Дворовое освещение кто должен делать?
Нет света во дворе: куда жаловаться
На первый взгляд, может показаться, что жизнь в многоэтажных домах, современных жилых комплексах и спальных районах отличается повышенной комфортностью и качественным обслуживанием со стороны органов ЖКХ.
Однако их жители регулярно сталкиваются с рядом проблем и неприятными сюрпризами. Частенько один или несколько фонарей престают работать. Недостаточное освещение дворов может стать источником опасности для горожан в темное время суток.
А если во дворе нет света вовсе? Что делать? Кто должен разбираться в сложившейся ситуации? Казалось, ответ прост – написать жалобу в администрацию района и привлечь к проблеме ЖКХ. Однако как сделать так, чтобы ваша жалоба не только дошла до администрации, но и получила соответствующей отклик?
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Дворовое освещение: кто должен делать
Итак, кто же отвечает за дворовое освещение? Обратимся к законодательству. Прояснить ситуацию может Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, согласно данному закону, улицы, дороги, аллеи, бульвары, мосты, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а, значит, и дворы, находятся в ведении органов местного самоуправления.
Организация освещения на данных объектах – это вопрос местного значения. Статья 16 указывает на то, что за расписание освещения в темное время суток на этих объектах отвечает администрация городского округа. Однако обязанность по поддержанию освещенности возлагается на собственников строений.
В свою очередь, освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации, именующие себя чаще всего городскими электросетями. Это коммерческие организации.
Они заключают договор с местной администрацией или иными физическими и юридическими лицами, собственниками объектов и предоставляют свои услуги по электроснабжению.
Строительством, эксплуатацией, а также поддержанием в рабочем состоянии и ремонтом сетей и линий электропередач занимаются все те же специализированные компании, с которыми администрация города заключает договор.
Что входит в состав общего имущества дома?
О правилах проживания в коммунальной квартире читайте тут.
Но это касается территорий общего пользования. Относится ли двор к территории общего пользования? Согласно постановлениям о нормах и правилах по благоустройству городских округов большинства субъектов РФ, к территориям общего пользования отнесены территории, к которым имеет доступ неограниченный круг лиц, то есть это территории парков, садов, скверов и бульваров.
Дворы выпадают из этого смыслового ряда. Их принято относить к придомовой территории. А это уже нечто иное. Это места для жильцов прилегающих домов – для организации их отдыха, отдыха детей, детских площадок, спортивных сооружений, зеленых насаждений, создания автостоянок, тротуаров, мест для прогулок. Но означает ли это, что ответственность за ее благоустройство несут сами жильцы дома? Отчасти это так.
Обратимся к Жилищному Кодексу РФ. Часть 2 статьи 162 указывает, что между жильцами дома – непосредственными собственниками жилых помещений, товариществом собственников жилья, органов управления жилищного либо потребительского кооператива, а в ряде случаев и застройщиком (часть 14 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ) и управляющей организацией заключается договор.
Предметом договора служат услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставление коммунальных услуг.
Конечно же, данные услуги оказываются на платной основе. Части 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ устанавливают, что плата за них уже включена в плату за жилье и коммунальные услуги, которые в виде квитанций и счетов попадают ежемесячно в почтовый ящик каждого жильца.
Получается, что вы уже платите за то, чтобы жить в благоустроенном доме и имеете право требовать этого, ровно также, как и бесперебойное уличное освещение в темное время суток.
Тихо мириться со сложившейся ситуацией, нося в кармане фонарик и надеясь, что управляющая компания и администрация города обратят внимание на ваши проблемы – это вовсе не выход. В первую очередь идем жаловаться!
Если нет света во дворе, куда жаловаться
В случае отсутствия света во дворе, на совершенно законных основаниях вы имеете право обратиться в местную администрацию. При этом необходимо руководствоваться Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где четко прописано: обязанность по организации уличного освещения возлагается на органы местного самоуправления. Также существует ГОСТ, закрепляющий требования к порядку организации освещения.
Жаловаться идем в администрацию муниципального образования. Поддерживать освещенность улиц и дворов – это их прямая обязанность. Жалоба составляется в письменном виде.
В тексте жалобы нужно сослаться на пункт 4 статьи 14 вышеупомянутого закона, где перечисляется круг обязанностей органов местного самоуправления, в том числе и обеспечение энергоснабжения населения.
К жалобе лучше прикрепить несколько (20-30) подписей жильцов дома, что придаст ей коллективный порядок. В течение месяца ждите ответ.
Но, все же, помните, что раздувать проблему и судиться из-за нескольких неработающих лампочек не стоит. Совсем другое дело, если нет света вообще или оборудование для освещения явно неисправно, и ремонтировать его никто не собирается.
А если вам всего лишь нужно, чтобы заменили пару лампочек, обратитесь в комитет (управление) городского хозяйства Администрации. В большинстве случаев они готовы помочь и проконтролировать исправление ситуации соответствующими организациями.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории
Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.
УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества
Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.
К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.
На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.
Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.
Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан
Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.
В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:
- уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
- текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
- проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории
На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.
Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.
Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).
При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).
Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости
Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.
Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.
УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.
Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.
Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.
Взять на заметку
Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.
При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.
Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.
После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.
Кто по закону платит за освещение придомовой территории многоквартирного дома?
Многим из нас не раз приходилось возвращаться домой в тёмное время суток. В такие минуты человек понимает, насколько важно освещение внутри многоквартирного дома и вокруг него. Но что делать, если света нет ни в подъезде, ни во дворе? К кому обращаться и кто несёт за это ответственность? Давайте разберёмся в этом вопросе
Освещение подъезда
С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:
- в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
- если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
- эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
- допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
- рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
- интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.
Нормы освещённости регламентируются специальными нормативными документами, СНиП и ГОСТом и нормируются по ВСН 59-88. Значения в люксах для мест общего пользования представлены в таблице:
Помещение | Нормативы освещённости, Лк |
Шахта лифта | 5 |
Вентиляционные камеры, электрощитовые | 20 |
Велосипедные и колясочные | 20 |
Лестничные клетки | 20 |
Вестибюль | 30 |
Помещение консьержа | 150 |
Жильцы имеют право пожаловаться в управляющую компанию не только на то, что ламп нет, но и на то, что их свет недостаточно интенсивен.
Освещение в подвале
К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.
Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.
Для подсветки подполий рекомендуется брать светильник с уровнем защиты не ниже IP 44, это предотвратит попадание пыли и влаги на лампу. Норма освещённости для подвала — 20 Лк.
Освещение придомовой территории
Прежде чем разбираться, каким нормам должно отвечать освещение придомовой территории и двора многоквартирного дома, нужно разобраться, что входит в это понятие — «придомовая территория». Согласно законодательству это:
- земельный участок, на котором построен дом, его размеры определяются по кадастру;
- элементы благоустройства (сюда входят, в том числе, и светильники);
- объекты, предназначенные для эксплуатации дома (тепловые пункты, трансформаторные, детские и спортивные площадки, автопарковки).
Непосредственно освещение двора многоквартирного дома может осуществляться тремя способами:
- Фонарь под козырьком над дверью в подъезд. Это удобно, потому что можно взять маломощную лампу, света много не потребуется. Недостаток заключается в том, что освещён будет лишь небольшой участок перед дверью.
- Фонарь над козырьком подъезда. Целесообразно взять лампу со световым потоком не меньше 3500 Лм и круговой силой света. Размещают на высоте 5 метров под углом 25 градусов к горизонту. Но, несмотря на то что таким образом освещается весь двор, область рядом с дверью остаётся в темноте.
- Совмещение двух предыдущих вариантов. Наиболее оптимальный способ освещения двора, но он расходует много электроэнергии.
Для освещения прилегающей территории также разработаны нормативы, которые представлены в таблице:
Территория | Нормы освещённости, Лк |
Прогулочные дорожки | 1 |
Автостоянки | 2 |
Площадка перед мусоросборником | 2 |
Внутренние хозяйственные и пожарные проезды | 2 |
Тротуары возле подъездов | 2 |
Велосипедные дорожки | 4 |
Спортивные площадки | 10 |
Детские площадки | 10 |
Некоторые жильцы настаивают на установке осветительных приборов с датчиком движения с целью экономии электроэнергии. Такие светильники имеет смысл ставить внутри подъездов, тогда как на улицах они будут работать не совсем корректно. На улице датчик может срабатывать от движения животного, и свет будет включаться тогда, когда этого не требуется.
Кто несёт ответственность за освещение дома?
Согласно ФЗ № 131 ответственность за освещённость улиц, дорог и дворов несут органы местного самоуправления. Но поддерживать работоспособность светильников входит в обязанности жильцов дома.
Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.
Что же делать, если жильцы обнаружили, что в подъезде, местах общего пользования, в подвале или на прилегающей территории нет света? Им необходимо предпринять следующие шаги:
- Составляется акт, в котором описывается проблема.
- Акт подписывают не менее 3 человек. Это могут быть соседи, старший по подъезду или председатель дома.
- К акту прилагаются доказательства существования проблемы. Например, фото отсутствия света в вечернее время.
- Документы передают в управляющую компанию.
- В течение семи дней работники УК проверяют и анализируют информацию, устраняют неполадки и составляют собственный акт о проблеме.
- Документ, в котором прописаны все действия, принятые для устранения проблемы, передаются заявителям.
Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, отказывается выполнять то, что прописано в договоре, жильцы имеют право расторгнуть с ней соглашение и заключить договор с другой организацией.
Кто оплачивает освещение двора и подъездов многоквартирного дома? Согласно ФЗ территория вокруг дома, как и подъезды, является общей собственностью. Расходы на освещение и устранение неполадок возлагаются непосредственно на жильцов дома. Причём расходы делятся на каждого собственника в зависимости от площади его квартиры.
Следует обращать внимание, зафиксировано ли документально то, что именно эта придомовая территория является общей собственностью именно этого дома. Если таких пометок нет, то включение в квитанцию оплаты за неё неправомерно.
Освещение многоэтажных домов строго регламентируется законами и санитарными нормами. Если не соблюдается один из важных параметров — нет света вообще, он недостаточно яркий, освещение организовано без учёта безопасности жильцов, то жители дома имеют право обращаться с заявлением в управляющую компанию, местную администрацию или даже в суд.
Уличное освещение придомовой территории: кто обязанное лицо и как заставить город освещать двор?
Одним из самых болезненных вопросов внутридомового благоустройства является организация уличного освещения придомовой территории. Чаще всего управляющие компании действуют неправильно, принимая на баланс жителей без их ведома за точку поставки уличное освещение.
Варианты организации уличного освещения
Говоря о проблемах с организацией уличного освещения мы подразумеваем, прежде всего, новые дома. Дома, построенные в СССР, а также в 90х годах прошлого века, обычно освещаются за счет средств муниципального бюджета и проблем здесь не возникает. Что касается новых домов, то в ситуации комплексного освоения территории (сплошной застройки) орган местного самоуправления выделяет участок под строительство, а в дальнейшем никак не контролирует проложение сетей инженерно-технического обеспечения. Застройщик ставит трансформаторную подстанцию, делает в ней точку подключения, согласовывает ее с сетевой организацией, которая также не контролирует то, что на этом участке подключается.
Орган местного самоуправления пускает данные вопросы на самотек для того, чтобы не закладывать дополнительные тысячи светоточек в муниципальный контракт, а следовательно, в муниципальный бюджет (который обычно недофинансирован именно благоустройством и уличным освещением, ведь провинциальные города освещаются очень плохо).
В конечном итоге застройщик реализует два сценария подключения системы уличного освещения.
В первом случае на трансформаторной подстанции ставится щит наружного освещения (ЩНО), с которого подключается каскад уличного освещения. Трансформаторная подстанция, построенная за счет средств дольщиков, обычно продается застройщиком сетевой организации (для которой их скупка – часть бизнеса, чтобы быть монополистом), а вот уличное освещение остается в дальнейшем на балансе жителей.
Во втором случае уличное освещение запитывается изнутри дома, на внутридомовой системе энергоснабжения после общедомового прибора учета. В этом случае опоры уличного освещения не признаются самостоятельной точкой поставки по договору энергоснабжения, иногда на них ставится отдельный прибор учета, иногда обходятся без него, но в любом случае это потребление электрической энергии растворяется в коммунальном ресурсе на содержание общего имущества (КР на СОИ), т.е. берется из денег жителей.
Является ли уличное освещение общим имуществом
Классическая схема организации уличного освещения в новых микрорайонах выглядит следующим образом. Застройщик, осваивая территорию, возводит дома, а после их строительства не регистрирует право собственности на опоры уличного освещения (которые являются недвижимой вещью) и не передает данное право органу местного самоуправления (который также не стремится это право приобрести).
Затем застройщик через п. 14 ст. 161 ЖК РФ передает все эти сети на баланс выбранной им управляющей организации. В дальнейшем эта организация избирается непосредственно собственниками (которые и не подозревают о том, что на балансе дома может быть каскад фонарей, обслуживающий еще несколько домов) и до поры до времени всех такая ситуация всех устраивает, особенно пока дом новый и не требует каких-либо капитальных вложений.
Затем, в случае смены способа управления, новая управляющая организация (или ТСЖ) выходит в преддоговорной спор с энергоснабжающей организацией, которая включает в точку поставки опоры уличного освещения. Для управляющей организации эта ситуация становится крайне непростой.
1. Если не принять на баланс дома опоры уличного освещения, то сетевая организация их отключит и дом погрузится в темноту. Это станет острым социальным вопросом и вызовет волну недовольства.
2. Если же включить на баланс дома опоры уличного освещения, то это будут дополнительные расходы за содержание объектов, которые не являются общим имуществом.
В соответ. с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 – далее Правила № 491) внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, внешние опоры уличного освещения не являются общим имуществом даже в том случае, если они запитаны на внутридомовых инженерных сетях. Например, в решении по делу № А49-14912/2017 мы добились включения в договор энергоснабжения условия о том, что на ТСЖ не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции через внешнераспределительное устройство МКД.
Самым сложным вопросом здесь является то, за счет каких денег можно оплачивать содержание опор уличного освещения. Если управляющая организация может нести эти расходы за счет прибыли, то для ТСЖ подобная оплата «за фонари» будет являться нецелевым использованием средств собственников и может окончится возбуждением уголовного дела (хотя это скорее редкость).
Чтобы избежать этих проблем нужно включить фонари в состав общего имущества. В соответ. с пп. «а» п. 1 Правил № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. Таким образом, если собственники примут на баланс жителей опоры уличного освещения, то будут иметься все законные основания к тому, чтобы их обслуживать.
Принимая такое решение, следует помнить, что оно принимается навсегда. Отказаться от опор уже не получится, потому что в соответ. с п. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Эти условия невозможно соблюсти в полной мере.
Как заставить городские власти организовать освещение двора
Доказать в судебном порядке, что опоры не являются общим имуществом – это только пол дела. Вторая половина – заставить городские власти обеспечить уличное освещение придомовой территории. Это можно сделать путем признания фонарей бесхозяйными через ст. 225 ГК РФ.
Для начала необходимо написать претензию в орган местного самоуправления с требованием признать фонари бесхозяйными и поставить их на учет в Росреестре. После того, как будет получен отказ от совершения данных действий, его необходимо оспаривать в судебном порядке (либо по КАС РФ, либо по АПК РФ).
У нас есть практика разрешения таких споров, однако основная проблема тут в том, что выиграв суд, орган местного самоуправления отнесется формально к исполнению судебного решения. Он поставит в соответствии с исполнительным листом сети на бесхоз, но очень вероятно не включит их в муниципальный контракт, чтобы не создавать прецедента (иначе все пойдут по такой схеме и навалятся).
Хорошим решением проблемы может быть норма в муниципальных правилах благоустройства, где прописана обязанность для местных властей обеспечивать уличное освещение (в том числе, дворовых территорий). В ряде муниципальных образований эта норма до сих пор есть (что развязывает руки в решении проблемы), а в ряде – исключена в целях постоянной экономии на городском хозяйстве и благоустройстве.
И хотя Минстрой России в письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 указывает на то, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, фактического решения этой проблемы не предвидится, пока на уровне федерального закона данная обязанность не будет закреплена за органом местного самоуправления.
Не горят фонари на улице: куда звонить и жаловаться
Жители современных городов довольно часто сталкиваются с полным или частичным отсутствием уличного освещения. Особенно актуален этот вопрос в зимний и переходный период года. Нерабочее состояние фонарей ухудшает видимость во дворе, что может быть опасно для жителей дома и прохожих.
Чтобы найти решение в данной ситуации рассмотрим, кто отвечает за уличное освещение в городе и куда жаловаться в этом случае. Городской житель, вооруженный нужной информацией, сможет правильно отреагировать, если на улице не будет света и обратиться в соответствующую инстанцию для решения проблемы.
Особенности
Основное предназначение городского уличного освещения —, обеспечить безопасное движение автотранспорта и пешеходов. В эту категорию входит освещение различных территориальных участков города, в том числе площадей, эстакад, мостов, тоннелей, автостоянок, парковок для автотранспорта, проезжей части и пешеходных дорожек.
ВНИМАНИЕ! Фонари, расположенные над дверями подъездов и на фасаде жилых зданий не относятся к уличному освещению.
Освещение, как и любая услуга, должна предоставляться с соблюдением установленных норм, стандартов и требований. В городе должно быть освещено минимум 80% протяженности улиц.
Уровень освещения на определенной территории зависит от интенсивности движения автотранспортных средств, развития инфраструктуры, плотности проживания населения в районе, энергоэффективности и возможностей местного бюджета.
Центральные улицы и бульвары должны освещаться намного лучше, чем районы, расположенные на окраине города.
Уличное освещение включается и отключается строго по графику, который может отличаться в зависимости от протяженности и плотности населения в населенном пункте. В разных городах этот график может как совпадать, так и кардинально отличаться. Независимо от этого, осветительные приборы включают и отключают в разное время —, чем длиннее световой день, тем позднее они загораются.
Если на улице снег, дождь, снег или туман, уличное освещение включают раньше, а отключают позже графика с разницей в 15 минут.
Кто отвечает
Согласно Федеральному Закону No 131, за исправное освещение бульваров, улиц, дорог, мостов, промзоны, парков и дворов отвечают муниципальные (местные) органы или государственные органы. Они заключают с обслуживающими энергоснабжающими компаниями договор, по условиям которого происходит освещение улиц города.
За поддержание установленных в черте города фонарей в рабочем состоянии и за обслуживание осветительного оборудования отвечают коммерческие организации. Имеются в виду электросети или местные энергоснабжающие компании, с которыми заключался договор. Контролировать деятельность коммерческих предприятий должна местная администрация города.
ВАЖНО!В каждом населенном пункте России проблема неисправных фонарей рассматривается в индивидуальном порядке.
Контроль
Согласно Федеральному Закону РФ No 131-ФЗ, все улицы, дороги, бульвары, мосты, а также территории промышленных предприятий, коммунальных организаций, жилых микрорайонов, кварталов и домов находятся под контролем органов местного самоуправления.
Организация исправного освещения на вышеперечисленных объектах – задача местного значения. Согласно статье 16 РФ за расписание, в котором указан порядок освещения объектов в темное время суток, должна отвечать администрация городского округа. Но поддерживать освещение должны собственники объектов.
Освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации —, городские электросети. Они относятся к коммерческим организациям. Электросети предоставляют услуги электроснабжения, предварительно заключив договор с собственниками объектов, местной администрацией, физическими или юридическими лицами.
Специализированные компании, с которыми местная администрация заключила договор должны осуществлять строительство, эксплуатацию, обслуживание, а также ремонт сетей и линий электропередач. В случае, если вы получили отказ органов местного самоуправления решить возникшую проблему, можно подать заявление в суд.
ВНИМАНИЕ! В заявлении, которое подаете в судебную инстанцию надо указать факт невыполнения прямых обязанностей и бездействия органов местного самоуправления.
Нет света во дворе
При отсутствии освещения на дворовой территории, граждане РФ имеют право обратиться в местную администрацию. Руководствоваться надо Федеральным Законом РФ N 131-ФЗ, где указано, что организацией уличного освещения должны заниматься органы местного самоуправления. Требования к порядку организации освещения закреплены в ГОСТе.
Если во дворе нет света, необходимо жаловаться в орган местного самоуправления —, администрацию муниципального образования. Они уполномочены решать вопросы местного значения, в том числе в их обязанности входит поддерживать освещение на улицах и во дворах города.
В жалобе необходимо сослаться на пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в котором имеется перечень обязанностей органов местного самоуправления. В этот список входит пункт обеспечение надежного энергоснабжения населения. Лучше, если жалоба будет коллективной, для этого к ней надо прикрепить более 20 подписей жителей дома. Ответ должен прийти в течение месяца.
ВНИМАНИЕ!В случае отказа гражданин РФ вправе подать исковое заявление в суд, указав факт неисполнения органами местного самоуправления прямых обязанностей.
Не стоит судиться с органами из-за 2-3 неработающих лампочек в фонарях. Принимать кардинальные меры рекомендуется, если во дворе совсем нет света или осветительное оборудование неисправно, несмотря на что его не ремонтируют.
Если необходимо заменить 1-3 лампочки, можно обратиться в комитет городского хозяйства Администрации. Они могут проконтролировать, чтобы соответствующие коммунальные организации решили возникшую проблему.
Не горят фонари в городе
При правильных условиях эксплуатации лампа в уличном фонаре может прослужить минимум 1,5 года. В отдельных регионах Российской Федерации освещение может использоваться с разной интенсивностью из-за погодных или географических условий.
При частом включении лампы могут быстрее приходить в негодность, а в случае более редкой эксплуатации они могут прослужить до 4 лет.
Если в фонарях перегорели лампы или на вашей улице недостаточно освещения, надо принимать меры. Это позволит избежать опасных ситуаций —, увеличения количества краж, аварий и случаев травмирования прохожих на данной территории.
Если не горит уличный фонарь обращаться надо обратиться в местную администрацию муниципального образования. Оптимальный вариант —, подать коллективную письменную жалобу.
Куда и как обращаться
Знают ли жители городов, недовольные качеством уличного освещения куда жаловаться на то, что коммерческие организации недобросовестно исполняют свои обязанности? Решение проблемы зависит от знаний горожан своих прав и законов, так как при поломке светильников возле дома и отсутствии фонарей на улице надо обращаться в разные инстанции.
У жителей городов, в зависимости от выявленной проблемы, есть несколько вариантов исправить ситуацию. Они могут обратиться в следующие организации:
- Служба ЖКХ города. Организация занимается эксплуатацией, а также обслуживанием ремонтом сетей уличного освещения, в том числе включает и выключает уличные фонари.
- Администрация или исполнительный комитет города. Организация отвечает за четкое соблюдение стандартов и требований, установленных для организации качественного уличного освещения.
Правила подачи жалобы
Если вышла из строя лампа или осветительный прибор, вследствие чего фонарь не горит, необходимо обратиться в управляющую компанию вашего района. Если перегорела или отсутствует лампочка в светильнике, расположенном возле дома, на фасаде или подъезде, надо обратиться в службу ЖКХ.
Пожаловаться, задать интересующий вас вопрос или внести рациональное предложение на тему освещения городских улиц в соответствующие организации можно устно и письменно. Варианты устного обращения:
- в случае, если нет света на улице звонить надо в единую диспетчерскую службу ЖКХ, по номеру телефона 115,
- можно позвонить в оперативно-диспетчерскую службу предприятия системы «Горсвет» города, на «горячую» линию исполкома или службы ЖКХ,
- записаться на личный прием в исполком или к руководителю службы ЖКХ.
При звонке обязательно представьтесь, назовите домашний адрес и кратко изложите суть обращения.
Пожаловаться на плохое городское освещение на улице или во дворе жилого дома можно в письменной форме, выполнив несложные рекомендации:
- Отправьте обращение по электронной почте или разместите жалобу на сайте службы ЖКХ (исполкома) в специальной рубрике.
- Напишите жалобу и принесите ее лично в исполком или службу ЖКХ. При желании, ее можно отправить курьером или по почте.
В письменном и электронном обращении надо указать ваши контактные данные (фамилию, имя, отчество, адрес прописки и номер телефона), дату и осветить суть обращения. Письменное обращение нужно обязательно подписать, а в электронном варианте необходимо указать адрес электронной почты.
Если в вашем городе частично вышли из строя фонари или отсутствует система освещения, как часто бывает в новых микрорайонах, расположенных на окраине города, необходимо незамедлительно решать проблему.
ВАЖНО! Обращаясь в соответствующие органы, вам придется подготовиться к тому, что подобные вопросы в редких случаях решаются моментально.
Ответственность за освещенность на улицах и во дворах городов несет местная Администрация. Она должна отвечать за отсутствие и недостаточную освещенность городских улиц, а после подачи жалобы в течение месяца исправить сложившуюся ситуацию и обеспечить безопасность жителей района и прохожих.