Кто отвечает за освещение во дворах?

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Куда жаловаться на плохое освещение улиц в Подмосковье

Источник: © , Протвинское информационное агентство

Недостаточное освещение на улицах становится особенно актуальной проблемой в осенне-зимний период – когда начинает рано темнеть и поздно светать. Качественное искусственное освещение дворов, пешеходных зон и автомобильных дорог – это не просто удобство для жителей, но и один из необходимых элементов безопасности. Что делать, если вы столкнулись с проблемой плохого освещения улиц в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Операция «Свет»

Старый уличный фонарь

Традиционно в осенний период Госадмтехнадзор Московской области проводит спецоперацию «Свет». Цель операции – выявить ответственных лиц, а затем заставить их оперативно устранить нарушения в содержании уличных фонарей, световых вывесок, декоративной подсветки.

По словам руководителя Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области Татьяны Витушевой, в условиях сокращенного светового дня в Подмосковье освещенность территорий контролируется усиленно.

Нормативы и штрафы

Источник: РИАМО, Андрей Колдаев

Уличное освещение в Подмосковье регулируется областным законом «О благоустройстве в Московской области». По этому закону к организации освещения применяется ряд требований. Так, например, освещение улиц и дорог выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах, а освещение тротуаров и подъездов может выполняться светильниками на стенах или над козырьком подъезда.

Высота размещения светильников должна составлять не менее 2,5 метров. При этом системы уличного освещения настраиваются так, чтобы исключить возможность засветки окон жилых помещений.

Существуют нормы освещенности. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещенность жилой застройки в центре города должна составлять не менее 10 лк (люксов), тротуаров – не менее 4 лк.

Штрафы за нарушение требований по организации уличного освещения составляют от 5 тысяч до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 5 тысяч до 40 тысяч рублей для юридических лиц. Ненадлежащее содержание объектов освещения также влечет за собой штрафы: от 10 тысяч до 15 тысяч рублей – в отношении должностных лиц и от 5 тысяч до 40 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.

Куда жаловаться

Добродел, портал, новая версия

Источник: ©, скриншот сайта

Пожаловаться на некачественное уличное освещение можно на портале «Добродел». Для того чтобы оставить жалобу, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на портале. Затем нужно нажать кнопку «Рассказать о проблеме». После этого можно выбрать категорию: например, «Дворы и территории общего пользования», если проблема с освещением находится у вас во дворе, или «Автомобильные дороги» в случае жалобы на плохо освещенную магистраль. После выбора категории у вас есть возможность выбрать тип проблемы – тот, что подходит под вашу ситуацию: «Неисправное освещение, отсутствует освещение» или «Неисправные фонари освещения».

Далее следует описать проблему. Если есть фотографии, которые могут стать ее подтверждением, – прикрепите и их. Затем нужно указать адрес, по которому обнаружен факт нарушения, и нажать кнопку «Создать жалобу».

Также на портале «Добродел» можно зайти в раздел «Карта» и посмотреть, на какие проблемы в вашем районе уже были жалобы. Возможно, кто-то уже указал на ту же проблему, которую обнаружили вы, – в этом случае можно просто оставить комментарий под записью или отследить решение проблемы.

Правомерно ли берут оплату за уличное освещение?

ОТВЕТ:
Размер платы и перечень услуг подлежит утверждению на общем собрании собственников. Как собственники решат, так и будет. Навязывать услуги и расценки им никто не вправе.

Расценка на «обслуживание светильников наружного освещения» предназначена для обслуживания отдельно стоящих светильников (тех, которые располагаются на столбах, а не на подъездах и стенах домов).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, есть коммунальная услуга «электроснабжение», но нет услуги «электроэнергия МОП».

Для того, чтобы услуги, связанные с содержанием и ремонтом собственниками имущества многоквартирного дома, были легитимны, необходимо выполнение следующего условия: имущество должно входить в состав общего имущества многоквартирного дома. Если имущество расположено на придомовой территории, то земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учёт.

Не горит свет во дворе / на улице. Не работает наружное освещение. Кто за это отвечает?


ОТВЕТ:
Если территория придомовая, то за её освещение, за содержание и ремонт установленных на данной территории светильников отвечает эксплуатирующая многоквартирный дом организация.

Если территория городская (улицы и дороги) , то за её освещение отвечает муниципалитет и его предприятия.
(В Ижевске существует специализированное предприятие по обслуживанию светоточек наружного освещения — МКП г. Ижевска «Горсвет», тел. диспетчерской 25-45-14 круглосуточно.)

Iriko пишет 08.08.2011 г.:
(1) Кто должен оплачивать электроэнергию и обслуживание фонарей (4 шт.)находящихся на придомовой территории (расположены отдельно от дома) и освещающие только площадку возле подъездов (не относятся к квартальным и магистральным сетям), запитаны к щитку нашего дома? Правомерно ли это? Мы оплачиваем эту электроэнергию — как МОП. Кадастровый паспорт еще не доделан.
(2) Как узнать на чьем балансе находятся эти столбы и кто должен платить за электроэнергию и их обслуживание? Если можно с указанием нормативных актов. Спасибо.
(3) И еще может ли тариф МОП начисляться на квартиру (для всех квартир одинаково), а не на количество людей в ней проживающих?

Отвечаю:
(1) Оплачивать должны собственники помещений (как жилых, так и нежилых) многоквартирного дома. Это правомерно. Обслуживание светильников оплачивается по статье «содержание и ремонт жилья», электроэнергия — по статье «электроснабжение».
Однако вы пишете, что «Кадастровый паспорт еще не доделан». Пожалуйста, посмотрите комментарий на аналогичный вопрос по содержанию придомовой территории.

(2) Вариантов, как правило, два. Светильники наружного освещения со столбами принадлежат либо собственникам помещений дома, либо являются муниципальными. Проверить, является ли это имущество муниципальным (с вытекающим отсюда следствием содержать его), можно, написав запрос в городскую Администрацию.
Можно также сделать обращение по вопросу признания данного имущества бесхозяйным с последующим признанием его муниципальной собственностью.

(3) Нет. Если вы имеете в виду «электроэнергия на МОП», то это, к тому же, не есть коммунальная услуга. Есть услуга «электроснабжение» (подробнее).
Если речь идёт о «содержании МОП» как о части работ по содержанию и ремонту жилья, то Жилищным кодексом предусмотрено начисление платы за содержание и ремонт жилья только исходя из общей площади помещений (ст. 37, 39).

Ярослав Сергеевич пишет 05.04.2012 г.:
Такой вопрос. Кто отвечает за работу и обслуживание фонарных столбов? И кто является их «владельцем», если таковой имеется

Отвечаю:
Должен отвечать тот, кому принадлежат эти фонарные столбы. Возможны варианты. Подробная информация приведена выше.

Организация искусственного освещения на улицах — обязанность муниципалитета

Прокуратурой Нововятского района города Кирова проведена проверка по коллективному обращению граждан, в результате которой установлено, что администрация города Кирова не обеспечила проведение работ по оборудованию стационарного электрического освещения на некоторых улицах мкр. Радужный.

Так, в ходе прокурорской проверки установлено отсутствие стационарного электрического освещения на протяжении улиц Юрьевская, Алексеевская, Сергеевская, Губинская мкр. Радужный Нововятского района г. Кирова, естественная освещенность в темное время суток составила 0,25 лк, при этом администрацией города меры, направленные на организацию уличного освещения приняты не были. Кроме того, улица Сергеевская и сети наружного освещения в реестре муниципальной собственности не числятся, однако находятся в границах муниципального образования «Город Киров».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221. Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния улиц, в том числе в зоне пешеходных переходов, дорог городов и других населенных пунктов.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.

По результатам проведенной проверки прокурором района в суд направлено исковое заявление с требованием возложить обязанность на администрацию г. Кирова организовать освещение улиц в указанном районе мкр. Радужный.
Акт прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

Кто отвечает за освещение во дворах?

Кому может принадлежать придомовая территория

Придомовая территория принадлежит собственникам помещений в МКД или органу местного самоуправления. В состав общего имущества включают только сформированный земельный участок, который поставили на государственный кадастровый учет. Такой порядок определен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (далее — Закон № 189-ФЗ).

Границы и размер придомовой территории определяют органы государственной власти. Чтобы их уточнить, обратитесь в Росреестр или воспользуйтесь публичной кадастровой картой. Дело в том, что государственный кадастровый учет земли, в том числе под МКД, проводит Росреестр. Это следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и постановления Правительства от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Если земельный участок под МКД не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, нужно обратиться в органы государственной власти или органы МСУ. Подать заявление может любой собственник помещения в МКД. Такой порядок предусматривает часть 3 статьи 16 Закона № 189-ФЗ.

Если территории, на которых расположены МКД, не разделены на земельные участки, их межуют по специальным проектам. Такие проекты утверждает глава местной администрации поселения или администрации городского округа.

Как граница придомовой территории влияет на объем работ и ответственность УО, ТСЖ и ЖСК?

Управляющая МКД организация обязана содержать ту придомовую территорию, которая включена в состав общего имущества МКД.
Если земельный участок рядом с домом входит в состав общего имущества, то перечень работ по его содержанию нужно зафиксировать в договоре управления или в смете.

Для УО надлежащее содержание придомовой территории — лицензионное требование. Это установлено пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного постановлением Правительства от 28.10.2014 № 1110.
Вас не могут обязать содержать земельный участок за пределами границ, которые определены кадастровым планом на земельный участок.

Уборка, очистка и уход за элементами озеленения территории, которая не входит в состав общего имущества, не входит и в состав услуг по содержанию МКД. Это следует из пункта 15 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491).

За счет каких средств проводить кронирование деревьев на придомовой территории?

Такие работы проводите за счет платы за содержание жилого помещения. Главное условие — деревья должны расти на участке, который входит в состав общего имущества МКД.

Чтобы проводить вырубку сухостойных и больных деревьев, получите разрешение органа природопользования и охраны окружающей среды. Этого требует пункт 3.8.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

Если надзорные органы требуют от вас выполнить работы на территории, которая не входит в состав общего имущества, возразите им. Укажите в акте проверки или в отдельном письме следующие аргументы:

  1. если придомовая территория не включена в состав общего имущества, уход за зелеными насаждениями не входит в обязательные работы при содержании общего имущества собственников помещений в МКД (подп. «в» п. 15 Правил № 491);
  2. земельный участок не указан в составе общего имущества в рамках договора управления МКД, работы на земельном участке не включены в перечень работ и услуг (п. 1 ч. 3 ст. 162 ЖК);
  3. текущий ремонт придомовых и дворовых территорий в соответствии с региональным законом об организации местного самоуправления отнесен к вопросам местного значения муниципального образования.

УО должна возместить ущерб, если на дороге рядом с МКД в гололед машина повредила бампер?

УО могут привлечь к ответственности за ущерб, причиненный ездой по дороге, если выполняются два условия.

  1. Первое условие — дорога относится к дорогам необщего пользования (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  2. Второе условие — дорогу включили в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и УО отвечает за ее содержание в рамках оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Это следует из части 1 статьи 36, частей 1, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса, пунктов 2, 16 Правил № 491.

Какие работы проводить на придомовой территории?

Работы по содержанию придомовой территории зависят от элементов благоустройства и зеленых насаждений во дворе МКД. Виды работ подразделяют на сезонные и постоянные.
Придомовую территорию нужно убирать каждый день. Должны быть приведены в порядок тротуары и пешеходные дорожки, затем и остальная территория. Это устанавливает пункт 2.11 СанПиН 2.1.2.2645–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и пункт 3.6.8 Правил № 1701.

Очищать урны у входной группы в нежилое помещение в МКД нужно?

Да, управляющая МКД организация обязана очищать урны у входной группы в нежилое помещение, если она предусмотрена проектной документацией на МКД. Входная группа — это элемент фасада, который входит в состав общего имущества собственников в МКД.
Не очищайте урны, если собственник построил входную группу по собственной инициативе. В таком случае обязанность по очистке лежит на собственнике помещения. Это следует из статьи 210 Гражданского кодекса и пункта 15 Правил № 491.
Дополнительные работы по уборке территории определяйте с учетом особенностей придомовой территории МКД и пожеланий собственников, например: организация клумб, ремонт детских и спортивных площадок и т.д.
Состав дополнительных работ по благоустройству и озеленению придомовой территории собственники помещений утверждают на общем собрании (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Бордюры возле МКД красить обязательно?

Покраска бордюрного камня не входит в обязательный перечень работ и услуг по содержанию придомовой территории.
Управляющая МКД организация должна окрашивать бордюры только в случае, если выполняются два условия:
бордюрный камень находится на земельном участке, который относится к общему имуществу собственников помещений в МКД;
покраску предусматривает договор управления или смета. Расходы на покраску в этом случае включают в состав платы за содержание общего имущества в МКД.

Решение собственников помещений в зависимости от способа управления вносят в условия договора управления с УО или в смету расходов ТСЖ, ЖСК, ЖК. Управляющая МКД организация по поручению собственников выполняет эти работы. Если МКД управляет УО, она может внести свои предложения с расчетом стоимости работ при заключении договора управления или внесении изменений в договор управления.

Сколько нужно сотрудников, чтобы содержать придомовую территорию?

Закон не ограничивает штат управляющей МКД организации, поэтому вы вправе регулировать подобные вопросы внутренними локальными актами.
Например, на уборку 1 кв. м газона от опавших листьев, сучьев и мусора отводят 34 с. Значит, за час дворник успеет привести в порядок газон площадью 105 кв. м. Такой расчет приведен в части 3 Норм обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденных постановлением Минтруда от 24.06.1996 № 38.
Содержание придомовой территории также можно поручить подрядным организациям или нанять сотрудников по срочному договору.
Работы по уборке разделяют на те, которые проводят в течение всего года, и сезонные. Сезоны делят на теплый и холодный.
Теплый — период, когда среднесуточная температура воздуха на улице выше 10 °С. Если температура 10 °С и ниже, значит, наступил холодный период. Такой порядок указан в пунктах 3.3 и 3.4 СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Технологию выполнения для разных видов работ в зависимости от периода года регламентирует часть 3.6 Правил № 170.
Вы не несете ответственность, если на машину упадет дерево, растущее за пределами зоны вашей ответственности.

Что грозит за ненадлежащее содержание придомовой территории?
За ненадлежащее содержание придомовой территории управляющую МКД организацию могут оштрафовать, а ответственного сотрудника УО — дисквалифицировать.
Штраф для ТСЖ, ЖК, ЖСК составляет 40–50 тыс. руб., для их должностных лиц — 4–5 тыс. руб. (ст. 7.22 КоАП).
Наказание для УО суровее: для юридического лица — штраф от 250 тыс. до 300 тыс. руб., для должностного лица — штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП).

Если не исполнить предписание ГЖИ, юрлицо получит штраф 10–30 тыс. руб., должностное лицо организации оштрафуют на 1–2 тыс. руб. или дисквалифицируют на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 19.5 КоАП).

Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Проблема освещения придомовой территории часто вызывает у жильцов многоквартирного дома немало вопросов: куда тратятся выделяемые средства, кто должен обеспечивать освещение и куда обращаться при его отсутствии.

Чтобы темнота вокруг дома не стала постоянным явлением, расскажем, куда следует обращаться жильцам, если они столкнулись с подобной неприятностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Что входит в данное понятие?

Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:

  • подъезды и тротуары;
  • парковки и подъездные пути;
  • детские площадки и прогулочные дорожки;
  • хозяйственные площадки.

Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.

Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.

Кто ответственен?

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.

Порядок действий для решения проблемы

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников (о том, что входит в правила содержания придомовых территорий многоквартирных жилых домов, читайте здесь). Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: