Нормы уличного освещения в сельской местности

Освещение улиц в сельской местности.

В материале статьи более детально будут рассказаны подробности и правила освещения сельских улиц и дорог.

С проблемой освещения маленьких городов и поселков встречался каждый гражданин России. Так как не во всех населенных пунктах придерживаются норм освещения. Что усложняет жизнь как местным жителям, так и гостям городов и сел.

Следить за выполнением закона должны органы муниципальных образований. К сожалению, они не всегда качественно выполняют свою работу и не обеспечивают жителей необходимым освещением дорог.

Как поступить и куда обращаться, в случае если вам довилось столкнуться с такой ситуацией? Как защитить свои права? Кто обязан предоставить освещение дорог и улиц в селах и прилегающих территориях согласно законам конституции РФ освещением улиц занимаются органы местной власти. Это указано в СНИП 23-05-95. В селе эти обязанности падают, как раз на местные органы власти. Глава совета должен организовать современную подачу электричества для села. В том числе и для освещения улиц, дорог и парков.

В статье федерального закона No 131 как раз подробно рассказывается про правила освещения. Закон был принят в силу с 2003 года. Последние поправки были сделаны в 2018 году.

Исходя из закона, предоставить правильное и качественное освещение сел, деревень и провести современную подачу электричества обязуется представитель органов местной власти. В данном случае – это глава сельского совета.

Обязанности глав муниципалитета.

Обустройством сельской территории должны заниматься муниципальные органы власти. Глава сельского комитета должен делать следующие:

• Следить за территорией общего пользования.

• Предоставить содержание домов и их фасадов.

• Производить ремонты зданий, памятников и прочих общественных объектов.

• Организовать освещение улиц, дорог.

• Предоставить должное освещение зданий.

• Следить за принадлежащей власти территорией и заниматься ее озеленением.

• Проводить празднование праздников.

• Предоставлять жителям села информацию с помощью расклейки реклам на информационных досках.

• Регулярно вывозить мусор.

• Предоставить тротуарные дороги для граждан.

• Организовывать массовые уборки территорий местными жителями.

Исходя из социальных норм, сельские улицы должны подсвечиваться на 80 процентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что некоторые дороги или их часть может быть не освещена. Это правило может быть использовано для тех улиц, на которых живет не так много людей. Так как для этих граждан применяется использования энергии в уменьшенных размерах, если сравнивать с густо заселенными улицами.

Случаи освещения сельских улиц.

Освещением занимаются власти. Это прописанный в законе факт. Правда не всегда финансирование позволяет предоставить правильное освещение. Как прописано в законах РФ. Будем с вами реалистами, ведь ни для кого не является секретом, что бюджет, предоставленный на использования финансов очень мал. Поэтому у них просто нет возможности делать освещение должным образом. Именно поэтому очень часто сталкиваются жители села с этой проблемой.

Так как предоставленный бюджет очень мал, то местные органы не в состоянии заплатить работникам за проведение проводов, которые помогли бы решить данную проблему. Из-за этого рада вынуждена принимать решения, которые не всегда нравятся жителям.

Известно, что зимой потребление энергии больше чем в летнее. Это еще одна причина, по которой приходится отказываться от выполнения закона в должной мере. Таким образом, власти пытаются экономить расход энергии на освещении некоторых участок дорог, земли. Некоторых случаях приходиться совсем переходить на почасовой режим освещения территорий.

Случались и такие случаи, когда сельчане выигрывали у власти в суде, за невыполнение законов РФ. Несмотря на решение суда, власти не могли выполнить их решение, так как просто не могли заплатить за потребление. Что бы не было таких проблем следует быть более экономными и расточительными. Им необходимо использовать бюджет более рационально. Так же что бы не оказаться в такой ситуации, следует правильно произвести подсчеты при формировании запроса о годовом бюджете. Так же нужно включать и тот факт, что может быть подражание в цене и рассматривать это при составлении бюджета. В противном случае денег снова не будет.

Норма размещения фонарей в селах.

У сельчан все вопросы решаются на прямую между представителем от рады и простым жителем, фермером в зависимости от того какой вопрос и с кем нужно его решать. Так как на решение проблемы в таком формате уйдет меньше времени. Зачастую фермеры и жители сами себе организовывают освещение. Потому что органы не в состоянии выполнить свои обязанности и соблюдать закон РФ.

Если же местный житель решается добиться решения проблемы через муниципальные власти, то ему предстоит предупредить о своем решении. Так как ждать решения будет очень долго и плюсом к его ожиданию станет заполнение всех бюрократических бумажек. Ко всему этому, еще необходимо привести в полный порядок систему подачи энергии. После чего нужно еще представить доказательства выполнения ремонтных систем. И вот только после всего этого ваше дело начнут рассматривать. Проще решить данную проблему самому.

Стандартный средний срок службы обычной лампы в уличном фонаре составляет где-то полтора года. При условии экономного использования лампы. Двенадцать часов работает, а оставшиеся часы не включена.

Освещение улиц. Как правильно зажигать фонари?

Согласно конституции при установки фонаря необходимо соблюдать нормам о расстояние опоры. Правильное расположение опор от лампы больше 40 см.

Правила установке светильников:

1. Лампа устанавливается на фасад здания. Считаться правильным расположением будет расстояние два с половиной – три метра. Напряжение – 380 В.

2. Провод, который будет идти от лампы к электрической сети должен быть изолированный (иного вида провода можно использовать в качестве исключения и то если будет быстро заменен).

Регулирование уличного освещения.

Очень важно понимать, что используя разрядные лампы, так же нужно подключать установку, которая будет компенсировать затраты энергии. Очень часто использую для этого различные виды конденсаторы. Их включают параллельно лампе.

Так же правильное использование энергии позволяет контролировать освещение не только домов и дорог, прилегающих к ним, но также и дороги, предназначенные для авто и территорию, которая принадлежит к данному населенному пункту.

Это указано в законе РФ про организацию освещения. Детали описываются в шестом пункте тринадцатой статье РФ. Приступил к выполнению с 8 ноября 2007 г. Согласно этому закону, местная власть обязана обеспечить все прилегающие к их пункту проездные дороги. Осветить все автомобильные дороги как внутри села, так и за городом.

Нормы освещения в селе. Наружное освещение сельских поселений.

СНиП ввел следующие нормы для освещения. Для сельской территории действуют следующие правила:

• Центральные улицы, здания обязаны освещаться от 4 лк.

• Переулки и не главные дороги должны израсходовать освещения меньше. Разница составляет, ровна половину. Освещение – 2 лк.

Такие же принцы должны быть и для применения освящения поселковых дорого и проездов. Необходимо освещать имеющиеся пожарные гидранты, вышки, другие водные источники, которые имеются в селе. Освещаются как сами здания, так и дорога, которая к ним ведет.

Порядок освещения улиц в селах.

Каждый житель сельской местности должен знать, что опоры, на которых располагаются две лампы необходимо использовать для их освещения линии, которые ведут к генератору, расположенному не меньше чем в 35 метрах от данного светильник.

Так же, когда производится монтаж опор столбов, предназначенных для освещения, необходимо располагать информацией об расстояние между соседними опорами. Поэтому следует изучить все нормы, которые описываются в законах, а также есть в документации у местных властей. При размещении осветительных столбов следует всё спланировать заранее перед началом постройки.

Очень важно знать, что при установке столбов вдоль межгородских дорог их расстояние между собой должно быть метр или больше.

Должно быть освещено не меньше 80 % территории села, в том числе и дорог. При игнорировании властью закона РФ, у вас есть все шансы выиграть судебное дело. Так же следует помнить, что вряд ли выиграв суд, власти будут что-то менять. Так как попросту не будет денег в бюджете из-за маленького финансирования. Поэтому решать проблемы такого рода легче самостоятельно.

Раздел 6. Электрическое освещение

Глава 6.3. Наружное освещение

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).

Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.

При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.

Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).

Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.

6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.

Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.

6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.

6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.

6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

Питание установок наружного освещения

6.3.15. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).

6.3.16. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.

Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.

6.3.17. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.

6.3.18. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований 6.5.27.

6.3.19. Освещение открытых технологических установок, открытых площадок производства работ, открытых эстакад, складов и других открытых объектов при производственных зданиях может питаться от сетей внутреннего освещения зданий, к которым эти объекты относятся.

6.3.20. Охранное освещение рекомендуется питать, как правило, по самостоятельным линиям.

6.3.21. Питание осветительных приборов подъездов к противопожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам и др.) следует осуществлять от фаз ночного режима сети наружного освещения.

6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.

6.3.23. В установках наружного освещения светильники с разрядными источниками должны иметь индивидуальную компенсацию реактивной мощности. Коэффициент мощности должен быть не ниже 0,85.

6.3.24. При применении прожекторов с разрядными источниками света допускается групповая компенсация реактивной мощности.

При групповой компенсации необходимо обеспечивать отключение компенсирующих устройств одновременно с отключением компенсируемых ими установок.

Выполнение и защита сетей наружного освещения

6.3.25. Сети наружного освещения рекомендуется выполнять кабельными или воздушными с использованием самонесущих изолированных проводов. В обоснованных случаях для воздушных распределительных сетей освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и населенных пунктов допускается использование неизолированных проводов.

6.3.26. По опорам контактной сети электрифицированного транспорта напряжением до 600 В постоянного тока разрешается прокладка кабельных линий для питания установленных на опорах осветительных приборов наружного освещения, допускается использование самонесущих изолированных проводов.

6.3.27. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться согласно требованиям гл. 2.4.

Пересечения линий с улицами и дорогами при пролетах не более 40 м допускается выполнять без применения анкерных опор и двойного крепления проводов.

6.3.28. Нулевые проводники сети общего пользования, выполненные неизолированными проводами, при использовании их для наружного освещения следует располагать ниже фазных проводов сети общего пользования и фазных проводов сети наружного освещения.

При использовании существующих опор, принадлежащих электросетевым организациям, не занимающимся эксплуатацией наружного освещения, допускается располагать фазные провода сети наружного освещения ниже нулевых проводников сети общего пользования.

6.3.29. В местах перехода кабельных линий к воздушным рекомендуется предусматривать отключающие устройства, установленные на опорах на высоте не менее 2,5 м. Установка отключающих устройств не требуется в местах кабельных выходов из пунктов питания наружного освещения на опоры, а также переходов дорог и обходов препятствий, выполняемых кабелем.

6.3.30. В целях резервирования распределительных кабельных линий или линий, выполненных самонесущими изолированными проводами, между крайними светильниками соседних участков для магистральных улиц городов рекомендуется предусматривать нормально отключаемые перемычки (резервные кабельные линии).

При использовании указанных перемычек, в отступление от 6.1.19, снижение напряжения у осветительных приборов допускается увеличивать до 10 % от номинального.

6.3.31. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться без учета резервирования, а провода их могут быть разного сечения по длине линии.

6.3.32. Ответвления к светильникам от кабельных линий наружного освещения рекомендуется, как правило, выполнять без разрезания жил кабеля.

При прокладке указанных кабельных линий на инженерных сооружениях следует предусматривать меры для удобной разделки ответвлений от кабеля к опоре и возможность замены кабеля участками.

6.3.33. Ввод кабеля в опоры должен ограничиваться цоколем опоры. Цоколи должны иметь размеры, достаточные для размещения в них кабельных разделок и предохранителей или автоматических выключателей, устанавливаемых на ответвлениях к осветительным приборам, и дверцу с замком для эксплуатационного обслуживания.

Допускается использовать специальные ящики ввода, устанавливаемые на опорах.

6.3.34. Электропроводка внутри опор наружного освещения должна выполняться изолированными проводами в защитной оболочке или кабелями. Внутри совмещенных опор наружного освещения и контактных сетей электрифицированного городского транспорта должны применяться кабели с изоляцией на напряжение не менее 660 В.

6.3.35. Линии питающие светильники, подвешенные на тросах, должны выполняться кабелями, проложенными по тросу, самонесущими изолированными проводами или неизолированными проводами, проложенными на изоляторах при условии соблюдения требований раздела 2.

6.3.36. Тросы для подвески светильников и питающих линий сети допускается крепить к конструкциям зданий. При этом тросы должны иметь амортизаторы.

6.3.37. В сетях наружного освещения, питающих осветительные приборы с разрядными лампами, в однофазных цепях сечение нулевых рабочих проводников должно быть равным фазному.

В трехфазных сетях при одновременном отключении всех фазных проводов линии сечение нулевых рабочих проводников должно выбираться:

1. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с компенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному независимо от сечения.

2. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с некомпенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному при сечении фазных проводников менее или равным 16 мм 2 для медных и 25 мм 2 для алюминиевых проводов и не менее 50 % сечения фазных проводников при больших сечениях, но не менее 16 мм 2 для медных и 25мм 2 для алюминиевых проводов.

6.3.38. Прокладку линий, питающих прожекторы, светильники и другое электрооборудование, устанавливаемое на конструкциях с молниеотводами открытых распределительных устройств напряжением выше 1 кВ, следует выполнять согласно требованиям гл. 4.2.

6.3.39. Коэффициент спроса при расчете сети наружного освещения следует принимать равным 1,0.

6.3.40. На линиях наружного освещения, имеющих более 20 светильников на фазу, ответвления к каждому светильнику должны защищаться индивидуальными предохранителями или автоматическими выключателями.

Приложение 1. Нормы наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов

Нормы наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов

1. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог, проездов и площадей городов и поселков с усовершенствованными асфальтобетонными покрытиями регламентируется средней яркостью покрытия согласно табл. 1. При этом средняя яркость тротуаров, примыкающих к проезжей части, должна быть не менее половины ее средней яркости.

Категория объекта по освещению

Улицы, дороги и площади

Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, единиц в 1 ч

Средняя яркость покрытия,

Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк

Скоростные дороги*, магистральные улицы общегородского значения; площади**: главные, вокзальные, транспортные, предмостные и многофункциональных транспортных узлов

Св. 1000 до 3000

Магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения (общегородского значения), площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями (стадионами, театрами, выставками, торговыми центрами, колхозными рынками и другими местами массового посещения)

Св. 1000 до 2000

Улицы и дороги местного значения: жилые улицы, дороги промышленных и коммунально-складских районов, поселковые улицы и дороги

Поселковые улицы, площади перед общественными зданиями и сооружениями поселкового значения

* Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 в черте города и 0,8 вне города на подъездах к аэропортам, речным и морским портам крупнейших городов.

** Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух или более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, а на съездах и ответвлениях в черте города — не менее 0,8 или 10 лк.

2. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей населенных пунктов, расположенных в Северной строительно-климатической зоне азиатской части СССР и севернее 66° северной широты в европейской части, регламентируется средней горизонтальной освещенностью покрытия проезжей части согласно табл. 1.

3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и простейшими покрытиями регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б (см. табл. 1) должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытия — 4 лк, при покрытии простейшего типа — 2 лк.

4. Уровень освещения различных объектов регламентируется значениями средней горизонтальной освещенности на уровне покрытия.

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади .

Тротуары, отделенные от проезжей части, на улицах категории:

Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий .

Автостоянки на улицах всех категорий .

Пешеходные туннели днем .

Пешеходные туннели вечером и ночью .

Лестницы пешеходных туннелей вечером и ночью .

Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий:

Пешеходные аллеи и дороги .

Внутренние, служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды .

Автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при

Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты

Групповые и физкультурные площадки .

Площадки для подвижных игр зоны отдыха**.

Проезды и проходы к корпусам и площадкам .

Больницы и госпитали

Въезд на территорию, зона приемного отделения .

Проезды и проходы к лечебным корпусам .

Прогулочные дорожки и площадки .

Площадки зоны отдыха .

Санатории, пансионаты, дома отдыха

Въезд на территорию .

Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и другим зданиям .

Аллеи парковой зоны:

зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (массового отдыха, перед открытыми эстрадами и т.п.) .

для настольных игр, открытые читальни .

Сельские населенные пункты

Площадки общественных и торговых центров .

Поселковые улицы с покрытиями:

асфальтобетонными и переходных типов .

Улицы и дороги местного значения и пешеходные .

* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В и с переходными и простейшими типами покрытий.

** Уровни освещенности на столах для чтения и настольных игр применяются по действующим нормам для закрытых помещений.

5. Уровень освещения участков автомобильных дорог общей сети в пределах поселков городского типа и сельских населенных пунктов нормируется так же, как для улиц категорий Б, в зависимости от типа дорожного покрытия (см. табл. 1 и п. 3 настоящего приложения).

6. Средняя горизонтальная освещенность на уровне поверхности обособленного трамвайного пути 4 лк.

7. Уровень освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должен соответствовать уровню освещения улиц.

8. Средняя горизонтальная освещенность проезжей части городских транспортных тоннелей должна быть не ниже значений, указанных в табл. 2.

Средняя горизонтальная освещенность, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м

Улицы в СНТ

Что можно считать улицей в СНТ

Чем отличается улица от проезда

Кроме улиц в садоводческих товариществах также есть и проезды. Главное отличие между этими двумя понятиями — в ширине расстояния между рядами участков. И к улицам, и к проездам предъявляются свои требования, прописанные в своде правил СП 53.13330.2019, который вступил в силу 15 апреля 2020 года.

Согласно пункту 5.7, ширина улиц в садоводческих товариществах не должна быть менее 15 метров, проездов — не менее 9 метров.

Также есть ограничения и по ширине проезжей части:

  • для улиц — не менее 7 метров;
  • для проездов — не менее 3,5 метров.

Минимальный радиус поворота и для проездов, и для улиц составляет 6,5 м.

В отличие от улиц, проезды нужно оборудовать разъездными площадками длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров. Такие площадки нужно обустроить на расстоянии не более 200 метров друг от друга.

Протяженность проезда, заканчивающегося тупиком, не может превышать 150 метров, а в конце нужно оборудовать площадку для разворота размером минимум 12×12 метров.

Можно ли поставить шлагбаум на улице в СНТ

Согласно Федеральному закону № 217-ФЗ, каждый собственник в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного проезда к своему участку. Поэтому все улицы в СНТ должны быть свободны для передвижения автомобилей.

Кроме того, установка шлагбаумов или других ограждений на улицах товарищества может быть небезопасной: в случае непредвиденной ситуации (например, при пожаре) искусственные препятствия помешают проезду специальной техники. И тогда речь будет идти не просто об удобстве передвижения, а о жизни и здоровье людей, сохранности их имущества.

Нормы освещения улиц в товариществе

Для безопасности жителей СНТ улицы товарищества должны освещаться с наступлением темноты. Существующие нормы освещенности в сельской местности прописаны в СНиП 23-05-2010. Согласно этому документу, норма освещения улиц и проездов на территории садовых товариществ составляет 2 лк.

Однако нормы освещения на улицах СНТ соблюдаются далеко не всегда. Ведь обязанность содержать линии электропередач и оплачивать расходы на электроэнергию ложится на плечи самих садоводов. Поэтому средств на модернизацию уличного освещения хватает не всегда. Стараясь сэкономить, садоводы смиряются с плохо освещенными улицами.

Чтобы решить проблему содержания электросетей в садоводческих товариществах, губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил консолидировать электросети в СНТ. Садоводы могут передать электросети в своем товариществе на баланс Московской электросетевой компании (МОЭСК). В таком случае вопрос обслуживания электросетей больше не будет касаться дачников и станет заботой компании.

Как присвоить названия улицам в СНТ

Проживая в городе, мы привыкли к тому, что у каждой улицы есть свое название, а у дома — свой номер. Вызывая любую службу, вы называете конкретный адрес, по которому до вас смогут легко добраться.

Более того, необходимость почтового адреса для любого объекта недвижимости предусмотрена Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.

Но во многих садоводческих товариществах у частных домов до сих пор нет конкретных адресов, а у улиц — названий. Решить эту проблему можно с помощью органов местного самоуправления. Присвоить названия улицам в СНТ они могут как по собственной инициативе, так и на основании заявлений физических или юридических лиц.

Присвоить названия улицам и почтовые адреса домам в СНТ возможно только при наличии индивидуального и общего межевания.

Алгоритм действий должен быть таким:

  1. Председатель проводит общее собрание, повесткой которого становится вопрос о присвоении названий улицам и конкретных адресов — всем садовым земельным участкам.
  2. Общее собрание утверждает адреса домов и названия улиц. Председатель оформляет протокол, записывая в него рекомендации членов товарищества.
  3. Далее перед правлением стоит задача подготовить схему земельных участков и улично-дорожной сети в своем товариществе. Сделать это можно вручную на готовом кадастровом плане.
  4. Также правление должно собрать следующие документы:
    • копию и оригинал протокола общего собрания о присвоении адресов и названий улицам;
    • копию протокола общего собрания об избрании председателя СНТ;
    • схему, отображающую все индивидуальные садовые участки и улицы, проезды, проходы в товариществе с предложенными названиями и адресами;
    • паспорт, удостоверяющий личность председателя;
    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • копию межевого плана СНТ.

Заявление о присвоении названий улицам вместе с собранными документами можно подать через МФЦ. Документы будут рассмотрены в течение 18 рабочих дней. Госпошлину платить не придется.

Также бумаги разрешено отправить почтовым письмом с уведомлением, предварительно составив опись всех документов.

Если у вас возникнут проблемы с присвоением названиями улиц в СНТ, вы можете обратиться за помощью к специалистам «СНТклуба». Наши юристы подробно расскажут об алгоритме действий, которые предстоит выполнить председателю. А с помощью личного кабинета можно подготовить рассылку и проинформировать садоводов о предстоящем общем собрании.

Освещение придомовой территории

В данной статье поговорим о том, кто должен отвечать за уличное освещение рядом с МКД. Часто освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение) органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации, разберемся кто и за что отвечает.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4):

«Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу:

«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД. Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО.