Токовые реле защиты электродвигателя
Онлайн помощник домашнего мастера
Защита электродвигателя: основные виды, схемы подключения и принцип работы. Инструкция как установить своими руками
Наверно все знают, что различные устройства работают на основе электрических двигателей. Но для чего нужна защита электродвигателей осознает лишь малая часть пользователей. Оказывается они могут сломаться в результате различных непредвиденных ситуаций.
Чтобы избежать проблем с высокими затратами на ремонт, неприятных простоев и дополнительных материальных потерь используются качественные защитные устройства. Далее разберемся в их устройстве и возможностях.
Краткое содержимое статьи:
Как создается защита для электродвигателя?
Постепенно рассмотрим основные устройства защиты электродвигателей и особенности их эксплуатации. Но сейчас расскажем об трех уровнях защиты:
- Внешняя версия защиты для предохранения от короткого замыкания. Обычно относится к разным видам либо представлена в виде реле. Они обладают официальным статусом и обязательны к установке согласно нормам безопасности на территории РФ.
- Внешняя версия защиты электродвигателей от перегрузки помогает предотвратить опасные повреждения либо критические сбои в процессе работы.
- Встроенный тип защиты спасет в случае заметного перегрева. И это защитит от критических повреждений либо сбоев в процессе эксплуатации. В этом случае обязательны выключатели внешнего типа иногда применяется реле для перезагрузки.
Из-за чего отказывает электродвигатель?
В процессе эксплуатации иногда появляются непредвиденные ситуации, останавливающие работу двигателя. Из-за этого рекомендуется заранее обеспечить надежную защиту электродвигателя.
Можете ознакомиться с фото защиты электродвигателя различного типа чтобы иметь представление о том, как она выглядит.
Рассмотрим случаи отказа электродвигателей в которых с помощью защиты можно избежать серьезных повреждений:
- Недостаточный уровень электрического снабжения;
- Высокий уровень подачи напряжения;
- Быстрое изменение частоты подачи тока;
- Неправильный монтаж электродвигателя либо хранения его основных элементов;
- Увеличение температуры и превышение допустимого значения;
- Недостаточная подача охлаждения;
- Повышенный уровень температуры окружающей среды;
- Пониженный уровень атмосферного давления, если эксплуатация двигателя происходит на увеличенной высоте на основе уровня моря;
- Увеличенная температура рабочей жидкости;
- Недопустимая вязкость рабочей жидкости;
- Двигатель часто выключается и включается;
- Блокирование работы ротора;
- Неожиданный обрыв фазы.
Чтобы защита электродвигателей от перегрузки справилась с перечисленными проблемами и смогла защитить основные элементы устройства необходимо использовать вариант на основе автоматического отключения.
Часто для этого используется плавкая версия предохранителя, поскольку она отличается простотой и способна выполнить много функций:
Версия на основе плавкого предохранительного выключателя представлена аварийным выключателем и плавким предохранителем, соединенных на основе общего корпуса. Выключатель позволяет размыкать либо замыкать сеть с помощью механического способа, а плавкий предохранитель создает качественную защиту электродвигателя на основе воздействия электрического тока. Однако выключателем пользуются в основном для процесса сервисного обслуживания, когда необходимо остановить передачу тока.
Плавкие версии предохранителей на основе быстрого срабатывания считаются отличными защитниками от коротких замыканий. Но непродолжительные перегрузки могут привести к поломке предохранителей этого вида. Из-за этого рекомендуется использовать их на основе воздействия незначительного переходного напряжения.
Плавкие предохранители на основе задержки срабатывания способны защитить от перегрузки либо различных коротких замыканий. Обычно они способны выдержать 5-краткое увеличение напряжения в течение 10-15 секунд.
Важно: Автоматические версии выключателей отличаются по уровню тока для срабатывания. Из-за этого лучше использовать выключатель способный выдержать максимальный ток в процессе короткого замыкания, появляющегося на основе данной системы.
Тепловое реле
В различных устройствах используется тепловое реле для защиты двигателя от перегрузок под воздействием тока либо перегрева рабочих элементов. Оно создается с помощью металлических пластин, обладающих различным коэффициентом расширения под воздействием тепла. Обычно его предлагают в связке с магнитными пускателями и автоматической защитой.
Автоматическая защита двигателя
Автоматы для защиты электродвигателей помогают обезопасить обмотку от появления короткого замыкания, защищают от нагрузки либо обрыва любой из фаз. Их всегда используют в качестве первого звена защиты в сети питания мотора. Потом используется магнитный пускатель, если необходимо он дополняется тепловым реле.
Каковы критерии выбора, подходящего автомата:
- Необходимо учитывать величину рабочего тока электродвигателя;
- Количество, использующихся обмоток;
- Возможность автомата справляться с током в результате короткого замыкания. Обычные версии работают на уровне до 6 кА, а лучшие до 50 кА. Стоит учитывать и скорость срабатывания у селективных менее 1 секунды, нормальных меньше 0,1 секунды, быстродействующих около 0,005 секунды;
- Размеры, поскольку большая часть автоматов можно подключать с помощью шины на основе фиксированного типа;
- Вид расцепления цепи – обычно применяется тепловой либо электромагнитный способ.
Универсальные блоки защиты
Различные универсальные блоки защиты электродвигателей помогают уберечь двигатель с помощью отключения от напряжения либо блокированием возможности запуска.
Они срабатывают в таких случаях:
- Проблемы с напряжением, характеризующиеся скачками в сети, обрывами фаз, нарушением чередования либо слипания фаз, перекосом фазного или линейного напряжения;
- Механической перегруженности;
- Отсутствие крутящего момента для вала ЭД;
- Опасных эксплуатационной характеристике изоляции корпуса;
- Если произошло замыкание на землю.
Хотя защита от понижения напряжения, может быть, организована и другими способами мы рассмотрели основные из них. Теперь у вас есть представление о том зачем необходимо защищать электродвигатель, и как это осуществляется с помощью различных способов.
РТЗЭ реле токовой защиты
Цена (без учета НДС): 2 464,00 — 2 915,00 руб.
Описание
Реле токовой защиты РТЗЭ предназначены для установки в цепях питания трехфазных электродвигателей переменного тока промышленной частоты 50 Гц напряжением 220/380 В ( при косвенном подключении через трансформаторы тока реле РТЗЭ-2.5, РТЗЭ-5 могут использоваться в линиях на любое напряжение) с целью повышения их надежности и увеличения срока службы. Реле токовой защиты РТЗЭ осуществляет контроль токов в трех фазах электродвигателя и при выявлении недопустимых режимов отключает его. Отключение происходит в следующих аварийных ситуациях:
- При перегрузке по току.
- При недогрузке по току.
- При неполнофазном режиме работы (обрыве фазы).
- При недопустимом перекосе фаз по току.
Защитное отключение осуществляется путем размыкания или замыкания управляющего ключа (режим программируется потребителем), включаемого в цепь исполнительного контактора или автоматического выключателя.
Функции реле РТЗЭ:
- Регулирование уставок максимального Imax, минимального Imin тока и дисбаланса токов Dmax электродвигателя.
- Регулирование уставок задержки срабатывания защитного отключения Tmax, блокировки срабатывания защит при пуске Tп, задержки на включение при перерывах электроснабжения Tсз, задержки на автоматический повторный пуск Tпв с программируемым числом попыток повторного пуска Nпв.
- Индикацию причины аварийного отключения.
- Регистрацию пускового тока Iп и времени выхода на режим Tв контролируемого промышленного электродвигателя.
- Сохранение в памяти информации о количестве нормальных и аварийных отключений электродвигателя, а также контролируемых токов и причины аварии на момент аварийного отключения (восемь последних по времени аварийных отключений).
Технические характеристики реле токовой защиты РТЗЭ
Время задержки срабатывания защитного отключения Tmax по току перегрузки Imax, недогрузки Imin и дисбалансу токов Dmax | регулируемое в пределах от 1 до 250 сек. |
Время задержки срабатывания защитного отключения при пуске электродвигателя Тп | регулируемое в пределах от 1 до 250 сек. |
Время задержки срабатывания защитного отключения при обрыве фазы | соответствует значению Tmax, но не более 3 сек. |
Время задержки включения при перерыве электроснабжения электродвигателя Тсз | регулируемое в пределах от 1 до 250 сек. |
Время задержки на автоматический повторный пуск Тпв | регулируемое в пределах от 1 до 250 сек. |
Число попыток автоматического повторного пуска Nпв | регулируемое в пределах от 1 до 250 |
Управляющий контакт реле коммутирует электрическую цепь переменного тока от 0,03 до 2 А | при напряжении до 420 В. Контакт работает на размыкание цепи при аварийном отключении |
Питание реле осуществляется | от сети переменного тока напряжением в пределах от 180 до 420 В частотой 50±2 Гц |
Потребляемая мощность | не более 2 Вт |
Габаритные размеры реле | 60х80х105 мм |
Длина шнура от корпуса реле до датчиков | 80±5 см |
Климатическое исполнение | УХЛ3 |
Температурный диапазон эксплуатации | -40…+40°С при относительной влажности до 98%. По заказу температурный диапазон может быть увеличен |
Степень защиты корпуса реле | IP60 |
Средний срок службы реле | не менее 5 лет |
Варианты исполнений
- РТЗЭ-С — обеспечивает регистрацию даты и времени аварийных отключений, учет времени наработки электродвигателя.
- РТЗЭ-В – оборудованы внешним ключом управления, обеспечивающим ремонтопригодность реле.
- РТЗЭ-СВ – оборудованы внешним ключом управления, обеспечивающим ремонтопригодность реле, с регистрацией даты и времени аварийных отключений и учетом времени наработки электродвигателя.
Реле изготавливается девяти номиналов: 2.5, 5, 12,5, 25, 50, 125, 250, 500 и 1250, соответствующих пределам уставок по току в амперах.
Номинал
Пределы контролируемых токов
Пределы регулирования режимных уставок по току перегрузки Imax, недогрузки Imin, дисбалансу токов Dmax и току предупредительной сигнализации Iпс
Габаритные размеры датчиков тока
Разновидности реле тока и принципы их работы
Различные автоматические устройства, окружающие человека, построены на двух принципах работы или их совмещении. Речь идет о механике и электрике. Последние, в своей основе используют электрический ток, движение которого в линиях питания контролируется управляющими аппаратами. К ним принадлежат автоматические и ручные выключатели, реостаты и конденсаторы. В свою очередь, к первым из перечисленных относятся реле различного вида: времени, освещения, тока.
Различные виды реле:
Принцип работы упомянутых автоматов размыкания — в простом соединении и отключении линии течения энергии к потребителю. Функциональность как отдельного устройства обусловлена тем, что первоначальный импульс смены состояния может быть очень малой мощности — всего несколько милливольт и микроампер, или гигантским, выходящим за рамки устойчивости подключенных потребителей. Тем не менее, автомат без каких-либо проблем изменит состояние линии. Первый нюанс, относящийся к реле, важен и в том случае, когда для контроля течения тока используются датчики, часовые механизмы или любые другие маломощные устройства, которые не способны производить какие-либо действия за исключением измерений.
Реле тока применяются как часть защитной аппаратуры, предохраняющей конечных потребителей от резких изменений в сети питания. Речь идет о скачках ампер вверх, и непосредственное их падения ниже рабочего уровня. Автоматические реле тока в такие моменты отключают питание линии, защищая клиентские устройства от форс-мажорных обстоятельств.
Большая часть людей непосредственно сталкивается с оборудованием настоящего плана. Достаточно вспомнить автоматические выключатели, находящиеся на вводе электролиний в любые помещения. Они представляют собой один из вариантов реле тока, рассчитанных на стандартные параметры сети 220 В. В том случае, если происходит резкое повышение нагрузки на канале питания, расположенном после автомата, он отключит движение электричества в направлении излишнего потребления. Происходит подобное обычно при коротком замыкании, которое способно вызвать пожар. Блокирование течение тока в такой ситуации спасет не только технику на линии, но и имущество владельца.
Принцип действия и устройство
Использование реле тока:
Реле тока бывают минимального и максимального значения срабатывания. Первые отключают линию при падении величины потребления ниже определенного уровня, вторые при характеристиках сопротивления свыше заданного значения. Физически они представлены на рынке в трех типах исполнения: электромагнитном, электронном и цифровом. Современные модели объединяют в одном устройстве все виды реле тока.
Электромагнитные
Наиболее простой в изготовлении тип, отличающийся надежностью, ценой и неприхотливостью в эксплуатации. Основой функциональности для него служит борьба двух сил — механической (стремящейся передвинуть контактный толкатель в одну сторону) и электромагнитной (смещающей его в противоположную). Первая обуславливается обычной пружиной с возможностью регулирования тяги. Вторая — обмоткой, расположенной вокруг подвижного элемента.
Устройство электромагнитного реле тока:
Для реле минимального тока контактор изначально разомкнут действием пружины. При поступлении питания, электромагнит преодолевает механическую силу, соединяя линию. Как только сила тока упадет ниже определенного уровня, мощности катушки станет не достаточно для преодоления действия пружины и контакт вновь разомкнется.
В реле, срабатывающих на максимальный ток, ситуация противоположна. Изначально линия под действием механической силы соединена. Катушка пытается ее разомкнуть, но пока течение тока по ней идущего — слабое — преодолеть механическое сопротивление подвижный элемент не может.
- цена;
- простота;
- надежность;
- неприхотливость.
- зависимость от исправности механической части;
- неточность измерения;
- низкая скорость отсечки;
- деградация чувствительности со временем по причине износа пружины;
Механическое аппараты названого класса не универсальны, они делятся на реле максимального тока и минимального.
Электронные
В отличие от предыдущего типа не нуждаются в подвижных деталях. Всё внутреннее устройство состоит из:
- управляющего контура из одного или двух транзисторов, или тиристоров, ограничивающих резистор;
- последовательности элементов, преобразующих токи для питания схемы;
- модуль выполнения отключения.
Последний может иметь и механическую, и электронную структуру. К примеру, простая конструкция автомата ниже:
Верхний предел срабатывания реле максимального тока устанавливается резистором R2. Нижний R3. Последний для приведенной схемы составляет 0.2–0.3 А.
Нагрузка линии X1 понижает напряжение на R3, часть остатка которого уходит на R2, где гасится сопротивлением резистора. Если же количество ампер превысит заданный предел и ток пойдет дальше, откроется база транзистора V3. Это послужит причиной срабатывания реле отключения K1. Которое размыкая контакты K1.1 и K1.2, разорвет цепь питания нагрузки. Для приведения аппарата вновь в нейтральное состояние прохождения тока, служит кнопка S1 «Сброс».
Что касается остальных составляющих схемы, связка стабилитрона V1, диода V2, резистора R1 и конденсатора C1, служит стабилизированным источником питания остальных элементов конструкции. V4 предохраняет эмиттер транзистора от обратного хода энергии в случае смены полярности в цепях. Названое событие обычно происходит в моменты активации электромагнитного реле отключения K1.
Одна из промышленных моделей электронных реле тока:
- универсальность устройства — реле максимального тока и минимального соединены в общую, относительно простая конструкция;
- автомат защиты обладает хорошей чувствительностью.
- меньшая надежность по сравнению с электромагнитными;
- расширение функций только за счет усложнения схемы.
Цифровые
Дальнейшее развитие электронных реле тока привело к появлению цифровых моделей. Информацию о потреблении прибор хранит в цифровом виде. Получает он ее за счет преобразования показаний аналогового датчика в бинарный код. При слишком большой разнице, выходящей за установленные пользователем пределы, происходит отключение линии нагрузки. Если потребление нормализуется, автомат обратно её активирует. Не редкость оснащение цифровых реле тока возможностью связи с другим оборудованием, что позволяет легко интегрировать их в системы «умного дома».
План-схема цифрового реле тока и фотография конечного устройства:
- функциональность;
- возможность удаленного контроля сети;
- установка параметров устройства;
- точность измерений.
Недостатки не выявлены.
Практическое использование
Нюанс применения реле максимального тока среди остальных устройств защиты — возможность ручной установки параметров по максимальным и минимальным лимитам тока в исходящей линии, превышение которых приводит к ее блокировке. Особенно важными эти аппараты становятся в случаях, когда сама нагрузка периодически возрастает до больших рабочих величин, например, в случаях электродвигателей. Их запуск — это быстрое, но плавное повышение потребления с последующим снижением до нормативов мощности. Автомат защиты должен определять названый фактор не выключаясь, при этом реагировать на короткие замыкания. Последние похожи на устройства, срабатывающие по повышению сопротивления линии, куда начинает в больших количествах течь электроэнергия. Разница заключается только в моменте усиления нагрузки. Он не плавен, как в случае электромотора, а пилообразен. То есть, резко увеличивается до максимума и не уменьшается со временем.
Хорошо видны регуляторы пиковой мощности и установки пауз на включение и отключение:
Еще одно преимущество применения реле тока — наличие среди настроек задания паузы включения. Дело в том, что в момент присоединения какой-либо нагрузки к линии происходит скачок потребления. Автомат должен не сразу отключить питание, а подождать определенный промежуток времени с целью проверки последующей нормализации характеристик потребления. И уже в том случае, если сопротивление нагрузки остается высоким — отключить подачу электроэнергии.
Между разрывом прохождения тока и его возобновлением должна быть пауза, иначе клиентское устройство может выйти из строя. Особенно это касается трансформаторной техники и электромоторов. То есть, всего оборудования, где присутствует обмотка возбуждения.
Схемы подключения реле тока
Как и во всех случаях использования классической электропроводки, есть трехфазовое питание и рассчитанное на одну линию. Соответственно делятся по подключению и защитные реле тока.
Простое подключение трехфазового реле тока:
Для одной фазы картина будет немного иной. На схеме далее, следует обратить внимание на соединение замеряемой линии напрямую и через токовый трансформатор к автомату. Во втором случае ширина рабочего диапазона увеличивается. Использование нагрузки в обоих вариантах цепи замера обязательно, так как производится определение количества ампер линии, для которого нужно обеспечить течение в ней тока.
Развитие технологий привело к разделению устройств потребления на приоритетные и второстепенные. К первым относятся компьютеры, телевизоры, приставки и все оборудование, отключение которого не желательно. Ко второму относится остальная аппаратура, разрыв контакта питания которой от линии допустимо. Многие реле тока позволяют управлять двумя видами устройств раздельно — приоритетными и второстепенными.
Схема подключения приоритетной и второстепенной нагрузки:
Последняя схема интересна еще и тем, что в качестве измерителя течения тока используется индукционный метод, для которого достаточно расположить линию снабжения потребителей электроэнергией между соответствующими датчиками. То есть, раздельная нагрузка не нужна — в ее роли выступают приоритетные устройства, а отдельный токовый трансформатор заменен на встроенный. Причем его второй обмоткой выступает сам канал питания клиентского оборудования.
И схема, относящаяся конкретно к защитным цепям электродвигателя. Ее основная ниша применения —производство, так как мощные трехфазовые моторы в быту используются редко.
Схема защиты электродвигателя с помощью реле максимального тока:
Каждая конкретная модель реле тока, в зависимости от своих функциональных возможностей и внутреннего устройства, имеет нюансы подключения. Желательно с ними ознакомиться в инструкции по эксплуатации, во избежание последующих аварийных ситуаций.
Реле тока — это автомат, защищающий оборудование от перепадов электроэнергии. Срабатывание его обуславливается скачками ампер, которые происходят в результате коротких замыканий, слишком высоких нагрузок или иных форс-мажорных обстоятельств. При этом реле аналогичного вида не чувствительны к временному поднятию силы тока.
Видео по теме
Токовые реле защиты электродвигателя
Выключатель автоматический для защиты электродвигателей класс 10 перегрузка 9-12.5A уставка КЗ 163A типоразмер S00 винтовые зажимы (3RV2111-1KA10)
- Код товара 5687578
- Артикул 3RV2111-1KA10
- Производитель SIEMENS/3RV2
Реле защиты электродвигателей CR-810-1 (EA05.002.002)
- Код товара 9123904
- Артикул EA05.002.002
- Производитель Евроавтоматика/CR
Реле защиты электродвигателей AZD-02 (EA05.004.005)
- Код товара 5516978
- Артикул EA05.004.005
- Производитель Евроавтоматика
Реле защиты электродвигателей AZD-M-01 (EA05.004.001)
- Код товара 1019422
- Артикул EA05.004.001
- Производитель Евроавтоматика/AZD
Реле защиты электродвигателя термисторное 1НО +1 НЗ без 24-240В AC/DC блокировка повторного включения, EMT6-K (269470)
- Код товара 802967
- Артикул 269470
- Производитель EATON/EMT6
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 55-250А для защиты электродвигателей типоразмер S10/S12 класс 20 монтаж на контактор шинное подсоединение пружинные зажимы (3RB2066-2GF2)
- Код товара 91377
- Артикул 3RB2066-2GF2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 50-200А для защиты электродвигателей типоразмер S6 класс 20 монтаж на контактор проходные трансформаторы пружинные зажимы (3RB2056-2FX2)
- Код товара 1084424
- Артикул 3RB2056-2FX2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 50-200А для защиты электродвигателей типоразмер S6 класс 5-30 монтаж на контактор шинное подсоединение винтовые зажимы (3RB2153-4FC2)
- Код товара 144587
- Артикул 3RB2153-4FC2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 50-200А для защиты электродвигателей типоразмер S6 класс 20 монтаж на контактор шинное подсоединение пружинные зажимы (3RB2056-2FF2)
- Код товара 277193
- Артикул 3RB2056-2FF2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 55-250А для защиты электродвигателей типоразмер S10/S12 класс 10 монтаж на контактор шинное подсоединение пружинные зажимы (3RB2066-1GF2)
- Код товара 913530
- Артикул 3RB2066-1GF2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 160-630А для защиты электродвигателей типоразмер S10/S12 класс 5-30 монтаж на контактор шинное подсоединение винтовые зажимы (3RB2163-4MC2)
- Код товара 930514
- Артикул 3RB2163-4MC2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 55-250А для защиты электродвигателей типоразмер S10/S12 класс 5-30 монтаж на контакторшинное подсоединение винтовые зажимы (3RB2163-4GC2)
- Код товара 1685598
- Артикул 3RB2163-4GC2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 50-200А для защиты электродвигателей типоразмер S6 класс 10 монтаж на контактор проходные трансформаторы пружинные зажимы (3RB2056-1FX2)
- Код товара 1768371
- Артикул 3RB2056-1FX2
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 47.57 A защита электродвигателя типоразмер S2 класс 10 монтаж на контактор винтовые клеммы (3RU2136-4QB0)
- Код товара 543499
- Артикул 3RU2136-4QB0
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 12,5-50 A для защиты электродвигателя, типоразмер S3, класс 20E, монтаж на контактор, силовая цепь — винтовые клеммы, вспомогательная цепь -пружинные клеммы, ручной-авто сброс (3RB3046-2UD0)
- Код товара 2114460
- Артикул 3RB3046-2UD0
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 12,5-50 A для защиты электродвигателя, типоразмер S3, класс 10E, отдельная установка, силовая цепь — проходные трансформаторы, вспомогательная цепь -пружинные клеммы, ручной-авто сброс (3RB3046-1UX1)
- Код товара 6272007
- Артикул 3RB3046-1UX1
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 62-73 A, для защиты электродвигателя, типоразмер S2, класс 10, для монтажа на контактор, главная цепь — винтовые клеммы, вспомогательная цепь -винтовые клеммы, сброс ручной-авто (3RU2136-4KB0)
- Код товара 6432340
- Артикул 3RU2136-4KB0
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 70-80 A, для защиты электродвигателя, типоразмер S2, класс 10, для монтажа на контактор, главная цепь — винтовые клеммы, вспомогательная цепь -винтовые клеммы, сброс ручной-авто (3RU2136-4RB0)
- Код товара 1059400
- Артикул 3RU2136-4RB0
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 28-40 A, для защиты электродвигателя, типоразмер S3, класс 10, для монтажа на контактор, главная цепь — винтовые клеммы, вспомогательная цепь -пружинные клеммы, сброс ручной-авто (3RU2146-4FD0)
- Код товара 1562819
- Артикул 3RU2146-4FD0
- Производитель SIEMENS
С этим покупают Посмотреть
Реле перегрузки 12,5-50 A для защиты электродвигателя, типоразмер S3, класс 20E, отдельная установка, силовая цепь — проходные трансформаторы, вспомогательная цепь -винтовые клеммы, ручной-авто сброс (3RB3046-2UW1)
- Код товара 8398949
- Артикул 3RB3046-2UW1
- Производитель SIEMENS
- Покупателям
- Способ оплаты
- Доставка
- Акции
- Скидки и баллы
- Адреса магазинов
- Договор оферты
- Компания ЭТМ
- О компании
- Сервис iPRO
- Электрофорум
- ЭТМ Вакансии
Центр поддержки и продаж
- Электрика
- Свет
- Крепеж
- Безопасность
Мы в социальных сетях
- Повышение квалификации
- Часто задаваемые вопросы
- Нашли ошибку?
- Центр обращений
© 2021 Компания ЭТМ — Копирование и использование в коммерческих целях информации на сайте www.etm.ru допускается только с письменного одобрения Компании ЭТМ. Информация о товарах, их характеристиках и комплектации может содержать неточности
Ваш город: Выберите город
Я подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных согласно Политике обработки персональных данных
Сайт использует файлы cookie с целью повышения удобства пользования сервисом. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку cookie-файлов.
Принцип действия реле тока – упрощенный вариант
Что такое реле тока? Такой вопрос часто возникает у студентов и электриков самоучек. Ответ на него достаточно прост, но в учебниках и многих статьях в интернете он содержит огромное количество формул и отсылок к разнообразным законам. В нашей статье мы постараемся объяснить, что это такое, и как оно работает буквально на пальцах.
- Устройство реле тока
- Назначение и способы подключения токового реле
- Назначение токового реле
- Схемы подключения токовых реле
- Вывод
Устройство реле тока
Для начала давайте разберем принцип реле тока и его устройство. На данный момент существуют электромагнитные, индукционные и электронные реле.
Мы будем разбирать устройство наиболее распространенных электромагнитных реле. Тем более, что они дают возможность наиболее наглядно понять их принцип работы.
- Начнем с основных элементов любого реле тока. Оно в обязательном порядке имеет магнитопровод. Причем, этот магнитопровод имеет участок с воздушным зазором. Таких зазоров может быть 1, 2 или более — в зависимости от конструкции магнитопровода. На нашем фото таких зазора два.
- На неподвижной части магнитопровода имеется катушка. А подвижная часть магнитопровода закреплена пружиной, которая противодействует соединению двух частей магнитопровода.
- При появлении на катушке напряжения, в магнитопроводе наводится ЭДС. Благодаря этому, подвижная и неподвижная части магнитопровода становятся как два магнита, которые хотят соединиться. Не дает им это сделать пружина.
- По мере увеличения тока в катушке, ЭДС будет нарастать. Соответственно, будет нарастать притяжение подвижного и неподвижного участка магнитопровода. При достижении определенного значения силы тока, ЭДС будет настолько велико, что преодолеет противодействие пружины.
- Воздушный зазор между двумя участками магнитопровода начнет сокращаться. Но как говорит инструкция и логика, чем меньше воздушный зазор, тем больше становится сила притяжения, и тем с большей скоростью магнитопроводы соединяются. В результате, процесс коммутации занимает сотые доли секунды.
- К подвижной части магнитопровода жестко прикреплены подвижные контакты. Они замыкаются с неподвижными контактами и сигнализируют, что сила тока на катушке реле достигла установленного значения.
- Для возврата в исходное положение, сила тока в реле должна уменьшиться как на видео. Насколько оно должно уменьшится, зависит от так называемого коэффициента возврата реле.
Оно зависит от конструкции, а также может настраиваться индивидуального для каждого реле за счет натяжения или ослабления пружины. Это вполне можно сделать своими руками.
Назначение и способы подключения токового реле
Реле тока и напряжения, являются основными элементами практически всех основных защит. Поэтому, давайте более детально разберемся с их сферой применения и схемой подключения.
Назначение токового реле
И в первую очередь, давайте разберемся, а зачем собственно говоря нужно это токовое реле? Для ответа на этот вопрос нам следует немного погрузиться в теорию. Но мы постараемся сделать это максимально поверхностно и доступно.
- Любая электроустановка имеет два основных параметра своей работы — это ток и напряжение. Контролируя эти два параметра, можно оценить работоспособность оборудования и вероятные неисправности.
- Реле тока, как несложно догадаться, контролирует ток. И если его уменьшение говорит лишь о снижении нагрузки, то его увеличение в большинстве случаев говорит о серьезных неисправностях. Дабы не рассматривать вопрос более детально, давайте возьмем в качестве примера электродвигатель.
- Электродвигатель имеет номинальный ток, например, 50А. Незначительное увеличение тока, допустим до 55А, сигнализирует о перегрузе. В этом случае, двигатель не должен отключаться немедленно, ведь перегруз может носить временный характер, и согласно ПУЭ, большинство электродвигателей допускается периодически перегружать.
- Но длительный режим работы с повышенным номинальным током может сигнализировать о неисправности механической части или других проблемах. Поэтому, после нагрузки, через определенный промежуток времени, двигатель должен быть отключен.
- Схема реле тока и реле времени позволяет обеспечить такую защиту. При увеличении тока выше номинального значения в 50А, срабатывает токовое реле. Своими контактами оно запускает в работу реле времени, которое отсчитывает допустимое время работы двигателя в перегаженном состоянии. Если за этот период времени токовое реле не отпало, то реле времени срабатывает и отключает электродвигатель.
Обратите внимание! Защита от перегруза должна быть отстроена от времени пуска двигателя. Как известно, при пуске пусковой ток может доходить до десятикратного номинального (обычно пяти- или шестикратное). Поэтому, для исключения ложного срабатывания защиты от перегруза, время срабатывания реле времени должно быть больше времени разворота двигателя.
- Теперь возьмем другую ситуацию. На нашем двигателе происходит короткое замыкание. Его необходимо отключить в максимально сжатые сроки. Короткое замыкание характеризуется резким возрастанием тока. В зависимости от вида короткого замыкания, эти токи могут превышать значения 10-кратного номинального значения.
- Исходя из этого, нам нужно поставить реле тока, схема которого будет реагировать на такой ток, и сразу же отключать его. Такую защиту называют токовой отсечкой. Когда защита мгновенно отключает электрооборудование при достижении определенного значения тока.
- Но бывают короткие замыкания, которые имеют не такие большие токи. В этом случае, реле тока и схема его подключения несколько изменяется. Ее принцип действия похож на защиту от перегруза, только чем больше ток, тем быстрее она отключит наш электродвигатель. Достигается это за счет объединения в одном устройстве и реле времени и тока. Такая защита называется максимальной токовой.
- Существуют так же защиты от однофазных замыканий на землю, защиты от токов обратной последовательности, дифференциальные защиты, дистанционные защиты и множество других релейных схем, которые используют реле тока.
Но это уже более специфические защиты, которые требуют более глубоко понимания процессов. Поэтому в нашей статье мы не будем их рассматривать.
Схемы подключения токовых реле
Разобрав устройство и назначение реле тока, можно перейти к вопросу их подключения. Существует два основных варианта – непосредственно или через трансформатор тока.
Давайте рассмотрим каждый из этих вариантов:
- Непосредственно могут подключаться реле к электроустановкам напряжением до 1000В. Это связано с тем, что при большем напряжении размеры реле пришлось бы значительно увеличивать для обеспечения соответствующей изоляции и протекания больших токов. А из-за этого увеличилась бы и цена реле.
- Потребители до 1000В обычно не самые ответственные, поэтому защита реализуется на одной или двух фазах. Но возможен вариант реализации защит и на всех трех фазах. Для этого просто последовательно с нагрузкой включается катушка токового реле на одной или нескольких фазах.
- Многие токовые реле содержат две катушки. Для них может применяться последовательное или параллельное соединение обмоток реле тока. Это необходимо для изменения пределов срабатывания реле.
- В качестве примера, возьмем реле РТ 40. При параллельном подключении катушек, ток срабатывания варьирует в пределах 0,1 – 100А. При последовательном подключении обмоток, предел срабатывания можно регулировать в пределах 0,2 – 200А.
Обратите внимание! Если вам необходим предел срабатывания в 0,1 – 100А, то в принципе вы можете вовсе не подключать вторую обмотку.
- Значительно чаще, электрические схемы соединения реле тока предполагают использование трансформаторов тока. Эти устройства позволяют преобразовать любой ток до значений в 1 или 5 А.
- Такие потребители обычно относятся к ответственным, поэтому токовые защиты реализуются по каждой фазе. Принцип подключения прост. Катушка реле просто подключаются к выводам трансформатора тока.
Внимание! Но тут следует помнить, что трансформаторы тока и вся вторичная коммутация работают в режиме близком к короткому замыканию. Поэтому разкорачивание таких цепей чревато повреждением трансформатора тока, а также серьезными последствиями для человека. Поэтому прежде чем выполнять какие-либо переключения в токовых цепях их следует закоротить перемычкой. Или же производить переключения на электрооборудовании, выведенном в ремонт.
Вывод
Реле тока и электрическая схема его подключения имеет множество нюансов. Если вдаваться в каждый, то получится полноценный учебник. Наша же цель была дать вам общие представления о данном реле максимально доступным языком. Поэтому некоторые вопросы в нашей статье раскрыты не полностью или же упрощенно. Более детально по каждому аспекту следует разбираться, исходя из существующих условий.
Устройства защиты асинхронных электродвигателей
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Обеспечение защиты асинхронных электродвигателей требуется при следующих аварийных ситуациях:
Обрыв фазы (ОФ) возникает в 50% случаев. Происходит это:
- При коротком замыкании на фазе;
- При перегрузке по току;
- При возгорании электрокабеля;
- Ввиду некачественного крепления контакта проводника фаз и его перегорания.
ОФ не всегда вызывает остановку двигателя, но, при увеличенных нагрузках на валу, электродвигатель перегревается, что приводит к его сгоранию и выходу из строя.
Остальные 50% аварийных случаев, приходятся на:
- Нарушение чередования фаз – возможно при ошибочно проведенных ремонтных работах в щитовой и кабельной системе;
- Слипание фаз – происходит при нарушении изоляции в кабеле питания, а также из-за положения проводов на столбах внахлест;
- Перекос фаз – когда нагрузка на фазах распределена неравномерно;
- Сбой в системе управления охлаждением двигателя;
- Другие технологические перегрузки.
УСТРОЙСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК
Контроллер электродвигателя, в зависимости от его типа, может осуществлять один или несколько видов защиты электродвигателя:
- От короткого замыкания;
- От замыкания на землю;
- Тепловую;
- Минимальной и максимальной токовой.
Компания Новатек предлагает следующие виды устройств защиты электродвигателя:
Блок защиты УБЗ-301
Представлен потребителям в трех модификациях, классификация которых обусловлена диапазоном номинального тока – 50-50А, 10-100А, 63-630А. Каждое из этих устройств выполняет защиту трехфазного двигателя от пропадания фазы; при недостаточном напряжении в сети и при других механических отклонениях. Работает прибор с высокой точностью и степенью надежности.
Прибор является микропроцессорным автоматическим устройством, не требующим оперативного питания. При аварийных ситуациях, возникших в сетевом напряжении, прибор, после восстановления всех параметров, автоматически выполняет повторное включение. Если же проблема возникла в самом двигателе, то устройство блокирует его повторный запуск.
Блок защиты УБЗ-302
Приоритетное предназначение прибора состоит в защите трехфазного двигателя от пропадания одной фазы и контроле других параметров трехфазных асинхронных двигателей. В набор его защит заложен полный комплекс параметров, реализованных в устройстве УБЗ-301. Помимо этого, устройство осуществляет дополнительную тепловую защиту электродвигателя, а также защиту от блокировки ротора и затянутого пуска.
Устройство для защиты трехфазных электродвигателей применяют с целью поддержания качественной работы различных инженерных и промышленных систем:
- Отопления и водоснабжения:
- Вентиляции и кондиционирования;
- Автоматического контроля и учета на производстве;
- Управления технологическим процессом.
Блок защиты УБЗ-302-01
Универсальный прибор, применяемый для двухскоростных электродвигателей, а именно для контроля параметров напряжения сети, показателей сопротивления изоляции устройства и активных значений линейных и фазных токов.
Набор параметров совершается с помощью программных задач, устанавливаемых пользователем. Допускается установка автоматического отключения или включения прибора, после настройки действующих параметров.
Блоки защиты УБЗ-304 и УБЗ-305
Релейная защита электродвигателей, совершаемая с помощью приборов УБЗ 304 и 305, которые работают с устройствами в диапазоне мощности от 2,5 до 315 кВт и при условии использования стандартных внешних трансформаторов с током на выходе 5А.
Эти универсальные устройства работают в изолированной сети и с глухозаземленной нейтралью. Разница между приборами состоит в их исполнении – щитовая для модели 304, а для 305 – DIN-рейка.
Блок защиты УБЗ-115
Данная модель устройства служит для защиты однофазного двигателя с мощностью до 5,5 кВт и силой тока до 25А. Прибором обеспечивается тепловая защита двигателя, а также защита электродвигателя, в случае таких аварийных ситуаций, как:
- Нарушение в сетевом напряжении;
- Затянутый пуск (есть функция плавного пуска, с возможностью дистанционного управления);
- «Сухой ход», когда исчезает нагрузка на валу электродвигателя»
- Механический перегруз.
Блок защиты УБЗ-118
Принцип работы данного прибора аналогичен работе устройства УБЗ-115, с той лишь разницей, что для УБЗ-118 мощность двигателя составляет до 2,6 кВт. Устройство предназначено для асинхронных однофазных двигателей, которые работают на одном фазосдвигающем конденсаторе, то есть, схема включения не предполагает пускового конденсатора.
Разобраться с принципом работы каждого из устройств более детально, рекомендуем, при помощи технической документации, которая представлена на сайте компании. В случае, дополнительных вопросов, возникших в процессе ее изучения, вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов в онлайн-режиме.
- Компания
- Оплата и доставка
- Гарантия
- Контакты
- Документация
Copyright © 1998-2020 Официальный интернет-магазин ООО «Новатек-Электро» Директор — Новиков Александр Валерианович, ОГРН1137847210918, ОКПО 20508249