Нормы освещения в подъезде жилого дома

Нормы освещения в подъезде жилого дома

Требования к искусственному освещению в помещениях подъездов многоквартирного дома

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области доводит до сведения потребителей жилищно-коммунальных услуг следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закон № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10).

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению и инсоляции в помещениях жилых зданий определены разделом 5 СанПиН 2.1.2.2645-10.

В соответствии с п. 5.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.

В соответствии с ч. 16 ст. 161 Жилищного кодекса РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Учитывая п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правил), обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Требования, установленные СанПиН 2.1.2.2645-10, учитывая направленность санитарного законодательства, имеют превентивную цель недопущения угрозы жизни или здоровью человека, угрозы возникновения и распространения заболеваний.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2020 г. N 2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее — требования).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением:

а) подпункта «б» пункта 19, пунктов 23, 24, 28 и 29 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 июля 2021 г.;

б) пункта 31 требований, утвержденных настоящим постановлением, который применяется:

в отношении светильников со светодиодами для наружного освещения — с 1 апреля 2021 г.;

в отношении светильников со светодиодами для внутреннего освещения промышленных объектов — с 1 июля 2021 г.;

в отношении светодиодных ламп и прочих светильников со светодиодами — с 1 октября 2021 г.

3. Настоящее постановление утрачивает силу по истечении 24 месяцев с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» (ТР ЕАЭС 048/2019), но не позднее 1 января 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2020 г. N 2255

Требования
к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения

I. Основные положения

1. Настоящий документ устанавливает требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее — требования).

Настоящие требования не распространяются:

а) на декоративно-художественное освещение и архитектурную подсветку;

б) на иллюминацию и освещение рекламных конструкций;

в) на аварийное и эвакуационное освещение;

г) на освещение для специальных применений и военной техники.

2. Для целей настоящих требований используются следующие понятия:

«диффузный рассеиватель» — светопрозрачный элемент из матового материала, при применении которого в осветительном приборе перераспределение излучения происходит преимущественно путем диффузного отражения и (или) пропускания света;

«защитное стекло» — светопрозрачная часть оболочки осветительного прибора, при применении которой в осветительном приборе не рассеивается свет диффузно и не происходит влияния на визуально воспринимаемую яркость источника света;

«зеркально-отражающая оптическая система» — отражающая оптическая система, в которой отражение происходит преимущественно на основе явления зеркального отражения света;

«индекс цветопередачи» — мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения (с учетом хроматической адаптации наблюдателя);

«источник света» — устройство, излучающее свет в результате преобразования электрической энергии;

«коррелированная цветовая температура» — температура излучателя Планка (черного тела), имеющего значения координат цветности, наиболее близкие к значениям координат цветности, соответствующим спектральному распределению излучения рассматриваемого объекта;

«коэффициент мощности» — комплексный показатель, характеризующий линейные и нелинейные искажения формы тока и напряжения в электросети, обусловленные влиянием нагрузки;

«коэффициент пульсации светового потока» — критерий оценки относительной глубины колебаний светового потока источника света при питании его переменным током;

«кривая силы света » — график и соответствующий ему тип зависимости силы света светового потока источника света или осветительного прибора от меридиональных и экваториальных углов, получаемый сечением его фотометрического тела плоскостью или поверхностью;

«лампа направленного света» — лампа, колба которой имеет особую форму, содержит отражающие или преломляющие свет части для перераспределения или концентрации света;

«лампа ненаправленного света» — источник, излучающий свет внутри больших, вплоть до 4, телесных углов, не имеющий специальных оптических элементов для перераспределения света;

«лампа общего назначения» — лампа, применяемая для целей общего освещения помещений;

«люминесцентная лампа» — ртутная лампа низкого давления, в которой свет излучает один или несколько слоев люминофора, возбуждаемых ультрафиолетовым излучением разряда;

«малогабаритный встраиваемый светильник (даунлайт)» — концентрирующий свет небольшой светильник, как правило, встраиваемый в потолок;

«нитевидная (филаментная) светодиодная лампа» — лампа, состоящая из светодиодных источников света в виде светящихся нитей, без вторичной оптики и прозрачной или матовой (молочной) колбы (возможно применение колб различного цвета, например опаловых колб);

«номинальное значение» — количественное значение параметра, заявленное производителем;

«нормированное значение» — количественное значение параметра при заданных рабочих условиях (если не указано иное, все требования соответствуют нормированным значениям);

«осветительное устройство» — прибор, предназначенный для освещения и содержащий один или несколько электрических источников света и осветительную арматуру;

«призматический рассеиватель» — светопрозрачный элемент из прозрачного материала, преломляющий и диффузно рассеивающий проходящий через него свет от источника света благодаря неровной поверхности с тиснением (например, в виде призм, полусфер, «колотого льда» и т.д.) и снижающий визуально воспринимаемую яркость закрытого им источника света;

«прожектор» — осветительный прибор, концентрирующий излучение источников света с помощью элементов оптической системы (зеркал и (или) линз) в направлении, как правило, оптической оси с ограниченным углом излучения и, как правило, имеющий приспособления для изменения направления светового пучка (лиру), а в ряде случаев и его угловых размеров (фокусирующее устройство);

«светильник» — осветительный прибор, перераспределяющий излучение источников света внутри больших, вплоть до 4, телесных углов;

«светильник для наружного утилитарного освещения» — светильник, предназначенный для освещения магистралей, дорог, улиц, площадей в темное время суток;

«светильник для освещения пешеходных пространств» — светильник, предназначенный для освещения тротуаров, парков, скверов, садов и других территорий с пешеходным движением;

«светильник общего назначения » — светильник, предназначенный для общего освещения помещений и открытых пространств без акцентирующих эффектов и создания локального освещения;

«светильник с открытым выходным отверстием» — светильник, выходное окно которого не перекрыто рассеивателем, защитным стеклом, светоотражающей решеткой и др.;

«светильник со светодиодами» — светильник, в котором в качестве источников света используются светодиодные лампы или модули;

«светодиодная лампа» — устройство, которое не может быть разобрано без неизбежного повреждения, включающее в себя светодиодный источник света и любые дополнительные элементы, необходимые для зажигания и стабильной работы источника света;

«световая отдача» — величина, определяемая отношением светового потока источника света или осветительного прибора к потребляемой им электрической мощности и характеризующая энергетическую эффективность источника света или осветительного прибора;

«электрическая лампа» — источник оптического излучения, создаваемого в результате преобразования электрической энергии.

II. Требования к энергетической эффективности ламп общего назначения

3. Требования к энергетической эффективности ламп общего назначения устанавливаются в зависимости от типа ламп и их номинальной мощности.

4. К люминесцентным лампам со встроенным пускорегулирующим аппаратом (далее — компактные люминесцентные лампы) и светодиодным лампам устанавливаются следующие требования:

а) минимальные нормированные значения световой отдачи () компактных люминесцентных ламп ненаправленного света с общим индексом цветопередачи менее 90:

Номинальная мощность лампы, Вт

, лм/Вт

б) компактные люминесцентные лампы ненаправленного света с общим индексом цветопередачи не менее 90 должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте «а» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9;

в) минимальные нормированные значения световой отдачи () светодиодных ламп ненаправленного света:

Номинальная мощность лампы, Вт

, лм/Вт

одноцокольные филаментные с коррелированной цветовой температурой Т ц 5000 K

Минимальные нормированные значения световой отдачи () линейных двухцокольных светодиодных ламп ненаправленного света составляют 100 лм/Вт.

Минимальные нормированные значения световой отдачи () одноцокольных светодиодных ламп ненаправленного света (кроме филаментных) составляют 95 лм/Вт;

г) светодиодные одноцокольные и линейные двухцокольные лампы с коррелированной цветовой температурой менее 3000 К должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,7.

Нитевидные (филаментные) светодиодные лампы с опаловыми и молочными колбами должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициенты 0,9 и 0,8 соответственно.

Светодиодные лампы с индексом цветопередачи не менее 90 должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9.

Светодиодные лампы со встроенным устройством регулирования светового потока должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте «в» настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9;

д) минимальные нормированные значения световой отдачи () компактных люминесцентных ламп направленного света и светодиодных ламп направленного света:

Номинальная мощность лампы, Вт

, лм/Вт

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Освещение подъезда в многоквартирном доме

Комфортное проживание жильцов в многоквартирном доме обеспечивается разными способами. Одним из них служит освещение в подъезде. Хоть многие жильцы и продолжают пользоваться лампами накаливания, растет популярность альтернативных источников освещения, так как они более экономичны, долговечны и имеют небольшой уровень накаливания.

Требования к уровню и способу управления освещенности подъездов

Освещение подъездов можно обустроить экономным способом. Инновационные лампочки дают мягкий свет, который в то же время более интенсивный и менее дорогой. Это не делается своими силами. Необходимо обратиться в управляющую компанию, которая обязана отреагировать в случае, если освещение не соответствует установленным требованиям.

В настоящее время во многих подъездах устанавливается автоматическая система. Благодаря этому в разы сокращающая затраты на электричество. Это также соответствует требованиям, которые установлены в законодательных актах.

Каждый подъезд МКД в обязательном порядке оснащается осветительными приборами. В нормативных документах указывается, какой должна быть освещенность (в люксах). Категоричных указаний на те или иные осветительные приборы в правилах не дается.

Нормы освещенности различных частей подъезда и подсобных помещений

Освещение в подъездах разных помещений имеет свои стандарты и правила (ГОСТы, строительные СНиП). К основным из них относятся следующие:

  • нормирование осуществляется по таблице ВСН 59-88, где содержатся два вида стандартов: света от ламп накаливания или люминесцентных;
  • в лифтах лампы имеют освещенность мощностью 20 лк (для люминесцентных ламп) и 7 лк (для лампочек накаливания);
  • колясочные помещения освещаются лампочками накаливания;
  • шахты лифтов – лампочками накаливания в 5 лк;
  • подвальные и чердачные помещения, так же как электрощитовые, мусоросборочные и другие освещаются лампочками накаливания мощностью 10 лк.

Нормы по управлению освещения подъезда

Автоматика подвергается регулярной модернизации. Нормативную документацию не всегда успевают изменить в связи с появляющимися технологиями. Поэтому нередко нормы освещения в подъездах жилых домов носят рекомендательный характер. В данном случае нужно помнить о следующих моментах:

  • автоматическая система должна включаться и выключаться в ручном режиме;
  • при монтаже системы, которая реагирует в автоматическом режиме, свет должен включаться с разной степенью освещенности;
  • если применяются датчики, то предусматривается аварийное освещение, включаемое на лестничных клетках в автоматическом и в ручном режиме;
  • аппараты, освещающие чердак, находятся вне этого помещения.

Кто оплачивает освещение в подъездах, и как определяется сумма

Освещение в подъездах относится к общедомовым нуждам. Если раньше расход электричества на общедомовые нужды прописывался в квитанции отдельно, то с начала 2017 года этот пункт убрали. В настоящее время расчет выполняется в зависимости от наличия или отсутствия общедомового счетчика.

Если установлен общедомовой счетчик, то показатели определяют сотрудники надзорной инстанции совместно с представителями дома. После этого рассчитывается разница между полученной суммой и значениями учета в каждой квартире.

Также имеет значение количество квадратных метров, не оборудованных датчиками. Результат распределяется между домовладельцами в зависимости от площади помещения. Чем больше квадратных метров в квартире, тем больше придется платить за электрическую энергию по ОДН.

Если счетчик отсутствует, то оплата осуществляется в соответствии с действующими нормативами, установленными в регионе.

Кем выполняется замена освещения в подъездах

Если в подъезде нет света, то причину можно определить самостоятельно. Она может заключаться в следующем:

  • перегорание лампочки;
  • неисправность плафона;
  • замыкание;
  • повреждение выключателей;
  • поломка распределительного щита;
  • авария;
  • плановые работы.

После выяснения причины о поломке сообщают в управляющую компанию или товарищество собственников жилья. Эти организации ответственны за обеспечение света в подъездах многоквартирного дома (обязанность не распространяется на балконы, решение об освещении которых принимают домовладельцы).

Куда обращаться, если в подъездах нет освещения

Жильцы могут позвонить или прийти в УК и подать соответствующее заявление. Специалисты управляющей компании должны провести необходимые работы уже на следующий день после обращения. При задержке жильцы вправе обращаться в жилищную инспекцию или в прокуратуру. В отдельных случаях период, в течение которого выполняются работы, может продлеваться до 7 дней.

Какие возможны последствия для УК, если отсутствует освещение в подъездах

Освещение в подъезде очень важно, так как помимо прямого назначения, оно обеспечивает безопасность жильцов и защиту от кражи. Поэтому уполномоченные организации обязаны в срочном порядке реагировать на эти заявки.

Если по истечении 7 дней после подачи заявки проблема не устранена, управляющая компания может быть привлечена к юридической ответственности по КОаП. В соответствии со статьей 7.22 кодекса на должностных лиц возлагается штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. А штраф юридических лиц составляет сумму от 40 до 50 тыс. руб.

Права и законные интересы граждан контролирует государственная жилищная инспекция. Специалисты этой организации и администрации вправе составить протоколы в случае, если будут выявлены соответствующие нарушения.

Схемы автоматизации подъездного освещения

Освещение в подъездах многоквартирных домов осуществляется разными способами. Каждая схема имеет свои особенности. Они могут совмещать друг друга или иметь схожие характеристики. Ниже приведены варианты, которые распространены больше всего.

Управление освещением при помощи кнопочных постов

Способ больше подходит для малоэтажек, жильцы которых отличаются сознательным отношением. С его помощью возможно экономить деньги, но это зависит только от жильцов. Главное преимущество этого способа заключается в доступной цене.

Управление осуществляется двумя способами.

Первый – представляет собой кнопочный пост, находящийся в подъезде у входа и на каждом этаже.

Второй – дает возможность включать и выключать свет только на лестничном проеме. Подвалы и чердаки имеют наружное освещение в виде стандартного выключателя или специального датчика.

Если владельцы квартир не проявляют сознательность в общедомовых вопросах, то свет может отключаться посредством таймера.

Использование датчиков освещенности

При хорошем естественном освещении подходящим вариантом является использование системы с датчиками освещенности. Это – не самый экономный вариант, но используется как альтернатива стандартному выключателю.

Датчик устанавливается в темном месте. Прибор срабатывает при потемнении. При этом освещение может включаться в подъезде или снаружи помещения. В подсобных же помещениях целесообразно использовать стандартные выключатели.

Использование датчиков движения

Данная схема возникла не так давно, но ее популярность растет с каждым годом. При применении датчиков движения достигается экономия. Причем внимания со стороны жильцов не требуется.

В этом случае датчики устанавливаются на каждом этаже, но иногда – по одному при входе в подъезд. После срабатывания прибора отсчитывается время до отключения. При наличии лифта включение света осуществляется по-разному. Чаще всего датчик срабатывает при выходе из лифта. Подсобные же помещения подъезда лучше оборудовать стандартными выключателями.

Совмещенные схемы освещения

Нередко в подъездах применяют комбинированные схемы освещения. При этом ориентируются на тип помещения и поставленные задачи. К примеру, основным пускателем устанавливается датчик освещения, который срабатывает при слабом свете и подает сигнал датчикам движения, монтированным снаружи, в вестибюле и в лифте.

В другом примере в качестве основного используется датчик движения. Другие помещения имеют возможность включения посредством стандартных выключателей.

Освещение придомовой территории

В данной статье поговорим о том, кто должен отвечать за уличное освещение рядом с МКД. Часто освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение) органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации, разберемся кто и за что отвечает.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4):

«Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу:

«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД. Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО.