Как правильно распределить освещение в квартире?

Как правильно расположить свет в квартире The Village выяснил, почему от освещения в интерьере зависит многое и как не совершать ошибок при планировании источников света

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом — неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.

Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения — свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.

Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.

Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.

Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру — искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов — оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка — использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.

Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.

Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка — размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами — мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.

Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне — подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола — большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.

Правило девятое

Самое важное — сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин — очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение — установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка — нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном — броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это — ваш сценарий и ваша драматургия.

Как правильно спланировать освещение в квартире

Как сделать даже идеально отремонтированное помещение неуютным и вдобавок нефункциональным? Оставить в нем единственный источник света.

Разберемся, как грамотно спланировать освещение в квартире и какие источники света подходят для каждой комнаты.

1. Какое бывает освещение

Для начала определимся с терминами. Дизайнеры обычно выделяют четыре яруса освещения:

  • Верхний — светильники и источники света, расположенные на потолке (например, люстры и точечное освещение)
  • Первый средний — настенные светильники, бра, а также высокие торшеры
  • Второй средний — источники света, расположенные на мебели (например, ночники или прикроватные светильники)
  • Нижний — напольные светильники, а также источники, встроенные в плинтус, нижний край мебели и пол

2. Когда продумывать освещение

В идеале после того, как точно определитесь с расстановкой мебели. Так вы поймете, каким зонам необходима дополнительная подсветка, а где, наоборот, нужно смягчить освещение.

Особенно важно учесть расстановку мебели при планировании верхнего яруса освещения: люстры и точечных светильников. Объясним, почему.

— Где обычно вешают люстру?

— В центре комнаты! — ответите вы, не раздумывая.

— А точеные светильники?

А теперь представьте, что вдоль одной из стен стоит шкаф-купе высотой до потолка и шириной 80 сантиметров. Теперь люстра, расположенная ровно по центру потолка, будет не в центре свободной и требующей освещения площади комнаты, а смещена по направлению к шкафу. Правильнее расположить люстру в центре потолка, уменьшенного на площадь шкафа.

То же самое и с точечными светильниками. Если вы расположите их по периметру, а после этого расставите мебель, то рискуете перекрыть часть лампочек.

3. Сценарий освещения для прихожей и коридора

Для прихожей лучше всего задействовать верхний и первый средний ярус подсветки. Верхний — эффектная люстра или точечные источники. Они нужны, чтобы хорошо осветить помещение. Ведь в прихожую, как правило, не проникает естественное освещение.

Первый средний — подсветка зеркала. Здесь важно избегать появления контрастных теней на лице и искажения цвета. Неправильно освещенное зеркало нещадно врет.

Не лишним будет и бра с мягким светом около входной двери. Чтобы человек, которому нужно рано уйти из дома или поздно прийти, смог включить себе свет, не разбудив остальных домочадцев.

Что касается коридора, то помимо основного верхнего освещения можно предусмотреть нижнюю ночную подсветку. Лучше с датчиком движения. Светильники располагаются максимально близко к полу и самостоятельно включаются, мягко освещая дорогу. Это очень комфортное решение, позволяющее безопасно перемещаться ночью по квартире, не жмурясь от резкого света.

4. Свет в гостиной

В гостиной можно задействовать любые сценарии освещения, в зависимости от расположения мебели.

  • Люстра (не забываем располагать ее в центре свободного пространства)
  • Торшер в зоне для чтения и отдыха
  • Бра справа и слева от дивана
  • Декоративная подсветка отдельных элементов — картин, фотографий или постеров

На заметку. В прихожей и гостиной можно завести средний ярус освещения на один выключатель. Так, придя вечером с работы, вы сможете включить все бра и светильники одним щелчком. Удобно, правда?

5. А что на кухне?

Традиционная подсветка кухни — это странной формы люстра по центу или много-много ярких точечных светильников. В итоге получаем бьющий в глаза свет и тени на рабочей поверхности. Не надо так)

Главное правило освещения кухни — минимум света на потолке, максимум — для рабочей зоны. Плюс красивый абажур над обеденным столом — как в вашем любимом ресторане. Это создаст дополнительный уют.

Важно, чтобы выключатели подсветки были расположены в зоне досягаемости готовящего человека. У него должна быть возможность в любой момент, не отвлекаясь, включить себе дополнительный свет.

6. Поговорим про спальню

При планировании света в спальне нужно помнить, что чем ниже расположен источник света, тем более интимная атмосфера будет в комнате. И наоборот. Так что лучшее решение для спальни — это всевозможные торшеры, бра и лампы на прикроватных тумбочках. Выбирайте то, что больше по душе. Единственная рекомендация — используйте проходные выключатели. Включаете свет у двери, а выключаете уже в постели.

Причем вы должны иметь возможность со своего выключателя погасить и свою лампу, и ту, которая расположена с другой стороны кровати. Иначе придется перелезать через заснувших домочадцев или обегать вокруг.

7. Свет в детской

Не секрет, что дети растут очень быстро. А с ними меняется и комната. Поэтому в детской лучше не привязываться к стационарным источникам света, а использовать переносные. Так можно создать достаточное освещение в любой зоне, как игровой, так и рабочей.

8. Выключатель в санузле

Если в доме новая проводка и вы используете современные выключатели, рекомендуем разместить их внутри санузла. Чтобы никто не выключил вам свет, когда вы внутри. Маленькие дети это очень любят)

Отдельного внимания заслуживает зеркало. Частая ошибка — вешать над зеркалом настенный светильник на ножке, который светит вниз. Он сделает вас старше лет на десять. Лучше выбрать поворотный светильник, настенные лампы слева и справа или зеркало с круговой подсветкой.

9. А если есть гардеробная?

В гардеробной необходимо предусмотреть два сценария освещения. Первый должен охватывать все пространство. Как правило, это верхний ярус.

Второй — акцентно подсвечивать нужные места: полки, ниши, зеркало. Для этого лучше использовать встроенные светильники.

Как спланировать освещение дома

Содержание

Содержание

Система освещения и ее правильное проектирование — важнейший момент отделки. От грамотного освещения зависит удобство, комфорт и качество жизни в доме или квартире. С помощью грамотного освещения также можо зонировать помещения, скрыть недостатки и подчеркнуть достоинств комнат.

Важно продумать освещение до мелочей перед ремонтом или перестановкой. Определитесь с дизайном комнат и их назначением, тогда свет будет работать на удобство и гармонию долгое время.

Многоуровневое освещение: основной свет и локальный

Современные правила и рекомендации гласят, что освещение непременно должно быть многоуровневым, решающим несколько разных задач. Эти уровни принято делить на следующие типы:

  • общее. Как и следует из названия, оно используется для освещения всего помещения в целом, без разделения на отдельные зоны. Именно его использовали наши дедушки, бабушки и родители. Классика этого решения — мощная люстра с несколькими лампами в центре потолка. Обычно она одновременно является еще и интерьерным акцентом. Сейчас вместо одной люстры нередко используют сетку из встроенных светильников. Это могут быть разные варианты точечных светильников, в том числе с изменяемой направленностью, или потолочные светильники, встраиваемые в подвесные потолки;

  • направленное или зональное. Его называют также рабочим, потому что часто используют для освещения определенного места. Например, делают подсветку кухонной рабочей зоны, размещая осветительные элементы под полками. Или делают дополнительную верхнюю подсветку около письменных столов в дополнение к настольным лампам. К зональному относится и освещение, разделяющее помещение на разные функциональные зоны. Например, такой вариант возможен в кухне-столовой или спальне, совмещенной с рабочим кабинетом;

  • декоративное. Эти элементы освещения нужны для того, чтобы расставить дизайнерские акценты. К ним можно отнести подвесные светильники, бра и торшеры.

Разные типы освещения для каждой комнаты

Конечно, это прозвучит «по-каптиански», но освещение в каждой комнате и помещении вашего дома должно быть разное.

На кухне, например, важно устроить зональную подсветку обеденной зоны и рабочей поверхности. В маленьких хрущевских кухеях подсветка обеденной зоны, обычно, одновременно является и общим освещением. Для кухни площадью 6–9 кв. м этого вполне достаточно.

Если же вам повезло с кухней большой площади, то стоит сделать отдельное общее освещение, например, используя точечные светильники. А обеденную зону выделить красивой люстрой для зонирования. Рабочую зону можно подсветить встроенными светильниками или использовать светодиодную ленту, закрепленную в нижней части полки. Для того, чтобы свет от светодиодной ленты стал мягче и рассеяннее стоит использовать рассеиватель, например, короб с матовой прозрачной стороной.

В гостиной с одной стороны яркий общий свет не обязателен, так как тут отдыхают. Но с другой — в ней же принимают гостей, поэтому торжественность не помешает. Кроме общего света в гостиной необходимы дополнительные интерьерные осветительные элементы, например, бра. С их помощью создается декоративное освещение, акцентирующее детали, украшающее интерьер и формирующее уютную атмосферу.

Коридорам и прихожим также требуется и общее освещение, и зонирование. Дополнительно подсвечивают зону входа, где нужно больше света, чтобы было удобно одеваться и обуваться.

Кроме общего света в коридорах делают подсветку на уровне пола. Она дает мягкий свет в ночное время, чтобы было удобно перемещаться по дому или квартире, а яркий свет не резал глаза. Для большой прихожей важно предусмотреть неще и возможность включения/отключения света из разных концов. Реализуется это с помощью проходных переключателей.

Для спальни следует выбирать мягкий свет, не напрягающий глаза. Здесь разделение на зоны — это неяркий светильник на тумбочке или стене около кровати, а также подсветка зеркал или шкафов. Если в спальне есть еще и рабочая зона, надо предусмотреть ее отдельную подсветку.

По аналогичному принципу строится освещение детской комнаты. Исходите из того, что в детской мало света не бывает. Поэтому следует сделать общий свет и подсветку рабочих зон, в особенности учебной. В ней, во-первых, обязательна настольная лампа, а, во-вторых, — верхнее освещение, например, с помощью линейки или сетки точечных светильников.

Характеристики ламп

При планировании освещения в доме важно нужно определиться с типом, цоколем, мощностью, цветовой температурой и с цветопередачей. С цоколем все просто — покупайте лампы под конкретные светильники, которые вы выбрали. Основные типы цоколей это Е27, Е14, E40, GX53, G4, GU10, GU 5.3 и пр.

С мощностью или, если говорить правильно, с яркостью — сложнее. Все привыкли оценивать ее по лампам накаливания. Но у LED-ламп мощность значительно меньше. Дело в том, что нам требуется не мощность лампочек как таковая, а их световой поток в пересчете на ватт потребляемой энергии. Поэтому на упаковках с LED-лампами, а также люминесцентными и галогенными, указывают еще эквивалент мощности ламп накаливания.

Для ориентировочного расчета количества ламп исходят из примерной нормы 20 Вт на квадратный метр.

Для полного освещения ванной достаточно одного-двух приборов на мощность, эквивалентную 40–60 Вт ламп накаливания. Для гостиной потребуется уже 5-6 и более источников свет на общую мощность, зквивалентную 300–360 Вт. Для кухни в хрущевке достаточно 100—150 Вт, а вот на большую понадобится столько же мощности, сколько и на гостиную.

В спальне обычно достаточно осветительных приборов общей мощностью 200 Вт. А вот для детской следует взять лампочки поярче, чтобы их общая мощность составила около 300 Вт. Например, три лампы ЭРА LED smd A60-11w-840-E27 или восемь ЭРА LED smd P45-5w-827-E27.

Можно рассчитывать количество ламп, ориентируясь на их световой поток, измеряемый в люменах. В этом случае, количество ламп рассчитывают по формуле Е (лк) = F (лм) / S (кв.м), где Е — освещенность, измеряемая в люксах (лк), F — световой поток (светимость лампы), измеряемая в люменах, а S — площадь помещения.

Для спален и гостиных необходима освещенность в 150 лк, для детских — в 200 лк, для рабочих кабинетов — в 300–400 лк, а для санузлов — в 50 лк. Соответственно, для детской комнаты площадью 15 кв. м необходимо освещение в 3000 лм. В этом случае можно выбрать, например, четыре Gauss LED E27/A60/10w или шесть Gauss LED E27/7w Dimmable.

Еще один очень важный параметр, напрямую влияющий на ваше самочувствие, ощущения и настрой — цветовая температура. Есть три основные разновидности ламп:

  • с теплым белым светом (от 2700 до 3500 К). Этот свет похож на свет от ламп накаливания. Он мягкий и приятный для глаз. Хорошо подходит для всех жилых помещений;
  • с нейтральным белым светом (от 3500 до 5300 К). Широко применяется для освещения рабочих зон и помещений. В офисах делают именно такой свет, так как он отвечает нормам по освещенности рабочих мест. Дома в квартирах он встречается реже. Лампы на 4000 К покупают для установки на кухнях или рабочих местах, например, в учебном уголке;
  • с холодным белым светом (выше 5300 К). Используется только в рабочих помещениях. Часто этот свет в просторечии называют «операционным», так как там он и используется чаще всего.

Интересные решения с освещением

Современные осветительные приборы хороши тем, что их можно установить где угодно. Точечные светильники, светодиодные ленты — все это большое разнообразие позволяет реализовать самые неожиданные и интересные решения.

Например, можно сделать подсветку зеркала, разместив осветительный прибор за ним. В результате окружающее пространство освещается рассеянным светом, а не контрастным, старящим отражение. Обычно для этого используют светодиодные ленты или приобретают зеркала с уже встроенными диодами.

Еще один вариант использования ленты — подсветка многоуровневого потолка в спальне или гостиной. Вариант хорошо смотрится в сочетании с точечными светильниками, расположенными в нужных местах.

Кстати, точечные светильники можно применять не только для тогозонирования, но и в качестве декоративной подсветки. Посмотрите, как в гостиной сделана подсветка ниши с размещенной в ней картиной! По сути, освещение в этом случае является ее дополнительным элементом.

И это только несколько примеров того, что можно сделать с помощью разных осветительных приборов. Фантазируйте, подбирайте подходящее освещение — у вас получится что-то красивое и интересное.

7 правил как сделать хорошее освещение в комнате.

Если вы хотите сделать хорошее качественное освещение в комнатах своей квартиры или дома, вам необходимо соблюдать 7 основных правил.

Именно их придерживаются большинство дизайнеров и проектировщиков при составлении своих дорогостоящих проектов. Они не такие сложные и будут понятны любому пользователю и заказчику.

По возможности избегайте использования только одного источника света. Всем известный классический способ — это освещение комнаты при помощи большой люстры.

С одной стороны конечно здорово, когда можно осветить большое пространство всего одним мощным светильником. Никаких проблем с кучей проводов, выбором точек крепежа.

Однако с точки зрения хорошего светодизайна, лучше освещать пространство несколькими локальными источниками света. Например торшерами, одиночными подвесами, настенными светильниками.

Самый распространенный вариант – это точечные светильники.

Все это многообразие дает вам возможность комбинировать световую среду, делать ее независимой и вариативной. Использовать свет только там и только тогда, когда это необходимо.

Более того, это здорово экономит расход электроэнергии, позволяет сформировать среду более равномерно. У вас не будет большого контраста между громоздкой люстрой, которая висит в центре зала и темными углами комнаты.

В таком пространстве одинаково хорошо себя чувствует и тот, кто ест за обеденным столом, и тот кто читает книгу возле торшера.

Всегда учитывайте функционал комнаты при выборе типа освещения. Всего существует три основных типа:

    отраженное
    прямое или направленное

Прямое – это свет от встроенных или потолочных светильников светящих строго сверху вниз. Сюда же можно отнести настольные лампы.

Объекты при таком освещении будут казаться вам немного более объемными, нежели их реальные размеры.

Для гостиной и спальни очень хорошо подойдут отраженные источники света, которые позволяют создать мягкую, равномерно освещенную среду, комфортную для глаз.

Акцентный свет – это яркий, направленный источник. Он применяется там, где нужно привлечь внимание к чему-то, подчеркнуть отдельный предмет или элемент интерьера.

Однако у этого источника света есть большой минус – он очень сильно слепит глаза.

Поэтому использовать его нужно точечно, вдумчиво, и только там где это необходимо и приемлемо.

Никогда не забывайте про подсветку вертикальных поверхностей. Порядка 80% нашего внимания в комнатах приковано именно к стенам.

Когда мы перемещаемся, общаемся друг с другом, просто сидим в кресле, наш взгляд всегда обращен на вертикальные поверхности, а не на потолок.

Потолочное пространство при этом занимает только 15% внимания, а полу достается всего лишь 5%.

Поэтому если хотите получить комфортную комнату, где будет приятно находиться, не забывайте про подсветку стен. В больших гостиных сосредоточение светильников по периметру, следует делать исходя именно из этого правила.

В хорошем, целостном, законченном интерьере световая среда должна быть монотонной.

Это означает, что для освещения необходимо использовать светильники с одинаковой цветовой температурой.

Редким исключением может быть тот случай, когда вы хотите подчеркнуть фактуру каких-либо материалов, либо выделить отдельные предметы интерьера.

Старайтесь размещать светильники так, чтобы максимально исключить прямой контакт глаз с источником света.

По-хорошему, вы их вообще не должны видеть напрямую. К примеру, в ресторанах высокого уровня прямо в инструкциях прописывают, что приборы освещения не должны контактировать с глазами посетителей.

Это позволяет людям сосредоточится на самом главном – на вкусной и здоровой пище, а не отвлекаться на слепящие лампочки.

Также не используйте направленный свет в спальне. Особенно над кроватью.

Правильнее будет распределить светильники по периметру, обходя свое ложе.

Если же в интерьере все-таки необходимо применить акцентный свет, то воспользуйтесь специальными аксессуарами. Например антибликовыми решетками.

Они практически полностью исключают контакт глаз с лампочкой или светодиодом внутри светоточки.

Свет во всех комнатах должен быть вариативным. Большую популярность в этом вопросе набирают решения, которые подстраивают световую среду в комнате в соответствии с природными биоритмами человека.

Не секрет, что наши глаза формировались при естественном освещении – солнечном.

Солнце меняет свою цветовую температуру в достаточно широком диапазоне. Утром, днем и вечером от него исходит совсем разный свет.

Дома мы можем также имитировать смену цветовой температуры с течением времени так, чтобы это соответствовало нашим природным биоритмам. Такая система освещения повышает работоспособность, позволяет чувствовать себя лучше, снижает утомленность глаз.

Эта система очень простая и вы можете легким движением руки сделать световую среду в своем помещении:

    или теплой

Кроме того, данный процесс можно автоматизировать. Достаточно привязать светодиодные источники к датчикам освещенности, таймеру и система сама будет менять цветовую температуру в нужное время.

Всегда начинайте разработку системы освещения как можно раньше. Через наши глаза мы получаем более 90% информации об окружающем мире.

Свет является тем самым проводником, благодаря которому невзрачная комната без особых усилий может превратиться в прекрасный интерьер.

Мебель и картины приобретут свой истинный цвет.

Поэтому световая концепция должна развиваться вместе с концепцией интерьера. Это убережет вас от множества ошибок, сделает интерьер целостным, красивым, хорошо освещенным.

Правильное освещение квартиры: рекомендации по выбору светильников.

Выбирая дизайн помещений жилища, владельцы тщательно продумывают цвет, стиль и состав мебели, тип отделки стен, напольные покрытия и способы отделки потолка. Об освещении практически не задумываются, оставляют решение вопроса «на потом», считая, что в этом вопросе никаких проблем быть не может. Такой подход распространен, но является ошибочным. Недооценивать роль освещения в создании облика дома или квартиры ни в коем случае нельзя. Оно способно выделить, подчеркнуть особенности отделки помещений, представить его в максимально выигрышном виде, или свести на нет все усилия дизайнера, скрыть потенциал и возможности интерьера.

Правильное освещение

Традиционно в типовых квартирах устанавливалась одна люстра в центре потолка каждой комнаты. В качестве дополнительных источников использовались бра и торшеры, но особого разнообразия световых приборов не было. Сегодняшний рынок предлагает огромное количество вариантов светового оформления помещений. Современное освещение в квартире выполняет несколько задач. Оно не только создает собственный, неповторимый облик для каждой комнаты. Правильно организованное освещение активно воздействует на психику человека, изменяет его настроение и самочувствие. Существуют нормативы (СНиП), определяющие минимальный уровень освещенности каждого помещения:

Все значения таблицы даны в люксах. Один люкс равен одному люмену на один квадратный метр площади. На упаковке лампы указывается величина светового потока в люменах, поэтому можно подсчитать уровень освещенности еще при покупке прибора. Необходимо учитывать, что восприятие уровня яркости или недостаточности света у каждого свое, поэтому руководствоваться нормативными значениями надо с поправкой на собственные ощущения. У каждого человека имеются собственные представления о комфортной яркости света, которые не обязательно совпадают с нормативными требованиями. Так, для ванной комнаты норма — 50 лк, что недостаточно для бритья или макияжа. Рекомендуется увеличивать степень яркости до 100 лк, обычно этого достаточно.

Монтаж освещения в квартире надо производить с учетом особенностей и конфигурации помещений, типа и цвета отделки, дизайнерских особенностей и собственных предпочтений.

Типы освещения

В настоящее время распространены следующие виды освещения в квартире:

  • Многоуровневое освещение. Светильники устанавливаются в разных ярусах помещения, подсвечивая определенные участки комнаты в соответствии с замыслом дизайнера. Схема универсальна, используется в домах или квартирах с разной планировкой. Хорошо подходит как обычным квартирам, так и богато оформленным апартаментам со сложным оформлением и отделкой.
  • Нижний свет. Приборы освещения установлены в нижнем ярусе помещения или встроены в пол. Наиболее удачно подходит для спальни, гостиной, часто встречается в однокомнатной квартире. Этим способом можно удачно реализовать ночное освещение в квартире.
  • Системы подвижных светильников, или трековое освещение. Осветительные приборы устанавливаются на шинопровод, позволяющий перемещать их по желанию и оперативно менять схему освещения в комнате или всей квартире по собственному желанию. Распространенная область применения — освещение квартиры-студии, где тип светодизайна меняется исходя из ситуации.

Освещение квартиры организуется исходя из представлений владельца о комфорте и стиле оформления жилища. По своему назначению освещение бывает:

  • Общее.
  • Рабочее.
  • Местное.
  • Декоративное.

Основным, наиболее популярным видом решения вопроса на сегодня считается декоративный тип. Он позволяет создать массу вариантов оформления комнаты, используя разные виды приборов и светильников, применяя разные направления лучей или комбинации источников. При качественной и разнообразной подсветке декоративное освещение приобретает высокохудожественный вид, позволяя получать множественные эффекты и вариации, используя только световые приборы.

Особенностью современных способов реализации светодизайна является активное использование точечных светильников прожекторного типа.

Они позволяют создавать комбинации из нескольких источников, при переключении полностью меняющих облик комнаты, подчеркивают отдельные зоны и участки помещения. Не менее популярны ЛЕД-панели, дающие ровный и ненавязчивый свет. Светодиодное освещение в квартире имеет свои плюсы и минусы, но растущая популярность, эффективность, экономичность однозначно вывели этот вариант в лидеры среди всех типов световых приборов. Распространенным вариантом является освещение светодиодной лентой, создающее в квартире нарядную и праздничную обстановку.

Составление схемы освещения

При составлении проекта дизайна квартиры необходимо уделять пристальное внимание схеме освещения. Этот вопрос должен решаться параллельно с основными отделочными работами, поскольку для установки световых приборов потребуется соответствующая разводка электропровода, монтаж выключателей, подключение или присоединение блоков автоматического управления. Необходимо составить план освещения в квартире, представляющий собой рабочий эскиз с указанием мест установки всех светильников. Параллельно с ним придется начертить электрическую схему подключения, определиться с потребляемой мощностью ламп, вычислить сечение кабеля. Во время отделки комнаты надо проследить за тем, чтобы вовремя был проложен кабель, установлены все нужные устройства, элементы разводки.

Рассмотрим, как правильно подобрать освещение в квартире по отдельным комнатам и помещениям:

Гостиная

Гостиная (зал) требует организации нескольких вариантов размещения световых приборов. Прежде всего, необходим общий источник, обеспечивающий поток света на большую часть площади помещения. Обычно эту функцию выполняет люстра в центре потолка. В качестве дополнительных приборов распространены торшеры, установленные в зоне мягкой мебели или журнальных столиков, и бра, расположенные либо по всему периметру комнаты, либо в рабочей зоне, возле стола. Количество приборов определяется исходя из общего тона отделки комнаты. Чем она темнее, тем больше ламп понадобится использовать, а для помещений, отделанных в белых тонах, светильников надо меньше.

Спальня

Оформление спальни выполняется в соответствии с возрастом, предпочтениями и привычками ее обитателей. Распространенный стиль — неяркое, интимное освещение с источником в нижнем ярусе. Популярны светодиодные ленты, установленные по периметру кровати, создающие эффект парения. Для людей зрелого возраста привычны люстра в центральной части потолка и прикроватные светильники с возможностью раздельного включения/отключения. Также могут быть использованы светильники, направленные на стену, образующие на ней световые пятна. Такая подсветка позволяет свободно ориентироваться в комнате, но но дает яркого света, излишнего в спальне.

Кухня

Распределение света на кухне обусловлено ее размерами и спецификой использования определенных зон. Вместе с центральным общим источником, расположенным в центре потолочной плиты, понадобится подсветка рабочей зоны — гарнитура, мойки, сушилки для посуды и т.д. Нередко отказываются от использования стандартной люстры, заменяя ее точечными светильниками, равномерно распределенными по периметру помещения, выполняющими роль общего источника и одновременно подсветки рабочей зоны.

Ванная

Нормативное количество света в ванной комнате позволяет совершать простейшие гигиенические процедуры, но для тонких операций — бритья, нанесения макияжа, прочих действий — требуется более яркое, адресное освещение. При размещении светильников следует учитывать расположение умывальника, зеркал. Задача состоит в том, чтобы свет не слепил глаза, но хорошо освещал лицо. В то же время, не стоит забывать о декоративной подсветке, вариантов которой для ванных комнат разработано много.

Детская

Распределение приборов в детской должно соответствовать возрасту и потребностям ребенка. Рекомендуется создавать мягкое, но достаточно яркое световое решение, не ослепляющее, не заставляющее напрягать глаза. В данном случае решающее значение имеет декоративная составляющая.

Коридор и прихожая

Освещение в коридоре или прихожей квартиры, частного дома, создает у посетителей первое, самое важное впечатление. Поэтому, создавая проект, надо подойти к оформлению этих помещений с художественной точки зрения, использовать декоративные виды световых приборов. При этом, надо ограничивать их количество, чтобы не перестараться. Оптимальный вариант — декоративные приборы, в сумме обеспечивающие нормативный уровень освещенности.