Кто отвечает за освещение в подъезде?

Если в подъезде не горит свет — куда обращаться

УК ответственна за освещение

Подъезд многоквартирного дома относится к общему имуществу собственников жилья в этом доме.

Содержанием общедомового имущества занимается УК (управляющая компания), ТСЖ (товарищество собственников жилья), ЖК (жилищный кооператив), ЖСК (жилищно-строительный кооператив) или — при непосредственном управлении — лица, нанятые собственниками для оказания услуг. Зависит это от того, кто управляет вашим домом. В дальнейшем будем говорить об УК (ситуация с другими организациями аналогична).

Следить за освещением подъездов — одна из задач по содержанию общего имущества.

Эта обязанность установлена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.

Поэтому, если в вашем подъезде нет света, выяснить и устранить причину должна управляющая компания.

Мы платим за свет в подъезде

В платежном документе (квитанции) содержится статья “Содержание жилого помещения”. Отдельной строкой там выделены расходы на электроснабжение на ОДН (общедомовые нужды). Стоимость электроэнергии, необходимой для того, чтобы в подъезде было светло, входит в ОДН. Расходы на устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств — в содержание жилого помещения.

Понятно, что практически в каждом доме есть неплательщики. Но если управляющая компания говорит вам, что свет в подъезде отключили за долги, знайте — это незаконно. Если вы платите, а ваши соседи — нет, это не значит, что вы должны из-за них страдать.

Такая радикальная мера законна только тогда, когда за свет не платят абсолютно все жильцы дома.

УК задолжала поставщику

Бывает так, что собственники исправно платят, а до поставщика электроэнергии деньги не доходят. Тогда ресурсоснабжающая организация может прекратить поставку электроэнергии за долги управляющей компании.

Если есть подозрение, что свет у вас отключили именно по такой причине, запросите в УК информацию о ее расчетах с поставщиком электроэнергии. Сотрудники УК обязаны предоставить вам эту информацию на основании пункта 10 статьи 161 ЖК РФ.

Если факт долга УК перед ресурсоснабжающей организацией подтвердился, жалуйтесь в Госжилинспекцию и Роспотребнадзор. Параллельно можете обратиться в прокуратуру.

Если названные выше инстанции не реагируют должным образом, подавайте исковое заявление в суд.

Также можно прибегнуть к таким радикальным мерам.

  • Заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Такая возможность предусмотрена статьей 157.2 ЖК РФ “Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами”.

Нет света по техническим причинам

Согласно приложению 4 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 в работы по содержанию жилых домов входит:

3. Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.).

Поэтому и перегоревшая в подъезде лампочка, и проблемы с электропроводкой, повлекшие выход из строя системы электроснабжения МКД, — повод обратиться в УК. Сделать это лучше всего, подав заявку в АДС (аварийно-диспетчерскую службу). Как это сделать правильно, мы подробно описали в статье про ржавую воду.

Заметим, что на коллективную жалобу в УК обычно реагируют быстрее. Поэтому можете объединиться с соседями и написать ее вместе — чем больше жильцов подпишется, тем лучше.

А еще быстрее реагируют на обращения, поданные через сайты Добродел, Активный гражданин и т. п., поскольку такие обращения направляет в УК орган местного самоуправления.

Если УК не отреагировала, и свет в подъезде так и не появился, нужно действовать так же, как и в случае с отключением света за долги. Жалуйтесь в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру, а если ситуация не меняется — обращайтесь в суд.

В любом случае вам понадобится документ, подтверждающий плохую работу УК. Это акт об отсутствии света в подъезде.

Составить его должен представитель УК, такая обязанность установлена в десятом разделе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 .

в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

к(2)) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков.

Акт вы можете составить самостоятельно в следующих ситуациях:

110.(1). В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Если вы направляли жалобу в УК заказным письмом, уведомление о его вручении — это доказательство, что вы действительно жаловались. Если вы подавали жалобу лично, и представитель УК поставил отметку о принятии на вашем экземпляре, это также доказывает, что УК была проинформирована.

Ущерб из-за темноты можно возместить

Если из-за того, что в подъезде нет света, пострадал кто-то из жильцов (получил травму), можно требовать от УК компенсации морального и физического вреда через суд.

Факт травмы нужно отразить в претензии (для получения 50 %-ного штрафа по Закону о защите прав потребителя) и в исковом заявлении. Также надо приложить доказательства: справку из травмпункта, от врача скорой помощи.

Желаем, чтобы в вашем подъезде всегда было светло и безопасно!

Кто отвечает за освещение в подъезде?

Требования к искусственному освещению в помещениях подъездов многоквартирного дома

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области доводит до сведения потребителей жилищно-коммунальных услуг следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закон № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10).

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению и инсоляции в помещениях жилых зданий определены разделом 5 СанПиН 2.1.2.2645-10.

В соответствии с п. 5.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.

В соответствии с ч. 16 ст. 161 Жилищного кодекса РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Учитывая п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правил), обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Требования, установленные СанПиН 2.1.2.2645-10, учитывая направленность санитарного законодательства, имеют превентивную цель недопущения угрозы жизни или здоровью человека, угрозы возникновения и распространения заболеваний.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

В подъезде не горит свет: куда обращаться

Многие жильцы многоквартирных домов сталкиваются с проблемой отсутствия света в подъездах. Несмотря на то, что лестничные клетки и пролеты считаются местом общественного пользования жильцов, оплата освещения включена в их жировки.

Не все жители многоквартирных домов знают, кто должен менять лампочки в подъезде, и куда обращаться при отсутствии света. Возможно, самостоятельная покупка лампочек входит в перечень обязанностей коммунальных служб. Не стоит спешить устранить проблему самостоятельно, тем более что это может быть опасно.

Закон

Требования по содержанию и обслуживанию обще домовой территории собраны в Постановлении Правительства № 49 от августа 2006 года.

Пункт 11 данного постановления гласит, что содержание и обслуживание домовых систем электроснабжения и электрического оборудования входит в обязанности коммунальных служб.

В соответствие с этим пунктом все услуги по их ремонту и обслуживанию, а также обеспечение сохранности и работоспособности под ответственностью управляющей организации. Однако все расходы, связанные с поддержанием и сохранением включаются в жировки и оплачиваются собственниками квартир.

Согласно пункту 3,2,2 правил жилищной эксплуатации и жилого фонда организация, ответственная за его обслуживания, обязана:

  • обеспечить работоспособность отопительной системы, трубопровода, который размещен в местах общего пользования;
  • сохранять и поддерживать чистоту на лестничных пролетах, соблюдать санитарные нормы по содержанию подъездов;
  • поддерживать определенную температуру, влажность и уровень освещения на лестничных пролетах, площадках подъездов.

Согласно требованиям приложения 2 правил и требований жилищной эксплуатации при отсутствии света независимо от причин необходимо составить обращение в управляющую организацию.

Почему в подъезде отсутствует свет

Если в подъезде или на лестничных пролетах отсутствует свет, то существует несколько причин, способствующих его отсутствию:

  1. Плафон в неисправном состоянии.
  2. Перегорела лампочка.
  3. Проводка перегорела, либо произошло короткое замыкание.
  4. Неисправен выключатель.
  5. Проведение ремонтно – восстановительных работ сотрудниками электросетей.
  6. Аварийная ситуация на станции.
  7. Неисправность в распределительном щитке.

Если не горит свет обращаться нужно в управляющую организацию. Самостоятельно выяснять причины и пытаться их устранить не только запрещено законом, но и опасно для жизни и здоровья.

ВНИМАНИЕ! Если собственники квартир своевременно и в полной мере возмещают стоимость коммунальных услуг, они имеют право на использование их в полном объеме.

Кто должен менять

Ели управляющая организация включает в оплату коммунальных услуг стоимость по содержанию электросетей, она должна в полном объеме выполнять комплекс ремонтно – восстановительных работ. Приобретение и замена лампочек входит в перечень данных мероприятий.

Задача коммунальных служб состоит не только в том, чтобы своевременно менять лампочки, но и фиксировать их должным образом, а также закрывать щитами. Управляющие организации пользуются тем, что многие жильцы не знают, что делать, если нет света, куда звонить.

Однако в соответствие с жилищным кодексом коммунальные службы не имеют права уклоняться от выполнения своих обязанностей даже в том случае, если у жильцов имеются непогашенные долги.В жилищном кодексе прописано, что в задачи управляющей организации входит создание безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

В соответствие с этим должны соблюдаться права жильцов, санитарные нормы и требования, а также пожарная безопасность:

  • надежность и безопасность;
  • сохранность обще домового имущества;
  • доступность эксплуатации обще домовых благ;
  • соблюдение прав собственников жилплощади;
  • поддержание в рабочем состоянии оборудования, коммуникаций.

В соответствие с вышеперечисленными мероприятиями, подъезд должен постоянно освещаться. Если вдруг по вине плохого освещения, или его отсутствия пострадает кто-либо из граждан, либо имущество жильцов, ответственность в полной мере ляжет на управляющую организацию.

За чей счет

Теперь понятно, что в соответствие с законодательством, замена лампочек – обязанность коммунальных служб. Каждый собственник квартиры наверняка замечал в жировках графу «обще домовые расходы, или счета ». В эту графу включены все расходы, связанны с обслуживанием обще домового имущества.

ВНИМАНИЕ! Существует также письмо минрегионразвития от июня 2007 года «о соотнесении обеспечения электроэнергией помещений общего пользования многоквартирных домов к стоимости оплаты коммунальных услуг».

В соответствие с ним все работы обязана выполнить в установленный срок управляющая организация, но за счет жильцов.

Постановление Госстроя № 170, в частности, приложение 2, гласит, что замена лампочек, ремонт плафонов и выключателей, а также устранение неисправности проводки должны быть устранены в определенный срок – семь суток. Несоблюдение указанных сроков грозит административной ответственностью.

Если управляющая организация не меняет своевременно лампочки и не устраняет причины, по которым отсутствует свет, ей грозит наложение штрафа в размере 3500-5500 рублей для сотрудников. Размер штрафа для юридических лиц существенно выше – от 35 000 до 50 000 рублей.Контролирующим органом, который проверяет соблюдение сроков, устранения неисправностей считается Жилищная инспекция.

Самостоятельная замена

Собственники жилья в многоквартирных домах заинтересованы в соблюдении санитарных норм и поддержания чистоты.

При отсутствии освещения они не всегда задумываются над тем, как поступить по правилам. В ряде случаев они своими силами пытаются выяснить причину отсутствия освещения и устранить ее.

Если проблема всего лишь в перегоревшей лампочке, жители дома просто не считают нужным терять время на оформление обращения и ожидание специалиста, который принесет и установит лампочку. Большинство собственников недвижимости договариваются между собой о поочередной замене лампочек в местах общего пользования.

Однако такие действия считаются не правомерными. Каждый плательщик коммунальных услуг должен понимать, что он ежемесячно оплачивает все предоставляемые услуги в полной мере. В комплекс услуг входит замена лампочек и обеспечение жителей дома освещением.В обязанности управляющей организации входит:

  1. Периодический контроль и проверка электрических сетей и осветительных приборов. Работники коммунальной службы периодически проверяют работоспособность, устраняют мелкие дефекты, проводят замену лампочек, выключателей.
  2. Контроль состояния проводки, распределительных щитков.

Что делать, если не реагируют

Не все жильцы знают, замена лампочек чья особенность. Это обязанность управляющей организации. Если не горит лампочка необходимо первым делом оформить обращение на имя ответственного лица организации, либо к диспетчеру. После регистрации обращения диспетчер должен передать информацию специалисту и проследить за тем, чтобы он прибыл по адресу обращения.

Чтобы произвести замену, коммунальным службам предоставляется семь суток с момента поступления обращения. Бывают ситуации, когда в положенный срок причина отсутствия освещения не устранена. Некоторым жильцам приходится неоднократно напоминать о своей проблеме.

ВАЖНО! Проблема со светом может быть не решена не потому, что сотрудники коммунальных служб халатно относятся к своим обязанностям. В некоторых случаях может понадобиться специальное оборудование или детали, которых может не оказаться в наличии.

Если проблема не устранена в течение длительного периода, жильцы вправе привлечь управляющую организацию к ответственности. Для этого нужно просто обратиться в вышестоящие органы. Первым ведомством, куда стоит пойти является Жилищная инспекция. Также можно обратиться в Роспотребнадзор.

Алгоритм действий

  1. Написание заявления.
  2. Отправление в вышестоящие инстанции посредством персонального обращения, либо заказным письмом.
  3. Ожидать рассмотрения жалобы. На это отводится один календарный месяц.
  4. Ожидать рассмотрения и вынесения решения.
  5. С момента вынесения решения в пользу заявителей коммунальным службам отводится полтора месяца на исправление ситуации и решение проблемы.

Если даже обращение в вышеуказанные органы не помогли решить проблему, остается обращение в суд. При этом не лишним будет оформить заявление с описанием ситуации в прокуратуру. Каждый собственник квартиры вправе потребовать с коммунальных служб выполнения своих обязанностей в полной мере. Жильцы должны понимать, что они ежемесячно оплачивают эти услуги.

Управляющая организация, которая рекомендует жильцам менять лампочки самостоятельно, поступает незаконно. За такие действия законом предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа.

Ответственность коммунальные службы понесут и в том случае, если кто-либо из граждан, либо их собственность пострадает из-за отсутствия света.

Правомерно ли берут оплату за уличное освещение?

ОТВЕТ:
Размер платы и перечень услуг подлежит утверждению на общем собрании собственников. Как собственники решат, так и будет. Навязывать услуги и расценки им никто не вправе.

Расценка на «обслуживание светильников наружного освещения» предназначена для обслуживания отдельно стоящих светильников (тех, которые располагаются на столбах, а не на подъездах и стенах домов).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, есть коммунальная услуга «электроснабжение», но нет услуги «электроэнергия МОП».

Для того, чтобы услуги, связанные с содержанием и ремонтом собственниками имущества многоквартирного дома, были легитимны, необходимо выполнение следующего условия: имущество должно входить в состав общего имущества многоквартирного дома. Если имущество расположено на придомовой территории, то земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учёт.

Не горит свет во дворе / на улице. Не работает наружное освещение. Кто за это отвечает?


ОТВЕТ:
Если территория придомовая, то за её освещение, за содержание и ремонт установленных на данной территории светильников отвечает эксплуатирующая многоквартирный дом организация.

Если территория городская (улицы и дороги) , то за её освещение отвечает муниципалитет и его предприятия.
(В Ижевске существует специализированное предприятие по обслуживанию светоточек наружного освещения — МКП г. Ижевска «Горсвет», тел. диспетчерской 25-45-14 круглосуточно.)

Iriko пишет 08.08.2011 г.:
(1) Кто должен оплачивать электроэнергию и обслуживание фонарей (4 шт.)находящихся на придомовой территории (расположены отдельно от дома) и освещающие только площадку возле подъездов (не относятся к квартальным и магистральным сетям), запитаны к щитку нашего дома? Правомерно ли это? Мы оплачиваем эту электроэнергию — как МОП. Кадастровый паспорт еще не доделан.
(2) Как узнать на чьем балансе находятся эти столбы и кто должен платить за электроэнергию и их обслуживание? Если можно с указанием нормативных актов. Спасибо.
(3) И еще может ли тариф МОП начисляться на квартиру (для всех квартир одинаково), а не на количество людей в ней проживающих?

Отвечаю:
(1) Оплачивать должны собственники помещений (как жилых, так и нежилых) многоквартирного дома. Это правомерно. Обслуживание светильников оплачивается по статье «содержание и ремонт жилья», электроэнергия — по статье «электроснабжение».
Однако вы пишете, что «Кадастровый паспорт еще не доделан». Пожалуйста, посмотрите комментарий на аналогичный вопрос по содержанию придомовой территории.

(2) Вариантов, как правило, два. Светильники наружного освещения со столбами принадлежат либо собственникам помещений дома, либо являются муниципальными. Проверить, является ли это имущество муниципальным (с вытекающим отсюда следствием содержать его), можно, написав запрос в городскую Администрацию.
Можно также сделать обращение по вопросу признания данного имущества бесхозяйным с последующим признанием его муниципальной собственностью.

(3) Нет. Если вы имеете в виду «электроэнергия на МОП», то это, к тому же, не есть коммунальная услуга. Есть услуга «электроснабжение» (подробнее).
Если речь идёт о «содержании МОП» как о части работ по содержанию и ремонту жилья, то Жилищным кодексом предусмотрено начисление платы за содержание и ремонт жилья только исходя из общей площади помещений (ст. 37, 39).

Ярослав Сергеевич пишет 05.04.2012 г.:
Такой вопрос. Кто отвечает за работу и обслуживание фонарных столбов? И кто является их «владельцем», если таковой имеется

Отвечаю:
Должен отвечать тот, кому принадлежат эти фонарные столбы. Возможны варианты. Подробная информация приведена выше.

Организация искусственного освещения на улицах — обязанность муниципалитета

Прокуратурой Нововятского района города Кирова проведена проверка по коллективному обращению граждан, в результате которой установлено, что администрация города Кирова не обеспечила проведение работ по оборудованию стационарного электрического освещения на некоторых улицах мкр. Радужный.

Так, в ходе прокурорской проверки установлено отсутствие стационарного электрического освещения на протяжении улиц Юрьевская, Алексеевская, Сергеевская, Губинская мкр. Радужный Нововятского района г. Кирова, естественная освещенность в темное время суток составила 0,25 лк, при этом администрацией города меры, направленные на организацию уличного освещения приняты не были. Кроме того, улица Сергеевская и сети наружного освещения в реестре муниципальной собственности не числятся, однако находятся в границах муниципального образования «Город Киров».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221. Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния улиц, в том числе в зоне пешеходных переходов, дорог городов и других населенных пунктов.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.

По результатам проведенной проверки прокурором района в суд направлено исковое заявление с требованием возложить обязанность на администрацию г. Кирова организовать освещение улиц в указанном районе мкр. Радужный.
Акт прокурорского реагирования находится на рассмотрении.