нет, необходимо сначала демонтировать с нижней части корпуса агрегата стойки с колёсами.
Затем нужно отсоединить от радиатора блок управления, для чего на нём сверху отвёрткой поддевается и снимается штатная табличка с надписью Do not cover, под которой находятся винты крепежа.
Место размещения крепления винтов блока управления к корпусу
Отвинтив крепёж сверху, в нижней части блока управления также отдают винты или отстёгивают фиксирующие пружины (в зависимости от модели), с ребра стыка блока с радиатором снимают обечайку, и демонтированный узел укладывают внутренней стороной наружу.
Последовательность демонтажа блока управления с корпуса масляного обогревателя
Производят визуальный осмотр целостности проводки и изоляции, а также качества контактов в местах соединения проводов, обращая внимание на участки с изломами и окислением. Провод с явным внутренним повреждением заменяют на новый, окисленные контакты разбирают, зачищают наждачной бумагой и собирают заново.
По окончании визуального осмотра приступают к «прозвонке» комплектующих с помощью тестора – мультиметра, которую начинают с тестирования жил участка провода от вилки до ближайшего соединения. Операция упрощается разными цветами жил в кабеле электроприбора, что позволяет легко отследить направление проводки.
Звуковой сигнал тестора свидетельствует о целостности прозваниваемого участка, отсутствие сигнала – о повреждении.
Начальный этап прозвонки масляного обогревателя с помощью мультиметра – участок от вилки до ТЭНа
Замена трубчатого нагревателя
ТЭН, кроме нагревательных элементов, оснащён снаружи предохранителями по току и температуре, наличие которых нужно учитывать при прозвонке. Не исключена вероятность ситуации, когда при исправном ТЭНе сгорел один из этих предохранителей, или даже вышли из строя оба.
Предохранители ТЭНа: слева – по температуре, справа – по току
Если тестирование всё же выявило выход из строя трубчатого нагревателя, то дальнейшие действия зависят от способа установки ТЭНа в радиаторе. Резьбовое крепление нагревателя при отсутствии вальцовки позволяет выполнить его замену. В этом случае ТЭН выкручивается из радиатора, и взамен него с заменой уплотнительной прокладки устанавливается нагреватель с идентичными параметрами по мощности и температуре отключения.
Трубчатый электронагреватель резьбового способа установки в отопительный агрегат
При несъёмном варианте установки нагреватель завальцован в гнезде радиатора. В бытовых условиях развальцевать старый и установить новый ТЭН, выполнив его герметичную вальцовку, очень сложно, поэтому следует подумать о покупке нового масляного отопителя.
Неисправность регулятора температуры
Тестирование этого узла выполняется следующим образом:
- прозванивают участок цепи от вилки до терморегулятора;
- регулятор устанавливают на минимальное значение температуры и тестируют – цепь должна быть разомкнута;
- во время включения каждого из нагревателей в отдельности, а также двух ТЭНов одновременно при установке регулятора температуры в отличное от нуля значение цепь должна быть замкнута.
Вид изнутри терморегулятора бытового масляного обогревателя Sinbo мощностью 2 кВт
Если прозвонка терморегулятора показала его неисправность, то есть, масляный обогреватель не реагирует на переключение режимов мощности или изменение температуры поворотом маховика, устройство необходимо заменить, так как диагностика его технических характеристик с последующим ремонтом по результатам проверки в промышленных условиях не целесообразны, а сделать это в бытовых условиях крайне сложно.
При отсутствии неисправностей регулятор очищают от пыли, а контакты подтягивают.
Выход из строя биметаллической пластины
Вопрос, может ли взорваться масляный обогреватель, актуален, так как давление масла в радиаторе достигает высоких значений, а воздушная «подушка» в виде 20% его объёма имеет всё же ограниченный потенциал. Чтобы этого не произошло, в конструкции отопителя присутствует термореле, которое должно отключить обогреватель при перегреве.
В обычных условиях это реле, представляющее собой биметаллическую пластину, должно замыкать электрическую цепь. Если же мультиметр констатирует разрыв цепи в этом термопредохранителе, то его также следует заменить на новый с идентичными характеристиками.
Прозвонка термореле маслонаполненного отопителя и внешний вид термореле
Масляные обогреватели взрываются крайне редко именно потому, что имеют несколько степеней защиты, дублирующих друг друга, а вероятность одновременного выхода из строя всех устройств, обеспечивающих безопасность, мала.
Отсутствие отключения обогревателя при опрокидывании
Размыкание электрической цепи при наклоне масляного отопителя или его опрокидывании обеспечивается устройством, принцип действия которого основан на наличии в его конструкции подвешенного грузика, который при отклонении агрегата от вертикали сохраняет своё положение.
Вариант оснащённости масляного обогревателя устройством размыкания цепи при опрокидывании прибора – отвес с металлической гирькой
Тестирование этого устройства производится путём отклонения обогревателя от вертикали вручную. Если отключения прибора не происходит, элемент необходимо очистить от пыли и расходить, а лучше — заменить новым, установка которого не представляет труда.
Следует отметить, что при выходе из строя защитного выключателя масляный отопитель не взрывается – при перегреве ТЭНов, не покрытых маслом, срабатывает термозащита трубчатого нагревателя, или же электрическую цепь размыкает термореле.
Заключение
Масляный радиатор – устройство, самостоятельно диагностировать неисправность которого вполне реально, но ремонт этого прибора своими силами лучше минимизировать до замены вышедших из строя деталей новыми, так как особенности эксплуатации (фактор опасности использования электрического тока, высокие давление и температура масла) требуют профессиональных навыков и повышенного внимания к выполнению работ.
Получить лучшее представление о ремонте маслонаполненных ИК-обогревателей поможет видеоролик:
Инфракрасный обогреватель потолочный трещит
Неравномерное расширение
Треск часто появляется, если спираль ТЭНа закрытая и установлена в корпусе. Обычно он изготовлен из нержавеющей стали, керамики, жаростойкого стекла. Коэффициент расширения корпуса и алюминия, из которого сделана теплоотражающая пластина, не одинаковый.
В процессе работы инфракрасный обогреватель периодически включается и выключается. Его элементы нагреваются и охлаждаются. При расширении и сжатии они смещаются относительно друг друга и слышны щелчки.
Звук появляется в посадочных местах ТЭНа. Единого варианта решения проблемы нет, так как конструкция инфракрасных обогревателей зависит от модели и марки. В общих чертах: необходимо снизить трение в местах крепления нагревательного элемента.
Сборка двумя левыми руками
Этим недостатком грешат дешевые модели и бюджетные производители. Если звук потрескивания и щелчков неравномерный, скорее всего причина в некачественной сборке. А именно – неплотно затянутых крепежах.
Во время работы инфракрасный обогреватель постоянно то включается, то выключается. Элементы корпуса нагреваются и остывают. Если крепеж не затянут должным образом, отдельные части корпуса смещаются относительно друг друга. Из-за этого обогреватель начинает трещать.
Убрать неприятные щелчки можно только одним способом:
- Полностью снимите корпус обогревателя;
- Затяните все крепежи (болты, винты, фиксаторы);
- Установите корпус на место;
- Плотно закрутите крепежи корпуса.
Почему щелкает масляный обогреватель
Иногда масляный радиатор трещит во время работы. Если устройство клацает при нагреве, а посторонний шум продолжается не более 3-5 минут, то это может происходить по следующим причинам:
- В герметичный корпус с маслом попала влага (водяной пар). Такое может случиться, если радиатор собирался во влажном помещении. Когда прибор отключен и масло холодное, вода конденсируется. При включении устройства вода нагревается, причем намного быстрее, чем масло. Щелчок раздается при закипании. Когда вся жидкость переходит в газообразное состояние, треск прекращается.
- При перемещении или случайном падении радиатора рабочая жидкость взбалтывается и перемешивается с воздухом. Когда устройство включается и повышается температура, пузырьки воздуха расширяются, увеличиваются в объеме, а затем поднимаются вверх. При их лопании раздается щелканье. После полного прогрева масла звук пропадает.
- Металлические элементы конструкции при нагревании расширяются и потрескивают. Чаще всего клацает биметаллический размыкатель в термореле. Нагреваясь, он размыкается, при остывании до требуемой температуры опять смыкается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
Дефекты крайне неприятны, но устранить их никак нельзя. На функционирование обогревателя подобные шумы не влияют и потому браком не считаются.
Если же тревожные звуки не проходят после разогрева, то причина более опасная, т. к. нормальная работа масляных радиаторов должна проходить бесшумно (исключая шум вентилятора). К этому могут привести поломки в электрике или дефекты корпусной части. Если треск слишком продолжительный, то необходимо сдать обогреватель в ремонт. Не рекомендуется пытаться отремонтировать прибор самостоятельно.
Вибрация и стук
Такое чаще всего встречается в потолочных нагревателях с открытой спиралью. Во время работы она постоянно нагревается и охлаждается. Из-за этого изменяются ее размеры, что приводит к появлению вибрации. Есть два варианта решения вопроса:
- Прижать спираль к пластинам нагревателя. Для этого подожмите их пассатижами через каждые 10-15 см;
- Подложить под спираль кусочки керамической плитки через каждые 10-15 см. Плитка должна быть такой толщины, чтобы не деформировалась спираль.
Изредка бывает такое, что спираль начинает вибрировать в корпусе. Причина – некачественный ТЭН. Это может быть брак производителя, в таком случае достаточно установить новый или заменить его по гарантии.
У дешевых моделей бывает так, что неправильно подобрана мощность нагревательного элемента. Если у вас такая ситуация, то замена старого ТЭНа на новый ничего не даст. Нужно подобрать нагревательный элемент другого производителя. При этом учитывайте следующее:
- Максимальную мощность;
- Длину и диаметр;
- Тип креплений.
Типичные поломки масляных обогревателей
Прежде чем приступить к устранению проблемы, необходимо провести диагностику. Ниже представлено несколько советов, которые помогут выяснить причину неисправности:
- Треск после включения не означает поломку. Скорее всего, речь идет о разогреве масла внутри радиатора. Также треск может быть следствием наклонов или падений обогревателя, результатом чего стало смещение масла и воздуха. Снизить уровень шума поможет установка оборудования на идеально ровную поверхность.
- Если радиатор не включается, необходимо исключить из списка потенциальных проблем розетку, подключив прибор к другому источнику электроэнергии. По степени распространенности поломки можно выстроить в следующей последовательности: отошел контакт, проблема с вилкой, повреждение шнура.
- Если устройство подает внешние признаки работы (включены лампочки индикаторов, вращаются вентиляторы), но не нагревается, проблема вероятнее всего в термореле. Заменить эту деталь можно своими руками.
- Отсутствие нагрева может указывать и на неисправность нагревательного элемента. В данном случае не рекомендуется проводить ремонт своими силами, понадобится помощь квалифицированного специалиста.
- О неисправности термостата можно говорить в случае, когда не происходит отключения обогревателя после достижения необходимой температуры.
Электрика
Если причина поломки в электрике, понадобится специальный прибор – мультиметр.
С помощью этого устройства проверяем:
- исправность вилки и розетки;
- отсутствие короткого замыкания между элементами обогревателя.
Нередко проблема заключается в выгорании проводов в точках их соединений. Обесточиваем оборудование и проверяем все клавиши выключателя.
Для проверки используем мультиметр в следующих положениях:
- в положении «включено» будет короткое замыкание;
- в положении «выключено» не будет никакой реакции.
Проверяем с помощью мультиметра регулятор. Уровень сопротивления должен быть незначительным при отсутствии короткого замыкания.
Разбираем корпус и оцениваем состояние контактов в блоке управления: они могут быть ослабленными, перегоревшими или окисленными. Если контакты окислились, поможет их обработка спиртом, а также зачистка наждачной бумагой и изоляция. Лучший изолятор – стеклотканевая изоляционная лента, способная выдерживать 200-градусную температуру. Ослабленные контакты подтягиваем отверткой, перегоревшие меняем. После работы с контактами еще раз проверяем оборудование на наличие короткого замыкания.
Термопредохранители
Предохранителей может быть несколько. После прозвона и обнаружения перегоревшего предохранителя удаляем его. Устанавливаем новый предохранитель, а проводку изолируем.
Биметаллическая пластина
Если пластина подверглась деформации, ее нужно поменять.
- Разбираем термостат.
- Устанавливаем температуру нагрева на минимум.
- Снимаем с винта ручку терморегулятора, раскручиваем гайки, удаляем рамку.
- Меняем биметаллическую пластину на новую.
Сильное повреждение пластины часто провоцирует течь масла.
Утечка масла
В данном случае понадобится ремонт бака. Это не всегда оправданно, так как бак проще заменить. Однако если решено провести ремонтные работы, необходимо учитывать следующие нюансы:
- Масло необходимо полностью слить.
- Для пайки бака нужен не оловянный, а латунный припой. Также подойдет серебряный или фосфорно-медный припои. Понадобится горелка.
- Для качественной стыковки швов нужно тщательно зачистить материал от следов коррозии.
- По окончании ремонтных работ в емкость нужно залить новое масло. При этом соотношение масла к воздуху должно составлять 9 к 1. Можно использовать трансформаторное масло, однако отработку заливать нельзя, поскольку результатом будет загрязнение ТЭНа накипью. Также следует учитывать несовместимость минеральных масел с синтетическими.
Неисправность ТЭНа
Эта деталь масляного радиатора не подлежит ремонтным работам, ее нужно менять. Однако замена ТЭНа возможна лишь в том случае, если он съемный. Новая деталь выбирается исходя из требующейся мощности. Лучший материал, из которого изготавливается качественный ТЭН, – медь.
При установке ТЭНа уделить внимание стыку этой детали с корпусом. Прокладку следует обработать герметиком, хотя в дальнейшем, наверняка, понадобятся повторные герметизации. Установить новый ТЭН можно и на неразборную конструкцию, но в этом случае будет очень сложно произвести вальцовку уже развальцованной детали.
Проблемы с датчиком
Любой инфракрасный обогреватель имеет встроенный датчик температуры. Он нужен для того, чтобы в нужный момент обогрев включался и выключался. Если датчик температуры полностью вышел из строя, то обогреватель будет либо постоянно включенным, либо выключенным.
Случается, что датчик ломается и выдает неправильные показания. При этом обогреватель будет включаться и выключаться чаще или реже чем нужно. Из-за неправильного режима работы он будет трещать, так как не рассчитан на такой режим. Треск, щелчки и стуки будут слышны из-за расширения, сжатия, или вибрации.
Можно убрать последствия – избавиться от посторонних звуков одним из способов, описанных выше. Но так вы только избавитесь от шума, а работа обогревателя будет неравномерной и микроклимат в помещении пострадает. Лучше вызвать мастера, чтобы он заменил датчик температуры. Найти хорошего специалиста можно на портале частных мастеров PROFI.RU.
Как выбрать масляный обогреватель, какой лучше
Чтобы понять, какой масляный обогреватель лучше, нужно рассмотреть ряд важных характеристик: