Кто отвечает за уличное освещение в деревне?

Уличное освещение в сельской местности

В Российской Федерации уделяется достаточно большое внимание вопросам освещения территорий проживания. В городах вопросы уличного освещения не являются глобальной проблемой. А вот для деревень и сельских поселений уличное освещение – больное место. Зачастую проблема освещения улиц на селе снижает качество жизни населения. Решение данных вопросов находится в ведении местных органов власти. На практике гражданам небольших населенных пунктов приходится обращаться в разные инстанции, чтобы защитить свои права.
Сложности возникают по причине специфики организации освещения в сельской местности. Освещение на селе отличатся от городского тем, что интенсивность транспортного и людского потока здесь ниже, количество объектов торговли, культуры, административных зданий меньше.
Но, несмотря на указанные факторы, система обеспечения достаточности уровня освещенности, должна обеспечивать комфорт для жителей в вечерние и ночные часы время.

Законодательство по вопросам освещения сельских населенных пунктов

Освещение в сельских населенных пунктах попадает под действие СНиП 23 – 05 – 95. В данном документе устанавливаются нормы, по которым должно осуществляться наружное освещение.

В населенных пунктах, расположенных на территориях сельской местности установлены действующие нормы:
• для главных улиц — уровень освещенности не менее 4лк;
• на территориях, прилегающих к общественным зданиям и в районах жилых застроек уровень освещенности должен быть так же не менее 4лк;
• второстепенные улицы и переулки — уровень освещенности снижается вдвое, т.е. не менее 2лк;
• поселковые дороги, проезды — не менее 2лк;
• может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк.
• второстепенные дороги в сельской местности могут иметь освещенность 1лк;
• садовые и огороднические товарищества (дороги и улицы, являющиеся основными проездами) освещаются по норме в 2 лк;
• территория у водоисточника и пожарного гидранта, находящегося в сельском поселении, подлежит обязательному освещению по норме 2лк.

Указанные нормативные значения представляют собой эксплуатационные величины. Менее, чем указанные значения освещенность быть не должна. Это касается всего периода эксплуатации. В разные сезоны светильники могут загрязняться, поэтому они нуждаются в обслуживании. В электрической сети возможны колебания напряжения, что также может влиять на световой поток. Освещенность территории может меняться даже от высоты расположения уличных светильников.
Все указанные факторы нужно учитывать при планировании освещения территории в сельской местности.

Оборудованием нового поколения, приводящего в движение различное гидравлическое оборудование, является гидравлическая насосная маслостанция. Сфера применения ее достаточно широка: буровые работы, дорожные работы, подъем и перемещение крупногабаритных конструкций, подача смазки в узлы машин, перекачка и фильтрация масел, испытания гидравлической техники и трубопроводов. Сегодня на отечественном рынке представлены различные модели как российских, так и и зарубежных производителей. Современное российское предприятие Пневмакс предлагает приобрести унифицированные гидростанции в сборе с распределительной гидроаппаратурой различных моделей и габаритов pneumax.ru/hydrosystems/gidravlicheskie-nasosnye-stantsii/unifitsirovannye-maslostantsii-ctr-kv-sam-v-sbore-s-gidroapparaturoy/. Гидравлические маслостанции имеют более низкую стоимость, так как не требуют затрат на проектирование и разработку.

Ответственные за организацию освещения улиц в селах и деревнях

Решение вопросов по организации уличного освещения находится в ведении Главы сельского поселения. В его обязанности входит должное обеспечение организации своевременной подачи электроэнергии для подачи света сельские улицы. Эти обязанности вменяются Главе администрации поселения на основании законодательства о местном самоуправлении (ФЗ за номером 131). Председатель сельского совета должен организовывать и контролировать процесс освещения территории в соответствии с нормами.
Вопрос освещения относится к благоустройству территории. Данная обязанность напрямую в соответствии с законодательством возлагается на муниципальную власть.
Существует социальный стандарт освещенности территории сельского поселения. В соответствии с указанным стандартом норма освещенности составляет 80 процентов.
В некоторых случаях в малонаселенных деревнях принимается решение устанавливать один столб в начале территории (небольшие улицы), второй столб – в конце.
Глава сельского поселения должен обеспечить освещенность социально значимых объектов – школ, детских дошкольных учреждений. медицинских и акушерских пунктов, учреждений культуры и иных социальных объектов при наличии.

Выбор осветительных приборов для сельской местности

Решение о выборе осветительного прибора основывается на нормах СНиП 2.07.01-89. В данном документе рассматриваются нормы градостроительства, вопросы планировки и застройки сельских поселений. СНиП указывает, что на территориях общественного пользования должны устанавливаться приборы освещения. Число светильников на определенной территории рассчитывается на основе норм освещенности.
При выборе типов ламп, которыми оснащают приборы освещения для сельской местности, учитывается, что обслуживание и замену ламп в силу территориальной отдаленности выполнять затруднительно.
Поэтому металлогалогеновые лампы, светоотдача которых высокая, но срок службы короткий, для сельских населенных пунктов не подходят.
Для обслуживающих организаций затруднительно и неэффективно выезжать на отдаленные участки для замены ламп.

Предпочтительнее остановить выбор на светодиодных светильниках:
• период службы такого источника света очень высокий, примерно 50000 часов;
• высокий уровень светоотдачи, поскольку для светодиодов характерно преобразовывать практически всю получаемую электроэнергию в световую;
• низкая степень энергопотребления, что существенно экономит расходы на оплату электроэнергии;
• возможность выбрать цветовую температуру: от холодных оттенков до привычных теплых.

Таким образом, при организации освещения в сельской местности рекомендуется использовать светодиодные лампы. Применение таких источников света позволит снизить расходы на оплату электроэнергии за счет снижения энергопотребления и эксплуатационных расходов.

Длительность срока эксплуатации позволит обеспечить бесперебойное освещение территории, что повлияет на качество жизни сельского населения.
Еще один важный фактор – возможность реализации дизайнерских решений при освещении различных участков сельской территории.

Установка столбов в сельской местности

С целью обеспечения необходимым уровнем освещения наибольшую площадь, светильники устанавливаются на расчетной высоте. Для установки нужны столбы. В настоящее время столбы для сельской местности могут быть изготовлены:

• из дерева. Опору изготовляют из хвойной древесины. Цена столбов не высокая, устанавливать их просто. Но срок службы деревянных столбов не большой. К тому же требуется обработка специальными составами от гниения.
• из бетона. Стоимость опоры низкая. Их отличает проста эксплуатации и долговечность. Угрозу для бетонных опор представляют грунтовые воды. Внешне такой столб смотрится грубо.
• из железобетона. Отличаются долговечностью, устойчивостью к коррозии. Цена выше, чем у бетонных. Внешне от бетонных опор практически не отличаются.
• Из металла. Отличаются долговечностью, прочностью, устойчивостью и эстетичностью внешнего вида. Но цена на такие опоры довольно высокая..

Устанавливая столбы, необходимо контролировать изготовление фундамента. При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. В зависимости от места установки глубина должна составлять от 0,8 до 1,6 метра. Для сельской местности прочный фундамент – это дополнительные гарантии качества освещения.
От бордюра столб ставится на расстояние от 0,3 до метра в зависимости от назначения дороги.

Если в сельской местности проблема с освещением

Часто на территории сельских поселений складывается ситуация с недостатком освещения либо даже полным отсутствием света. Какие меры могут предпринять жители?
Первоначально подается жалоба в местные органы самоуправления. Жалобу принять обязаны, но ответной реакции может не последовать.
Следующий шаг – это жалоба в надзорные органы. Т.е. жители должны обратиться с в прокуратуру или судебные органы непосредственно. В заявлении указывается. что имеется факт отсутствия освещения и отсутствие реакции местной власти на обращение граждан. Основанием для обращения в надзорные и контрольные органы или в суд является ФЗ РФ № 131, где четко указано, что решение местных вопросов – это обязанность органов местного самоуправления.
Судебные органы или прокуратура рассматривают заявление и выносят решение устранить проблему. Решения данных органов обязательны к исполнению местными властями. Следует отметить, что местные власти не всегда могут выполнить судебные решения и предписания из-за отсутствия средств.

Итак, проблемы освещения сельских территорий имеют свою специфику – это отдаленность территорий, затруднения в обслуживании, высокие затраты на содержание и эксплуатацию приборов освещения. Но все же в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону.

Куда обращаться, если в деревне не работают фонари?

  • Кто отвечает за работу уличного освещения в сельских населенных пунктах? Куда обращаться, если оно не работает?

Д. Эдуардов, Минская обл.

Уличное освещение в сельских населенных пунктах относится к коммунально-бытовому обслуживанию населения и находится в компетенции госорганов управления. В данном случае заказчиком и ответственным лицом по выполнению соцстандарта по уличному освещению выступает местный орган власти (сельсовет, сельский исполком, райисполком), сказано на сайте «Белэнерго». Уточняется, что филиалы «Электрические сети» РУП-облэнерго являются только техническими исполнителями в части эксплуатации уличного освещения.

В случае возникновения каких-либо вопросов по работе уличного освещения граждане должны обращаться в местный орган власти, на территории которого находится сельский населенный пункт.

Также вам может быть интересно

  • «Почему вечером на улице отключают фонари?»
  • Да будет свет! Кто должен менять лампочки в подъезде?
  • Галогенные, люминесцентные, светодиодные. Какую лампу выбрать?
  • Да будет свет! Все, что нужно знать о подсветке минских улиц

Топ 5 читаемых

  • Врачи перечислили основания для медотвода от прививки против коронавируса
  • Без хлама. Что запрещено делать на балконе
  • Что поможет в жару пенсионеру?
  • Расцвела после развода. Как живет первая жена Валерия Меладзе
  • Встреча Лукашенко и Путина прошла в Константиновском дворе Петербурга

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Правомерно ли берут оплату за уличное освещение?

ОТВЕТ:
Размер платы и перечень услуг подлежит утверждению на общем собрании собственников. Как собственники решат, так и будет. Навязывать услуги и расценки им никто не вправе.

Расценка на «обслуживание светильников наружного освещения» предназначена для обслуживания отдельно стоящих светильников (тех, которые располагаются на столбах, а не на подъездах и стенах домов).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, есть коммунальная услуга «электроснабжение», но нет услуги «электроэнергия МОП».

Для того, чтобы услуги, связанные с содержанием и ремонтом собственниками имущества многоквартирного дома, были легитимны, необходимо выполнение следующего условия: имущество должно входить в состав общего имущества многоквартирного дома. Если имущество расположено на придомовой территории, то земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учёт.

Не горит свет во дворе / на улице. Не работает наружное освещение. Кто за это отвечает?


ОТВЕТ:
Если территория придомовая, то за её освещение, за содержание и ремонт установленных на данной территории светильников отвечает эксплуатирующая многоквартирный дом организация.

Если территория городская (улицы и дороги) , то за её освещение отвечает муниципалитет и его предприятия.
(В Ижевске существует специализированное предприятие по обслуживанию светоточек наружного освещения — МКП г. Ижевска «Горсвет», тел. диспетчерской 25-45-14 круглосуточно.)

Iriko пишет 08.08.2011 г.:
(1) Кто должен оплачивать электроэнергию и обслуживание фонарей (4 шт.)находящихся на придомовой территории (расположены отдельно от дома) и освещающие только площадку возле подъездов (не относятся к квартальным и магистральным сетям), запитаны к щитку нашего дома? Правомерно ли это? Мы оплачиваем эту электроэнергию — как МОП. Кадастровый паспорт еще не доделан.
(2) Как узнать на чьем балансе находятся эти столбы и кто должен платить за электроэнергию и их обслуживание? Если можно с указанием нормативных актов. Спасибо.
(3) И еще может ли тариф МОП начисляться на квартиру (для всех квартир одинаково), а не на количество людей в ней проживающих?

Отвечаю:
(1) Оплачивать должны собственники помещений (как жилых, так и нежилых) многоквартирного дома. Это правомерно. Обслуживание светильников оплачивается по статье «содержание и ремонт жилья», электроэнергия — по статье «электроснабжение».
Однако вы пишете, что «Кадастровый паспорт еще не доделан». Пожалуйста, посмотрите комментарий на аналогичный вопрос по содержанию придомовой территории.

(2) Вариантов, как правило, два. Светильники наружного освещения со столбами принадлежат либо собственникам помещений дома, либо являются муниципальными. Проверить, является ли это имущество муниципальным (с вытекающим отсюда следствием содержать его), можно, написав запрос в городскую Администрацию.
Можно также сделать обращение по вопросу признания данного имущества бесхозяйным с последующим признанием его муниципальной собственностью.

(3) Нет. Если вы имеете в виду «электроэнергия на МОП», то это, к тому же, не есть коммунальная услуга. Есть услуга «электроснабжение» (подробнее).
Если речь идёт о «содержании МОП» как о части работ по содержанию и ремонту жилья, то Жилищным кодексом предусмотрено начисление платы за содержание и ремонт жилья только исходя из общей площади помещений (ст. 37, 39).

Ярослав Сергеевич пишет 05.04.2012 г.:
Такой вопрос. Кто отвечает за работу и обслуживание фонарных столбов? И кто является их «владельцем», если таковой имеется

Отвечаю:
Должен отвечать тот, кому принадлежат эти фонарные столбы. Возможны варианты. Подробная информация приведена выше.

Организация искусственного освещения на улицах — обязанность муниципалитета

Прокуратурой Нововятского района города Кирова проведена проверка по коллективному обращению граждан, в результате которой установлено, что администрация города Кирова не обеспечила проведение работ по оборудованию стационарного электрического освещения на некоторых улицах мкр. Радужный.

Так, в ходе прокурорской проверки установлено отсутствие стационарного электрического освещения на протяжении улиц Юрьевская, Алексеевская, Сергеевская, Губинская мкр. Радужный Нововятского района г. Кирова, естественная освещенность в темное время суток составила 0,25 лк, при этом администрацией города меры, направленные на организацию уличного освещения приняты не были. Кроме того, улица Сергеевская и сети наружного освещения в реестре муниципальной собственности не числятся, однако находятся в границах муниципального образования «Город Киров».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221. Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния улиц, в том числе в зоне пешеходных переходов, дорог городов и других населенных пунктов.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.

По результатам проведенной проверки прокурором района в суд направлено исковое заявление с требованием возложить обязанность на администрацию г. Кирова организовать освещение улиц в указанном районе мкр. Радужный.
Акт прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

Куда жаловаться на плохое освещение улиц в Подмосковье

Источник: © , Протвинское информационное агентство

Недостаточное освещение на улицах становится особенно актуальной проблемой в осенне-зимний период – когда начинает рано темнеть и поздно светать. Качественное искусственное освещение дворов, пешеходных зон и автомобильных дорог – это не просто удобство для жителей, но и один из необходимых элементов безопасности. Что делать, если вы столкнулись с проблемой плохого освещения улиц в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Операция «Свет»

Старый уличный фонарь

Традиционно в осенний период Госадмтехнадзор Московской области проводит спецоперацию «Свет». Цель операции – выявить ответственных лиц, а затем заставить их оперативно устранить нарушения в содержании уличных фонарей, световых вывесок, декоративной подсветки.

По словам руководителя Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области Татьяны Витушевой, в условиях сокращенного светового дня в Подмосковье освещенность территорий контролируется усиленно.

Нормативы и штрафы

Источник: РИАМО, Андрей Колдаев

Уличное освещение в Подмосковье регулируется областным законом «О благоустройстве в Московской области». По этому закону к организации освещения применяется ряд требований. Так, например, освещение улиц и дорог выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах, а освещение тротуаров и подъездов может выполняться светильниками на стенах или над козырьком подъезда.

Высота размещения светильников должна составлять не менее 2,5 метров. При этом системы уличного освещения настраиваются так, чтобы исключить возможность засветки окон жилых помещений.

Существуют нормы освещенности. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещенность жилой застройки в центре города должна составлять не менее 10 лк (люксов), тротуаров – не менее 4 лк.

Штрафы за нарушение требований по организации уличного освещения составляют от 5 тысяч до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 5 тысяч до 40 тысяч рублей для юридических лиц. Ненадлежащее содержание объектов освещения также влечет за собой штрафы: от 10 тысяч до 15 тысяч рублей – в отношении должностных лиц и от 5 тысяч до 40 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.

Куда жаловаться

Добродел, портал, новая версия

Источник: ©, скриншот сайта

Пожаловаться на некачественное уличное освещение можно на портале «Добродел». Для того чтобы оставить жалобу, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на портале. Затем нужно нажать кнопку «Рассказать о проблеме». После этого можно выбрать категорию: например, «Дворы и территории общего пользования», если проблема с освещением находится у вас во дворе, или «Автомобильные дороги» в случае жалобы на плохо освещенную магистраль. После выбора категории у вас есть возможность выбрать тип проблемы – тот, что подходит под вашу ситуацию: «Неисправное освещение, отсутствует освещение» или «Неисправные фонари освещения».

Далее следует описать проблему. Если есть фотографии, которые могут стать ее подтверждением, – прикрепите и их. Затем нужно указать адрес, по которому обнаружен факт нарушения, и нажать кнопку «Создать жалобу».

Также на портале «Добродел» можно зайти в раздел «Карта» и посмотреть, на какие проблемы в вашем районе уже были жалобы. Возможно, кто-то уже указал на ту же проблему, которую обнаружили вы, – в этом случае можно просто оставить комментарий под записью или отследить решение проблемы.

Улицы в СНТ

Что можно считать улицей в СНТ

Чем отличается улица от проезда

Кроме улиц в садоводческих товариществах также есть и проезды. Главное отличие между этими двумя понятиями — в ширине расстояния между рядами участков. И к улицам, и к проездам предъявляются свои требования, прописанные в своде правил СП 53.13330.2019, который вступил в силу 15 апреля 2020 года.

Согласно пункту 5.7, ширина улиц в садоводческих товариществах не должна быть менее 15 метров, проездов — не менее 9 метров.

Также есть ограничения и по ширине проезжей части:

  • для улиц — не менее 7 метров;
  • для проездов — не менее 3,5 метров.

Минимальный радиус поворота и для проездов, и для улиц составляет 6,5 м.

В отличие от улиц, проезды нужно оборудовать разъездными площадками длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров. Такие площадки нужно обустроить на расстоянии не более 200 метров друг от друга.

Протяженность проезда, заканчивающегося тупиком, не может превышать 150 метров, а в конце нужно оборудовать площадку для разворота размером минимум 12×12 метров.

Можно ли поставить шлагбаум на улице в СНТ

Согласно Федеральному закону № 217-ФЗ, каждый собственник в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного проезда к своему участку. Поэтому все улицы в СНТ должны быть свободны для передвижения автомобилей.

Кроме того, установка шлагбаумов или других ограждений на улицах товарищества может быть небезопасной: в случае непредвиденной ситуации (например, при пожаре) искусственные препятствия помешают проезду специальной техники. И тогда речь будет идти не просто об удобстве передвижения, а о жизни и здоровье людей, сохранности их имущества.

Нормы освещения улиц в товариществе

Для безопасности жителей СНТ улицы товарищества должны освещаться с наступлением темноты. Существующие нормы освещенности в сельской местности прописаны в СНиП 23-05-2010. Согласно этому документу, норма освещения улиц и проездов на территории садовых товариществ составляет 2 лк.

Однако нормы освещения на улицах СНТ соблюдаются далеко не всегда. Ведь обязанность содержать линии электропередач и оплачивать расходы на электроэнергию ложится на плечи самих садоводов. Поэтому средств на модернизацию уличного освещения хватает не всегда. Стараясь сэкономить, садоводы смиряются с плохо освещенными улицами.

Чтобы решить проблему содержания электросетей в садоводческих товариществах, губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил консолидировать электросети в СНТ. Садоводы могут передать электросети в своем товариществе на баланс Московской электросетевой компании (МОЭСК). В таком случае вопрос обслуживания электросетей больше не будет касаться дачников и станет заботой компании.

Как присвоить названия улицам в СНТ

Проживая в городе, мы привыкли к тому, что у каждой улицы есть свое название, а у дома — свой номер. Вызывая любую службу, вы называете конкретный адрес, по которому до вас смогут легко добраться.

Более того, необходимость почтового адреса для любого объекта недвижимости предусмотрена Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.

Но во многих садоводческих товариществах у частных домов до сих пор нет конкретных адресов, а у улиц — названий. Решить эту проблему можно с помощью органов местного самоуправления. Присвоить названия улицам в СНТ они могут как по собственной инициативе, так и на основании заявлений физических или юридических лиц.

Присвоить названия улицам и почтовые адреса домам в СНТ возможно только при наличии индивидуального и общего межевания.

Алгоритм действий должен быть таким:

  1. Председатель проводит общее собрание, повесткой которого становится вопрос о присвоении названий улицам и конкретных адресов — всем садовым земельным участкам.
  2. Общее собрание утверждает адреса домов и названия улиц. Председатель оформляет протокол, записывая в него рекомендации членов товарищества.
  3. Далее перед правлением стоит задача подготовить схему земельных участков и улично-дорожной сети в своем товариществе. Сделать это можно вручную на готовом кадастровом плане.
  4. Также правление должно собрать следующие документы:
    • копию и оригинал протокола общего собрания о присвоении адресов и названий улицам;
    • копию протокола общего собрания об избрании председателя СНТ;
    • схему, отображающую все индивидуальные садовые участки и улицы, проезды, проходы в товариществе с предложенными названиями и адресами;
    • паспорт, удостоверяющий личность председателя;
    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • копию межевого плана СНТ.

Заявление о присвоении названий улицам вместе с собранными документами можно подать через МФЦ. Документы будут рассмотрены в течение 18 рабочих дней. Госпошлину платить не придется.

Также бумаги разрешено отправить почтовым письмом с уведомлением, предварительно составив опись всех документов.

Если у вас возникнут проблемы с присвоением названиями улиц в СНТ, вы можете обратиться за помощью к специалистам «СНТклуба». Наши юристы подробно расскажут об алгоритме действий, которые предстоит выполнить председателю. А с помощью личного кабинета можно подготовить рассылку и проинформировать садоводов о предстоящем общем собрании.