Кто отвечает за уличное освещение во дворах?

Освещение придомовой территории

В данной статье поговорим о том, кто должен отвечать за уличное освещение рядом с МКД. Часто освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение) органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации, разберемся кто и за что отвечает.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4):

«Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу:

«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД. Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО.

Куда жаловаться на плохое освещение улиц в Подмосковье

Источник: © , Протвинское информационное агентство

Недостаточное освещение на улицах становится особенно актуальной проблемой в осенне-зимний период – когда начинает рано темнеть и поздно светать. Качественное искусственное освещение дворов, пешеходных зон и автомобильных дорог – это не просто удобство для жителей, но и один из необходимых элементов безопасности. Что делать, если вы столкнулись с проблемой плохого освещения улиц в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Операция «Свет»

Старый уличный фонарь

Традиционно в осенний период Госадмтехнадзор Московской области проводит спецоперацию «Свет». Цель операции – выявить ответственных лиц, а затем заставить их оперативно устранить нарушения в содержании уличных фонарей, световых вывесок, декоративной подсветки.

По словам руководителя Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области Татьяны Витушевой, в условиях сокращенного светового дня в Подмосковье освещенность территорий контролируется усиленно.

Нормативы и штрафы

Источник: РИАМО, Андрей Колдаев

Уличное освещение в Подмосковье регулируется областным законом «О благоустройстве в Московской области». По этому закону к организации освещения применяется ряд требований. Так, например, освещение улиц и дорог выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах, а освещение тротуаров и подъездов может выполняться светильниками на стенах или над козырьком подъезда.

Высота размещения светильников должна составлять не менее 2,5 метров. При этом системы уличного освещения настраиваются так, чтобы исключить возможность засветки окон жилых помещений.

Существуют нормы освещенности. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещенность жилой застройки в центре города должна составлять не менее 10 лк (люксов), тротуаров – не менее 4 лк.

Штрафы за нарушение требований по организации уличного освещения составляют от 5 тысяч до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 5 тысяч до 40 тысяч рублей для юридических лиц. Ненадлежащее содержание объектов освещения также влечет за собой штрафы: от 10 тысяч до 15 тысяч рублей – в отношении должностных лиц и от 5 тысяч до 40 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.

Куда жаловаться

Добродел, портал, новая версия

Источник: ©, скриншот сайта

Пожаловаться на некачественное уличное освещение можно на портале «Добродел». Для того чтобы оставить жалобу, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на портале. Затем нужно нажать кнопку «Рассказать о проблеме». После этого можно выбрать категорию: например, «Дворы и территории общего пользования», если проблема с освещением находится у вас во дворе, или «Автомобильные дороги» в случае жалобы на плохо освещенную магистраль. После выбора категории у вас есть возможность выбрать тип проблемы – тот, что подходит под вашу ситуацию: «Неисправное освещение, отсутствует освещение» или «Неисправные фонари освещения».

Далее следует описать проблему. Если есть фотографии, которые могут стать ее подтверждением, – прикрепите и их. Затем нужно указать адрес, по которому обнаружен факт нарушения, и нажать кнопку «Создать жалобу».

Также на портале «Добродел» можно зайти в раздел «Карта» и посмотреть, на какие проблемы в вашем районе уже были жалобы. Возможно, кто-то уже указал на ту же проблему, которую обнаружили вы, – в этом случае можно просто оставить комментарий под записью или отследить решение проблемы.

Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Проблема освещения придомовой территории часто вызывает у жильцов многоквартирного дома немало вопросов: куда тратятся выделяемые средства, кто должен обеспечивать освещение и куда обращаться при его отсутствии.

Чтобы темнота вокруг дома не стала постоянным явлением, расскажем, куда следует обращаться жильцам, если они столкнулись с подобной неприятностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Что входит в данное понятие?

Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:

  • подъезды и тротуары;
  • парковки и подъездные пути;
  • детские площадки и прогулочные дорожки;
  • хозяйственные площадки.

Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.

Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.

Кто ответственен?

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.

Порядок действий для решения проблемы

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников (о том, что входит в правила содержания придомовых территорий многоквартирных жилых домов, читайте здесь). Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Правомерно ли берут оплату за уличное освещение?

ОТВЕТ:
Размер платы и перечень услуг подлежит утверждению на общем собрании собственников. Как собственники решат, так и будет. Навязывать услуги и расценки им никто не вправе.

Расценка на «обслуживание светильников наружного освещения» предназначена для обслуживания отдельно стоящих светильников (тех, которые располагаются на столбах, а не на подъездах и стенах домов).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, есть коммунальная услуга «электроснабжение», но нет услуги «электроэнергия МОП».

Для того, чтобы услуги, связанные с содержанием и ремонтом собственниками имущества многоквартирного дома, были легитимны, необходимо выполнение следующего условия: имущество должно входить в состав общего имущества многоквартирного дома. Если имущество расположено на придомовой территории, то земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учёт.

Не горит свет во дворе / на улице. Не работает наружное освещение. Кто за это отвечает?


ОТВЕТ:
Если территория придомовая, то за её освещение, за содержание и ремонт установленных на данной территории светильников отвечает эксплуатирующая многоквартирный дом организация.

Если территория городская (улицы и дороги) , то за её освещение отвечает муниципалитет и его предприятия.
(В Ижевске существует специализированное предприятие по обслуживанию светоточек наружного освещения — МКП г. Ижевска «Горсвет», тел. диспетчерской 25-45-14 круглосуточно.)

Iriko пишет 08.08.2011 г.:
(1) Кто должен оплачивать электроэнергию и обслуживание фонарей (4 шт.)находящихся на придомовой территории (расположены отдельно от дома) и освещающие только площадку возле подъездов (не относятся к квартальным и магистральным сетям), запитаны к щитку нашего дома? Правомерно ли это? Мы оплачиваем эту электроэнергию — как МОП. Кадастровый паспорт еще не доделан.
(2) Как узнать на чьем балансе находятся эти столбы и кто должен платить за электроэнергию и их обслуживание? Если можно с указанием нормативных актов. Спасибо.
(3) И еще может ли тариф МОП начисляться на квартиру (для всех квартир одинаково), а не на количество людей в ней проживающих?

Отвечаю:
(1) Оплачивать должны собственники помещений (как жилых, так и нежилых) многоквартирного дома. Это правомерно. Обслуживание светильников оплачивается по статье «содержание и ремонт жилья», электроэнергия — по статье «электроснабжение».
Однако вы пишете, что «Кадастровый паспорт еще не доделан». Пожалуйста, посмотрите комментарий на аналогичный вопрос по содержанию придомовой территории.

(2) Вариантов, как правило, два. Светильники наружного освещения со столбами принадлежат либо собственникам помещений дома, либо являются муниципальными. Проверить, является ли это имущество муниципальным (с вытекающим отсюда следствием содержать его), можно, написав запрос в городскую Администрацию.
Можно также сделать обращение по вопросу признания данного имущества бесхозяйным с последующим признанием его муниципальной собственностью.

(3) Нет. Если вы имеете в виду «электроэнергия на МОП», то это, к тому же, не есть коммунальная услуга. Есть услуга «электроснабжение» (подробнее).
Если речь идёт о «содержании МОП» как о части работ по содержанию и ремонту жилья, то Жилищным кодексом предусмотрено начисление платы за содержание и ремонт жилья только исходя из общей площади помещений (ст. 37, 39).

Ярослав Сергеевич пишет 05.04.2012 г.:
Такой вопрос. Кто отвечает за работу и обслуживание фонарных столбов? И кто является их «владельцем», если таковой имеется

Отвечаю:
Должен отвечать тот, кому принадлежат эти фонарные столбы. Возможны варианты. Подробная информация приведена выше.

Организация искусственного освещения на улицах — обязанность муниципалитета

Прокуратурой Нововятского района города Кирова проведена проверка по коллективному обращению граждан, в результате которой установлено, что администрация города Кирова не обеспечила проведение работ по оборудованию стационарного электрического освещения на некоторых улицах мкр. Радужный.

Так, в ходе прокурорской проверки установлено отсутствие стационарного электрического освещения на протяжении улиц Юрьевская, Алексеевская, Сергеевская, Губинская мкр. Радужный Нововятского района г. Кирова, естественная освещенность в темное время суток составила 0,25 лк, при этом администрацией города меры, направленные на организацию уличного освещения приняты не были. Кроме того, улица Сергеевская и сети наружного освещения в реестре муниципальной собственности не числятся, однако находятся в границах муниципального образования «Город Киров».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221. Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния улиц, в том числе в зоне пешеходных переходов, дорог городов и других населенных пунктов.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.

По результатам проведенной проверки прокурором района в суд направлено исковое заявление с требованием возложить обязанность на администрацию г. Кирова организовать освещение улиц в указанном районе мкр. Радужный.
Акт прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

Темно во дворе: что делать и куда жаловаться

Нормы освещения

Подсветка придомовой территории – важная часть инфраструктуры района или города. Она играет значимую роль для создания безопасных условий передвижения и комфорта жителей. Единой нормы количества светильников, установленных возле жилого дома, нет. Зато есть нормы и стандарт освещённости дворовых территорий. Единицей измерения служит люкс, сокращенно лк. Согласно СНИПу, аллеи и дороги, а также велосипедные дорожки в тёмное время суток должны быть освещены не менее, чем на 4 лк.

На входе в здание освещение не может быть меньше, чем 6 лк, а во дворах, на автостоянках и хозяйственных площадках — 2 лк. Цифры носят рекомендательный характер. При этом освещение не должно быть ниже установленных норм. То есть, светлее во дворах может быть, а вот темнее нет.

Если фонари не горят

Не спешите жаловаться, если ночью во дворах отключается часть фонарей. Возможно это обычный переход из оптимального режима освещения в ночной. Это нормальное явление. График включения и отключения уличного освещения, а также количество светильников, которые должны гореть в тот или иной период времени, можно узнать из документов на официальном портале органов местного самоуправления. Обычно он называется планом или графиком работы наружного освещения на год. Время включения и отключения светильников на улице может меняться из-за погодных условий. Но не более, чем на 15 минут в каждую сторону от времени, прописанного в графике.

Куда обращаться

Направить обращение или жалобу можно в управляющую компанию. Они должны составить документ. И либо самостоятельно заменить лампочки и фонари, либо направить запрос в местную администрацию. Особенно это касается неработающего освещения в подъездах жилых многоквартирных домов. Они находятся в компетенции управляющей компании, ведь жильцы платят за содержание территории общего пользования и подъездов.

Если темно на улице, а не в самом дворе, то обращаться нужно в администрацию городского округа или района. Уличное освещение в Подмосковье регулируется областным законом «О благоустройстве в Московской области». Нормы освещенности тоже существуют. Согласно требованиям СанПиНа, освещенность жилой застройки в центре города должна составлять не менее 10 лк, а тротуаров – не менее 4 лк.

В департаментах отмечают, что чаще всего о проблемах с интенсивностью освещения им неизвестно, потому что жильцы либо молча терпят неудобства, либо выражают недовольство в социальных сетях, где отследить жалобы можно не всегда.

Жалоба через портал

Подать жалобу на недостаточное освещение двора или подъезда можно через портал «Добродел». Его рекомендует использовать заместитель министра благоустройства Московской области Александр Парий. Он отмечает, что все обращения на сайт не остаются без ответа.

На портале сначала необходимо авторизоваться или завести учётную запись. Это потребует ввода паспортных данных и места жительства, чтобы ведомствам было проще распределить полномочия. В отдельном поле нужно описать суть проблемы и выбрать категорию обращения. Это может быть «Благоустройство дворовой территории МКД» или «Дворы и территории общего пользования». Есть в списке и «Наружное освещение». Это подходящая категория, так как полностью соответствует теме. Но сюда отправляются жалобы на проблемы с освещением в районе магистралей и других объектов. Так что уместнее будет выбрать раздел, связанный именно с двором. В описании проблемы нужно детально рассказать, что происходит.

Например, отметить неисправность светильников или недостаточность освещения на внутридомовой территории. Для подтверждения слов и наглядности приложить фотографию. Желательно фотографировать ночью и в двух вариантах: со вспышкой и без. Так будет понятно, что происходит на территории на самом деле.

Можно подать жалобу через портал «Сердитый гражданин». Это неофициальный сайт и независимый онлайн-проект. Но пользователи отмечают, что многие жалобы были услышаны и проблемы решены.

Если фонарей не хватает

Если в вашем дворе фонарей вообще нет или их недостаточно для нормального освещения, то это повод подать заявку на их установку.

Ведущий юрист Европейской юридической службы Татьяна Трофименко советует обращаться в местную администрацию. При этом следует указать, что именно нужно: установить дополнительные фонари или заменить неработающие. Коллективная жалоба будет иметь больший вес и более действенный эффект. Стоит отметить, что вы ждете ответ от имени администрации в письменном виде за подписью официальных лиц. Чтобы не возникло ситуации, когда дальше договоренности на словах ничего не происходит, а доказать свое обращение жители не могут.

Также можно направить жалобу в адрес Министерства благоустройства Московской области. В разделе «Контакты» на сайте указаны номера телефонов заместителей министра, а также отдела наружного освещения. Обычно замена неисправных фонарей происходит оперативно. А вот для установки новых светильников требуется решение администрации, которое принимают после обследования и выяснения причин недостаточной яркости освещения. Эксперты замеряют уровень освещённости в темное время суток приборами и составляют отчет, который передают в муниципалитет.