Наружное освещение городских территорий

Наружное освещение

В статье рассмотрены требования нормативных документов (ГОСТ, СНиП) к наружному освещению и этапы его проектирования. Все упомянутые нормативные документы можно скачать из базы данных сайта.

Статья затрагивает наиболее важные требования к наружному освещению и должна позволить читателю получить общее представление об освещении городов и иных населенных пунктов, а так же помочь разобраться со структурой и содержанием нормативных документов. Для проектирования наружного освещения конкретного объекта потребуется изучить все необходимые Своды правил, ГОСТы и СНиП.

Наружное освещение (иногда его называют уличным освещением) является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Еще задолго до появления электрических источников света городские улицы освещали факелами, масляными фонарями, затем керосиновыми и газовыми лампами.

Современное наружное освещение включает в себя освещение: дорог за чертой населенного пункта, проезжей части улиц и прилегающих к ним тротуаров, площадей, парков и скверов, дворов и прилегающих к ним пешеходных дорожек, расположенных во дворах детских и спортивных площадок. Так же к наружному освещению относят архитектурно-художественное освещение фасадов зданий.

Большой выбор различных светильников, опор и торшеров для наружного освещения найдете в сервисе Яндекс.Маркет

Освещение дорог и проезжей части улиц

Примерная последовательность действий при проектировании наружного освещения дорог и улиц включает в себя этапы:

— обследование дороги (улицы):

Необходимо определить тип дорожного покрытия, нанести на план улицы все пешеходные переходы, пересечения с другими улицами и дорогами. При наличии трамвайного движения так же нанести на план места посадок в трамвай. Необходимо определить все места на проезжей части улиц, в которых могут оказаться пешеходы. В этих местах, как будет показано ниже, необходимо обеспечить повышенный уровень освещенности относительно остальной части дороги. В случае если предусматривается отключение части светильников в ночное время, то в местах возможного нахождения пешеходов на дорогах и проезжей части улиц повышенный уровень освещенности должен обеспечиваться и в этот промежуток времени;

— определение категории улицы или дороги:

Категории дорог и улиц определяют в зависимости от их назначения, транспортных характеристик, расчетной скорости движения автотранспорта и количества полос движения. Их разделяют на магистрали и улицы общегородского (классы дорог А1…А4), районного (классы дорог Б1, Б2) и местного (классы дорог В1…В3) значения. Для определения категории конкретной улицы необходимо пользоваться Таблицей 14 Свода правил СП 52.13330.2011. Для селитебных территорий (улицы и дороги в пределах городов и поселков) необходимо выполнять требования СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения».

Часть данного Свода правил, касающаяся освещения улиц и дорог, выпущена в виде отдельного стандарта ГОСТ Р 55706-2013.

Следует отметить, что Свод правил СП 52.13330.2011, и упомянутые ниже СП 98.13330.2012 и СП 42.13330.2011 Постановлением Правительства РФ №1521 от 26 декабря 2014 г. внесены в перечень нормативных документов, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В отношении СП 52.13330.2011 Постановление касается: Раздел 1 (пункты 1.1, 1.2), Разделы 4-6, Раздел 7 (пункты 7.1 — 7.35, 7.37, 7.38, 7.40, 7.45-7.86, 7.101 — 7.122), приложение К. Следовательно при проектировании освещения, в том числе наружного, основополагающим документом является СП 52.13330.2011. Но, если во вновь вводимых стандартах повышаются требования к некоторым нормам освещения, то их следует соблюдать;

— выбор нормируемой освещенности:

Требуемые освещенность и яркость дорожного покрытия в зависимости от категории дороги выбирают в соответствие с требованиями СП 52.13330.2011: по Таблице 15 для городских улиц, по Таблице 16 для сельских улиц, по Таблице 17 для автозаправочных станций и стоянок, для пешеходных переходов – по Таблице 18. Требования к освещенности трамвайных путей содержатся в п.5.71 СП 98.13330.2012 и п. 7.41 СП 52.13330.2011. Для обособленных трамвайных путей приведенные в документах нормы освещенности различны. В таких случаях следует выбирать большее значение. Следовательно, и освещенность посадочных площадок необходимо увеличить.

Требования к освещению велодорожек, плоскостей ступеней лестниц и к минимальной освещенности пешеходных переходов содержатся в ГОСТ Р 55844-2013 (стандарт существенно повысил требования к минимальной освещенности пешеходных переходов на улицах категории В). Нормы наружного освещения объектов железнодорожного транспорта приведены в ГОСТ Р 54984-2012. Методы расчета нормируемых параметров уличного освещения описаны в ГОСТ Р 55708-2013.

Для улиц и дорог со стандартной геометрией (дорога имеет прямоугольное полотно без поворотов, развилок и т.д.) нормируют среднюю яркость дорожного покрытия. При нестандартной геометрии дороги (дорога имеет съезды, криволинейные участки, повороты, развилки) нормируют освещенность. Так же по освещенности нормируют улицы и дороги, имеющие покрытие из брусчатки или плит, и дороги в городах северной строительно-климатической зоны (п.п. 7.33…7.35 и примечание 3 в Таблице 15 СП 52.13330.2011).

Измерение освещенности дорожного покрытия должно выполняться в соответствие с требованиями ГОСТ Р 54944-2012. Яркости — ГОСТ 26824-2010. Действие данных стандартов распространяется и на внутреннее освещение зданий, и на наружное освещение. Некоторые положения этих двух нормативных документов, касающиеся измерений освещенности и яркости дорожного покрытия проезжей части улиц выделены в отдельный стандарт ГОСТ Р 55707-2013. В случае если требования различных стандартов к одному и тому же параметру различны, то следует выполнять наиболее высокие требования, удовлетворяющие требованиям всех нормативных документов;

— выбор схемы размещения светильников:

Размещение светильников наружного освещения вдоль улицы или дороги выполняется по существу одновременно с выполнением расчета освещенности. Осветительные приборы устанавливают на специально предназначенных для этого опорах освещения, на опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта, на опорах линий электропередачи напряжением 0,4 кВ, а так же подвешивают на тросы (растяжки).

Использование опор освещения позволяет оптимально осветить зоны, требующие повышенной освещенности (пешеходные переходы, посадочные места в трамвай), устанавливая опоры максимально близко к этим зонам. Это приближение опор к указанным зонам, как правило, не позволяет установить опоры со светильниками с постоянным шагом (расстоянием между опорами) вдоль улицы и при этом выполнить все требования нормативных документов.

Требования к используемым опорам и их заземлению, пересечениям и сближениям воздушных линий электропередачи содержатся в Главе 2.4 ПУЭ, издание 7.

При использовании для уличного освещения опор контактной сети общественного транспорта для обеспечения требуемой освещенности пешеходных переходов следует использовать на ближайших к ним опорах светильники с более мощными лампами, если пешеходный переход оказался на значительном удалении от опор. Так же следует поступать с остановками трамваев.

Для выбора оптимальной схемы размещения светильников можно воспользоваться Рисунком 1 в Инструкции по проектированию наружного освещения СН 541-82. На этом рисунке представлены различные схемы построения установок наружного освещения, в которых осветительные приборы могут быть размещены по одной стороне улицы, по обеим сторонам улицы, а так же над проезжей частью. На Рис. 2…4 этой инструкции показаны рекомендуемые схемы расстановки осветительных приборов на пешеходных переходах, железнодорожных переездах, пересечениях и закруглениях улиц. В этих местах должен быть обеспечен повышенный уровень освещенности.

Различные способы выполнения установок наружного освещения показаны на странице сайта «Наружное освещение в фотографиях»;

— расчет освещенности и яркости:

В процессе проектирования наружного освещения, так же как и искусственного освещения помещений, проще всего все расчеты выполнять компьютерными методами, используя типовые программы, такие как DIALux. При расчетах коэффициент запаса принимается в пределах 1,5…1, 7 (Таблица 3 СП 52.13330.2011). Если для установки осветительных приборов используются уже существующие опоры контактной сети городского транспорта или опоры воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, то необходимо выбрать светильники, обеспечивающие требуемую освещенность (яркость) дорожного покрытия. Для выполнения требований по неравномерности освещенности дорожного покрытия может потребоваться подбор светильников по их КСС (кривые силы света). При установке светильников на опоры допускается использовать двух и трехрожковые кронштейны. В зонах, требующих повышенного уровня освещенности, используют более мощные, либо дополнительные светильники.

При установке опор специально для наружного освещения или в случае подвешивания светильников на тросах необходимо выбрать максимальный шаг расстановки осветительных приборов, тип и мощность светильников, при которых выполняются требования по величине и неравномерности освещенности.

Далее необходимо установить светильники вблизи мест, требующих повышенный уровень освещенности. Затем расставить осветительные приборы вдоль остальных участков улицы, не допуская превышения максимально допустимого шага расстановки осветительных приборов.

Повышенные уровни освещенности (яркости) необходимо обеспечить: на улицах местного значения, примыкающих к магистралям и скоростным дорогам – не менее одной трети освещенности (яркости) на расстоянии не менее 100 метров от основной магистрали. Так же на пешеходных переходах, съездах с дороги, на пересечениях улиц и железнодорожных переездах, на закруглениях улиц и дорог, а также на посадочных местах в трамвай. На пешеходных переходах улиц категорий А и Б освещенность должна превышать среднюю нормируемую освещенность улицы как минимум в 1,5 раза (при этом средняя освещенность пешеходных переходов не должна быть меньше 20 лк при величине минимальной освещенности 6 лк (п. 4.2 ГОСТ Р 55844-2013). Рекомендуется выделять пешеходные переходы, используя освещение другого цвета (Примечание 4 к Таблице 15; п.п. 7.49, 7.50 СП 52.13330.2011 и Рис.2…Рис.4 в СН 541-82).

В проектах наружного освещения необходимо предусматривать меры по ограничению слепящего действия светильников в местах производства работ на промышленных предприятиях, на улицах и дорогах, автозаправочных станциях, больших площадях при освещении их прожекторами, на пешеходных пространствах. Основные требования по уменьшению слепящего действия осветительных приборов содержатся в п.п. 7.29…7.31, 7.38, 7.40, 7.48, 7.78 СП 52.13330.2011. Особое внимание уделяют недопущению излишней засветки окон жилых зданий (п.п. 7.82, 7.83 СП 52.13330.2011);

— подключение осветительных приборов:

Осветительные приборы предпочтительно равномерно подключают к трем фазам осветительной сети. При подключении необходимо следить за тем, что в случае отключения одной из фаз в ночное время к этой фазе не оказались подключенными светильники, которые установлены в местах, требующих повышенного уровня освещенности.

Защитный и рабочий нулевые проводники должны подключаться к PEN проводнику отдельными зажимами.

Светильники для наружного освещения на Яндекс.Маркет — цены, отзывы, динамика изменения средней цены:

Освещение города – нормы, принципы построения и управления

Наружное освещение городских территорий является одним из важнейших элементов создания комфортных условий для проживания в населенном пункте. Несмотря на мнимую спонтанность данного аспекта, освещение в городе подчиняется целому ряду норм и правил. Это и нормы строительства, и нормы освещенности, и нормы ПУЭ.

Но каждый из этих элементов дает лишь фрагмент требований к освещенности городов. Мы же постараемся объединить все эти нормативы для создания целостного образа правильного монтажа освещения в городе.

Нормы городского освещения

Городское освещение улиц можно разделить на две составляющие – это освещение автомобильных дорог и освещение пешеходных зон. Понятное дело для каждых из этих составляющих существуют собственные нормативы, которые собраны в СНиП 23 – 05 – 95.

Освещение автомобильных дорог

От чего же зависит яркость освещения автомобильных дорог? Для ответа на этот вопрос давайте разберем какие факторы могут влиять на этот показатель.

  • Прежде всего это конечно интенсивность использования дороги. То есть то количество машин, которые проезжают по ней в течении часа. Как велит инструкция, этот показатель условно разделили на 4 категории. Это автомагистрали, по которым проезжает более 3000 машин в час; магистрали — нагрузка на которых составляет от 3000 до 1000 машин в час; дороги, по которым за час проезжает от 500 до 1000 автомобилей, и дороги, по которым за час проезжает менее 500 автомобилей.
  • Но не только интенсивность движения определяет приоритетность дороги. Согласитесь, скоростные магистрали должны освещаться гораздо лучше, чем небольшие дороги местного значения. Даже в том случае, если интенсивность движения по этой магистрали не так велика. Или, например, главные улицы городов в исторической части населенных пунктов, которые специально разгрузили от потока машин, должны лучше освещаться, чем такие же по интенсивности дороги в других районах города. Ведь они должны соответствовать общему уровню освещенности на улице.

  • Все это достаточно условные параметры и больше относятся к вопросам градостроительства. В связи с этим, в этом вопросе СНиП 23 – 05 – 95 ссылается на СП 42.13330.2011 который в таблице 7 и устанавливает требования к улицам и дорогам различного назначения. СП 42.13330.2011 в свою очередь ссылается на СНиП 2.05.02-85, который устанавливает категории автомобильных дорог.

  • Исходя из этих двух условий, таблица 11 СНиП 23 – 05 – 95 устанавливает нормы освещенности для различных типов дорог. Они колеблются от 4 до 20 лк. При этом нормируется не только средняя освещенность, но и средняя яркость покрытия, которая варьирует от 0,2кд/м 2 для дорог местного значения с одиночными автомобилями, до 1,6кд/м 2 на автомагистралях с интенсивным движением.
  • Но схема освещения городов должна предполагать хорошее освещение и в местах пересечения дорог разного типа. То есть, если у нас пересекается магистраль и дорога местного значения, то освещение в месте пересечения должно быть выполнено как для освещения основной дороги. Это же касается и съездов с автомагистралей.

  • Отдельным вопросом является и отношение минимальной яркости к средней. Обратите внимание именно к средней. Так для дороги в целом это соотношение не должно превышать 0,35. Для одной же полосы движения этот перепад не должен превышать 0,6.

В видео рассказывается о том, как работает уличное освещение в Москве.

Нормы освещения пешеходных зон

Устройство освещения городов для пешеходов значительно сложнее привязать к загруженности улиц. Поэтому требования по освещенности обычно привязываются к значению населённого пункта, а также отдельных улиц в нем.

Но есть еще парковые зоны, площади, хозяйственные площадки, придомовая территория и многое другое, что также должно быть освещено. Поэтому с освещением пешеходных зон все немного сложнее.

Обратите внимание! Здесь и далее мы приводим среднее значение освещенности. Нормы отношения минимального освещения к среднему для пешеходных зон, такое же, как и у автомобильных дорог.

Принципы построения уличного освещения

Если вам кажется, что организация уличного освещения города это просто, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь при создании городского освещения проектировщики должны учитывать не только требуемы параметры освещенности.

При расчетах учитываются такие показатели как: зернистость и отраженная составляющая асфальтного покрытия, запыленность улиц, количество осадков, ширина улиц, окружающая цветовая гамма, световые шумы и многое, многое другое. И все это, исходя из концепции развития города на ближайшие 10 лет.

  • Конечно обсуждать каждый из этих критериев мы не будем. Ведь для полного раскрытия этой тематики научно-исследовательские институты составляют целые трактаты. И своими руками такие системы не построить. Но вот на основных аспектах принципа построения мы остановимся.

  • Начнем с освещения автомобильных дорог. Оно может быть выполнено двумя способами – за счет установки светильников на специальных опорах и за счет подвеса светильников на тросах.
  • Какую схему и где применять, решают путем расчета. Одним из основных параметров в этом расчете является ширина дорожного покрытия. Так, при ширине дорожного покрытия до 12 метров рекомендуется применять одностороннюю схему установки светильников на столбах. При ширине до 18 метров рекомендуют применять двухрядную систему с шахматным расположением светильников на столбах. При ширине до 32 метров прямоугольную шахматную схему.

  • Если у нас имеется разделительная полоса между полосами движения, как на видео, то при ширине дороги в одну сторону до 12 метров рекомендуется использовать двухрядную систему освещения — это когда светильники устанавливаются на столбах, и один светильник освещает одну полосу движения, а второй вторую.

  • Что касается подвеса светильников на тросах, то однорядную схему рекомендуют использовать для дорог с шириной до 18 метров. Для дорог шириной до 36 метров рекомендуется использоваться двухрядную схему.

Обратите внимание! Все это, не более чем рекомендации нормативного документа. Окончательный выбор проекта освещения осуществляется, исходя из расчета и удобства обслуживания таких светильников.

  • Важной составляющей схемы освещения городов является должный уровень света над перекрестками, пешеходными переходами и переездами. Для них так же разработаны определенные рекомендации. Так, для освещения пешеходных переходов устанавливается по одному светильнику с каждой стороны дороги. Причем они должны быть расположены справа от пешехода, переходящего дорогу. Расстояние между этими светильниками должно составлять 1,5 размера ширины дороги.

  • Что касается освещения площадей, парковых зон, пешеходных дорожек и других зон отдыха, то п.10.16 СНиП 2 – 4 – 79 рекомендует его выполнять с акцентом на архитектурно-художественный облик города. При этом рекомендуется максимально использовать кронштейны, контактные соединения общественного транспорта и другие места установки светильников для минимизации использования столбов.

Управление уличным освещением

Все дорожное и городское освещение должно иметь единую систему централизованного управления. При больших расстояниях между объектами или при наличии природных препятствий, их допускается разделить на районные схемы управления освещением. Но в любом случае они должны иметь централизованное управление по средству телефонной или радиосвязи.

  • Согласно норм ПУЭ управление городским освещением может осуществляться автоматически. Но при этом, в любом случае, должна быть обеспечена возможность принудительного ручного управления освещением. Это необходимо для выполнения ремонтных работ, при неисправности автоматических систем управления и в случае экстренных ситуаций.

  • Схема освещения города должна быть двухуровневой, если у нас имеются такие объекты, как подземные переходы, тоннели и другие, относящиеся ко второй степени по уровню надежности электроснабжения. Второй уровень означает, что прекращение электроснабжения таких объектов недопустимо. Все остальное освещение города относится к третьему уровню надежности.
  • Двухуровневая система управления обозначает, что часть светильников работает днем, а часть и днем, и ночью. Возможен вариант трех- и более уровневой системы управления. Тут главным фактором является цена, которая для многоуровневых систем несколько выше.

  • Многоуровневая система управления освещением допускается и для систем освещения города. Но при этом согласно п. 6.5.25 ПУЭ не допускается одновременное отключение двух смежных светильников. То есть глубокой ночью, для снижения потребления допускается отключить до 50% освещения города.

  • Управление наружным освещение придомовых территорий, а также зон перед общественными зданиями осуществляется из этих зданий. Для этого они должны иметь специальный щит наружного освещения. Не подключать к нему, можно только светильник над входом в здание. Он может быть подключен к внутридомовым сетям.

Вывод

Освещение городских улиц вопрос многогранный и не однозначный. С одной стороны, существуют жесткие нормы по созданию средней освещенности, с другой стороны эти нормы не должны препятствовать нормальному восприятию человека, а также ложиться неподъемным грузом на местный бюджет. Поэтому при его создании возможны варианты, которые зависят от того, какая из точек зрения преобладала при выборе проекта.

Раздел 6. Электрическое освещение

Глава 6.3. Наружное освещение

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).

Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.

При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.

Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).

Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.

6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.

Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.

6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.

6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.

6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.

6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

Питание установок наружного освещения

6.3.15. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).

6.3.16. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.

Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.

6.3.17. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.

6.3.18. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований 6.5.27.

6.3.19. Освещение открытых технологических установок, открытых площадок производства работ, открытых эстакад, складов и других открытых объектов при производственных зданиях может питаться от сетей внутреннего освещения зданий, к которым эти объекты относятся.

6.3.20. Охранное освещение рекомендуется питать, как правило, по самостоятельным линиям.

6.3.21. Питание осветительных приборов подъездов к противопожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам и др.) следует осуществлять от фаз ночного режима сети наружного освещения.

6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.

6.3.23. В установках наружного освещения светильники с разрядными источниками должны иметь индивидуальную компенсацию реактивной мощности. Коэффициент мощности должен быть не ниже 0,85.

6.3.24. При применении прожекторов с разрядными источниками света допускается групповая компенсация реактивной мощности.

При групповой компенсации необходимо обеспечивать отключение компенсирующих устройств одновременно с отключением компенсируемых ими установок.

Выполнение и защита сетей наружного освещения

6.3.25. Сети наружного освещения рекомендуется выполнять кабельными или воздушными с использованием самонесущих изолированных проводов. В обоснованных случаях для воздушных распределительных сетей освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и населенных пунктов допускается использование неизолированных проводов.

6.3.26. По опорам контактной сети электрифицированного транспорта напряжением до 600 В постоянного тока разрешается прокладка кабельных линий для питания установленных на опорах осветительных приборов наружного освещения, допускается использование самонесущих изолированных проводов.

6.3.27. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться согласно требованиям гл. 2.4.

Пересечения линий с улицами и дорогами при пролетах не более 40 м допускается выполнять без применения анкерных опор и двойного крепления проводов.

6.3.28. Нулевые проводники сети общего пользования, выполненные неизолированными проводами, при использовании их для наружного освещения следует располагать ниже фазных проводов сети общего пользования и фазных проводов сети наружного освещения.

При использовании существующих опор, принадлежащих электросетевым организациям, не занимающимся эксплуатацией наружного освещения, допускается располагать фазные провода сети наружного освещения ниже нулевых проводников сети общего пользования.

6.3.29. В местах перехода кабельных линий к воздушным рекомендуется предусматривать отключающие устройства, установленные на опорах на высоте не менее 2,5 м. Установка отключающих устройств не требуется в местах кабельных выходов из пунктов питания наружного освещения на опоры, а также переходов дорог и обходов препятствий, выполняемых кабелем.

6.3.30. В целях резервирования распределительных кабельных линий или линий, выполненных самонесущими изолированными проводами, между крайними светильниками соседних участков для магистральных улиц городов рекомендуется предусматривать нормально отключаемые перемычки (резервные кабельные линии).

При использовании указанных перемычек, в отступление от 6.1.19, снижение напряжения у осветительных приборов допускается увеличивать до 10 % от номинального.

6.3.31. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться без учета резервирования, а провода их могут быть разного сечения по длине линии.

6.3.32. Ответвления к светильникам от кабельных линий наружного освещения рекомендуется, как правило, выполнять без разрезания жил кабеля.

При прокладке указанных кабельных линий на инженерных сооружениях следует предусматривать меры для удобной разделки ответвлений от кабеля к опоре и возможность замены кабеля участками.

6.3.33. Ввод кабеля в опоры должен ограничиваться цоколем опоры. Цоколи должны иметь размеры, достаточные для размещения в них кабельных разделок и предохранителей или автоматических выключателей, устанавливаемых на ответвлениях к осветительным приборам, и дверцу с замком для эксплуатационного обслуживания.

Допускается использовать специальные ящики ввода, устанавливаемые на опорах.

6.3.34. Электропроводка внутри опор наружного освещения должна выполняться изолированными проводами в защитной оболочке или кабелями. Внутри совмещенных опор наружного освещения и контактных сетей электрифицированного городского транспорта должны применяться кабели с изоляцией на напряжение не менее 660 В.

6.3.35. Линии питающие светильники, подвешенные на тросах, должны выполняться кабелями, проложенными по тросу, самонесущими изолированными проводами или неизолированными проводами, проложенными на изоляторах при условии соблюдения требований раздела 2.

6.3.36. Тросы для подвески светильников и питающих линий сети допускается крепить к конструкциям зданий. При этом тросы должны иметь амортизаторы.

6.3.37. В сетях наружного освещения, питающих осветительные приборы с разрядными лампами, в однофазных цепях сечение нулевых рабочих проводников должно быть равным фазному.

В трехфазных сетях при одновременном отключении всех фазных проводов линии сечение нулевых рабочих проводников должно выбираться:

1. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с компенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному независимо от сечения.

2. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с некомпенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному при сечении фазных проводников менее или равным 16 мм 2 для медных и 25 мм 2 для алюминиевых проводов и не менее 50 % сечения фазных проводников при больших сечениях, но не менее 16 мм 2 для медных и 25мм 2 для алюминиевых проводов.

6.3.38. Прокладку линий, питающих прожекторы, светильники и другое электрооборудование, устанавливаемое на конструкциях с молниеотводами открытых распределительных устройств напряжением выше 1 кВ, следует выполнять согласно требованиям гл. 4.2.

6.3.39. Коэффициент спроса при расчете сети наружного освещения следует принимать равным 1,0.

6.3.40. На линиях наружного освещения, имеющих более 20 светильников на фазу, ответвления к каждому светильнику должны защищаться индивидуальными предохранителями или автоматическими выключателями.

Ландшафтное освещение сада и городской территории

Первые фонари появились в 1417 году в мрачной Британской столице. В 1667 к жителям Лондона присоединились жители Парижа, а в 1720 – жители Петербурга. Фонари работали на свечах, масле, керосине. А в 1873 осветили улицы с помощью электричества. В наше время наружное освещение территории – это повседневная необходимость и поэтому технологии освещения до сих пор стремительно развиваются. И хотя у освещения двориков, улиц и парков не столько декоративная задача, сколько – бытовая, садовые светильники и фонари, декоративные лампы и бра все равно поражают бесконечной дизайнерской фантазией.

Наружное освещение осуществляется с помощью разнообразных приборов, которые в этой статье условно поделены на:

  1. Наружное освещение городских территорий
  2. Внутреннее и наружное освещение придомовой территории многоквартирных домов
  3. Освещение территории частного двора

Наружное освещение городской территории

Инфраструктура любого населенного пункта зависит, в том числе, и от освещения. Особенно это должно касаться городских районов. И дело не только в безопасности жителей, но важно также создать комфортные условия для отдыха. Как приятно попить кофе возле светящегося фонтана, или посидеть под фонарем на лавочке в скверике.

Фонтаны

И правда, мало кто поспорит, что фонтан – центральная достопримечательность многих городов, но если его не подсветить, то вечером фотографироваться возле него бесполезно. Игры света достигают с помощью светодиодной подсветки (LED).

Фонари

Приятное освещение на участке возможно благодаря большому выбору садово-парковых фонарей. Также радует глаз, когда парковые фонари не нарушают характер и особенную атмосферу того или иного парка и сквера. Как органично смотрятся парковые фонари на торшерной опоре среди громадных деревьев. Если ветви деревьев будут окружать светильник, то листья должны скрыть акцент на прожекторах и слепящий свет от них.

Направленное освещение клумб и фигур

Чтобы в вечернее время сделать акцент на клумбе, кустарнике или дереве, устанавливают светильник с лампой накаливания или прожектор с ртутными лампами на земле. И тогда должно создаться впечатление, что растение светится изнутри.

Чтобы осветить вход в парк или беседку, контур здания или дерево интересной формы используется контурная подсветка с помощью световых полос и надписей из газосветных трубок. Для освещения монументов, обелисков и мемориалов используют прожекторы. С их помощью свет можно направить четко туда, куда нужно.

Конечно, светильники наружного освещения подвержены влиянию погоды (влага, температура, налипание льда) и перепадам напряжения, на них оседает пыль. Поэтому фонарные столбы и опоры светильников должны быть окрашены специальным покрытием, защищающим металл от коррозии. А светильники, которые вкопаны в земле, должны быть максимально прочными.

Это наиболее распространенные источники наружного освещения городских территорий. Обязанность за выбор садово-парковых фонарей лежит на службе, ответственной за освещение города и эта служба должна выбрать подходящие светильники не нарушая целостность городского интерьера.

Внутреннее и наружное освещение придомовой территории многоквартирных домов

Территория многоквартирных домов может отличаться друг от друга. Нужно продумать не только освещение этажей в подъезде и парадного входа, но и освещение на участке детской площадки, парковки и дороги.

Как приятно заходить в освещенный подъезд. Вот только никакие нормы и правила не останавливают людей от того, чтобы выкрутить лампочку. Поэтому и висят во всех неохраняемых подъездах пустые патроны или же лампочки защищенные кронштейнами и сетками.

Конечно, в наше неспокойное время мало кто думает про декор территории, когда вешает светильник над входом в парадный. Скорее это освещение в целях охраны. И все же не надо слишком стараться и применять светильники с высокой мощностью. Это просто приведет к тому, что возле парадного входа в дом будет очень яркий свет, а за его пределами разглядеть что-то будет невозможно. Чего не скажешь про светильники возле ворот: там как раз и стоит поместить яркий свет. И тогда люди, находящиеся за территорией двора, будут плохо видеть, что происходит внутри. Это обеспечивает определенный комфорт. А чтобы сэкономить электроэнергию, рекомендуется установить датчик движения, который и будет контролировать включение/выключение света ночью.

Не нужно забывать и об освещении дороги, по которой будут ездить автомобили, мест для парковки и площадок для детей. Это можно сделать с помощью фонарных столбов. Если фонарь поставить высоко и установить туда мощную лампочку, тем большую площадь территории он будет освещать. Чтобы защитить осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории от вандалов, следует использовать антивандальные сетки.

Если организовать освещение грамотно, учитывая не только строгие правила, но и пожелания жильцов, то эта система прослужит по назначению долго и не потребует больших затрат сил, времени и средств.

Освещение территории частного двора

Если наружное освещение городских обьектов и приквартирных дворов ограничено нормами и стандартами, то освещение территории своего приусадебного участка или загородного дома ограничено только законами физики. Здесь есть где развернуться любителям светящихся фонтанов, дорожек, бассейнов и настенных светильников. Нужно только чувство вкуса и качественное оборудование. Ведь организация освещения на участке – работа увлекательная, и для выбора садово парковых фонарей нужно этим воодушевиться.

Освещение фонтана и водоема

Начнем с фонтана – вот уж где природа и техника объединились в одно целое. Как уже было описано выше: самый доступный метод освещения фонтана – это светодиодная подсветка. Стоит напомнить об электробезопасности, и, если электротехника – не Ваш конек, то лучше попросить помощи специалистов. Но основные правила – это водонепроницаемый кабель, герметичный корпус светильника и герметичность ввода кабеля. Специалисты советуют использовать оптоволоконные световоды – они не нагреваются, пожаробезопасны, абсолютно герметичны. Для бассейнов и поверхностей пруда используют плавучие светильники. И если водоемом не пользуются, то энергию плавающие светильники могут получать через кабель. Плафон светильника может иметь матовую поверхность и излучать мягкое свечение. Представьте себе светящийся шар в вашем бассейне – это так загадочно.

Освещение дорожки

Чтобы вечером не упасть в собственном дворе, можно выделить дорожку ландшафтными светильниками, установив их вдоль, или специальными фонариками, встроенными в плиточное мощение. Лампы в этих встроенных фонарях светят прямо вниз, поэтому свет не будет попадать в лицо. Контуры дорожки будут подчеркнуты днем и освещены ночью. Выбор садово-парковых фонарей – большое дело, но даже если вы выберете для себя светильники самой обычной формы, Вы все равно будете довольны тем, какой ансамбль они создают с другими предметами экстерьера.

Также подумайте о прокладке электропроводки, если ваш светильник будет работать с лампой накаливания, люминесцентной, галогенной или светодиодной. Чтобы она не портила дизайн участка, лучше всего ведите ее в почве.

Светильники садово-парковые на солнечных батареях помогут избежать лишней возни и сэкономят Ваши средства. Аккумулятор накапливает в себе энергию днем, а ночью – отдает. Правда не рассчитывайте на очень яркое освещение, но зато светильник работать будет постоянно и для него не нужны провода. Кроме того, светильники на солнечных батареях очень удобны в установке: воткните их в землю в нужном месте.

Фонари и садовые светильники прекрасно украсят лестницы и крыльцо, беседки и клумбы, скульптуры и альпинарии. Чтобы было удобно управлять наружным освещением, установите выключатель света в коридоре.

Заключение

Устройство наружного освещения – это еще и радостное дело. Ведь так интересно украшать гирлянды и подвесными фонарями праздники и свадебные церемонии, когда нужно сделать тематическую атмосферу. Гирлянды из лампочек создадут чувство уюта и насытят сад мягким освещением.

Добиться креативного эффекта можно осветив фасад с помощью светодиодных наружных светильников. Только не переборщите с цветами, чтобы ваш дом не выглядел смешно. Понадобится много-много лампочек разных оттенков. Это выгодно выделит Ваш дом на общем фоне ландшафта. Колонны и перила можно осветить, оснастив их светодиодными лентами. Очень важно, чтобы цвета гармонировали между собой. А для освещения входной двери подойдут настенные светильники.

Если Вы живете в неблагоприятном районе или же просто хотите себя обезопасить, то Вам следует установить в своем частном доме охранное освещение. Направьте на территорию своего дома фонари для наружного освещения или светодиодный прожектор. Также лучше осветить ярким светом подъезд к гаражу. Технологии развиваются очень стремительно и нет смысла говорить про какие-то конкретные марки светильников. Просто внимательно читайте характеристики. Не все подходит для освещения приусадебной территории.

Фантазируйте, планируйте, трудитесь над освещением территории. Это всегда актуально.

Ландшафтный дизайн в Смоленске – ООО “ЗЕМЛЕМЕР“

Уличное освещение города: задачи, разновидности осветительных приборов, преимущества

Интенсивное техническое развитие привело к созданию концепции «умного города», которая предусматривает интеграцию Интернета вещей с информационными и коммуникативными технологиями. Основная ее цель — упрощение управления уличным освещением и другими службами, регулирование внутренних процессов и улучшение уровня жизни населения.

К «умным городам» можно отнести Сингапур, Москву, Сочи, Санкт-Петербург, Цюрих и Стокгольм. Однако новейшие разработки используют при организации и реконструкции уличного освещения и других систем жизнеобеспечения в разных населенных пунктах. Применение интеллектуального управление обеспечивает стабильность работы коммуникаций, позволяет распознавать отклонения, устранять нарушения и прогнозировать развитие.

Назначение и нюансы организации

Уличное освещение в городе — многофункциональная структура, которая включает множество отдельных осветительных систем. Она выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает видимость в темное время и при непогоде;
  • создает безопасные условия для передвижения пешеходов и автомобильного транспорта;
  • осуществляет видеонаблюдение и позволяет контролировать обстановку в городе;
  • формирует визуальную привлекательность ландшафта и архитектурных сооружений населенного пункта.

При монтаже и реорганизации уличных систем освещения нужно предусмотреть оперативность управления источниками света, контроль степени освещенности и обеспечение электрической безопасности. Важны также уровень потребления электроэнергии и световое загрязнение, которое вызывает ухудшения самочувствия человека и плохо отражается на окружающих фауне и флоре. Чтобы снизить негативное влияние, нужно исключить рассеивание потоков света и «подсвечивания неба» и соблюдать нормы освещенности.

Варианты уличного освещения

Уличное освещение городской инфраструктуры сочетает утилитарные и эстетические функции. В зависимости от месторасположения оно бывает:

  • Дорожное основное для магистралей и дополнительное — для второстепенных улиц и автомобильных дорог.
  • Для пешеходных зон. Осветительные системы располагают вдоль тротуаров и в жилых районах для безопасного перемещения и ориентации пешеходов.
  • Архитектурное. Оно обеспечивает подсветку зданий и памятников, создает световые акценты и способствует эффектному восприятию объектов.
  • Декоративное садово-парковое. Применяется для освещения скверов, парков, зон отдыха и прилегающего к различным сооружениям ландшафта. Для обозначения границ дорожек служит маркировочный свет, а с помощью локального подсвечивают с небольшого расстояния отдельные элементы.
  • Рекламное. Подсветка рекламных щитов, витрин магазинов, фасадов офисов различных организаций и торговых центров привлекает внимание целевой аудитории. Кроме того, она дополняет системы освещения, улучшая видимость на улицах.

Особого внимания заслуживает праздничная иллюминация, которая применяется в праздники и при проведении особых мероприятий, и создает торжественную атмосферу.

Элементы осветительных систем

Эффективность функционирования осветительных систем во многом зависит от соблюдения правил проектирования и характеристик используемого оборудования.

Одним из признаков «умного города» является многозадачность элементов, которые используются при монтаже уличного освещения. Для установки светильников целесообразно применять многофункциональные опоры, позволяющие подключать системы видеонаблюдения, связи, зарядки для электромобилей и поддержки интернета вещей. Возможна также интеграция опорных конструкций с «умными» пешеходными переходами и оборудованием для мониторинга дорожного движения.

В современную тенденцию интеллектуальных городов не вписываются традиционные источники света, но им полностью соответствуют LED технологии. Светодиодные светильники — оптимальный вариант для уличного освещения. Для них характерно следующее:

  • высокий индекс цветопередачи;
  • продолжительный срок службы;
  • экономное потребление энергии;
  • простота монтажа и обслуживания;
  • устойчивость к перепадам температур и воздействию влаги.

Светодиодные светильники нового поколения с беспроводным управлением обеспечивают интеграцию в систему «умный город». Они могут быть укомплектованы камерой видеонаблюдения и предусматривают возможность дистанционного контроля и регулировки уровня освещенности.

Следует также отметить, что преобразование традиционных осветительных сетей в системы «умный город» возможно при использовании качественного оборудования. Поэтому при монтаже уличного освещения нужно отдавать предпочтение сертифицированной продукции.