Освещение для детских учреждений
Особенности освещения в детских садах
Освещение в детском саду должно соответствовать ряду норм, так как от этого зависит здоровье детей. Если условия будут нарушены, то со временем это отразится на зрении. Поэтому есть ряд нормативных актов для дошкольных учреждений, в которых четко прописаны требования для всех помещений в садике, а также для игровых площадок и прилегающих территорий.
Требования и нормативные документы
Чтобы правильно организовать освещение в детском саду, нужно знать требования и ориентироваться в них. Любые нарушения могут причинить вред зрению детей. Кроме того, контролирующие органы при несоответствии освещенности нормам могу наложить взыскание или даже запретить работу учреждения до устранения нарушений. При проектировании и планировании освещения стоит руководствоваться двумя основными нормативными актами:
- СП 52.13330.2016 – тут есть полный перечень требований, предъявляемых к естественному и искусственному освещению в дошкольных учреждениях. Нужно изучить информацию, чтобы понимать, какие показатели надо соблюдать.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 регламентирует основные нормы освещенности для общественных и жилых помещений. Также там есть отдельные требования для детских садов и подобных учреждений, поэтому данный документ также постоянно используют.
Первое требование – чем больше естественного света в помещении, тем лучше. Поэтому при планировании строений проектировщики обычно стараются делать как можно больше оконных проемов. При этом учитываются такие показатели для разных помещений:
- Коридоры и кабинеты воспитателей – 200 люксов при показателе пульсации не выше 15%. Такие же нормативы применяются для раздевалок, медицинских кабинетов и изоляторов, в которых содержатся заболевшие дети.
- Группы детского сада, помещения для занятий музыкой и спортом, а также игровые комнаты должны иметь уровень освещенности в 400 люксов и показатель пульсации не больше 10%.
- Для спален достаточно освещенности в 150 лк, а пульсация может составлять до 15%.
Кроме общепринятых актов в каждом регионе могут быть дополнительные требования. Поэтому надо уточнять этот момент в организациях, контролирующих соблюдение условий освещенности.
Какой должна быть естественная/искусственная подсветка
В нормативной базе требования четко определены, поэтому разобраться во всех нюансах несложно. Чтобы не изучать большие документы с сотнями пунктов, можно разобрать основные моменты из них:
- Если есть возможность обеспечить оптимальный уровень освещенности за счет естественного света, нужно делать ставку именно на этот вариант. Чем больше света попадает через окна – тем лучше, поэтому идеальным решением являются окна группы с южной стороны, подойдет также юго-восток или юго-запад.
- Нередко невозможно обеспечить хорошее естественное освещение из-за разных причин: раскидистые деревья с густой кроной, растущие рядом с окнами, большие строения неподалеку, заслоняющие солнце. Также приходится приспосабливаться, если помещение изначально не было предназначено для детского сада и нужно адаптировать его к новым условиям.
- Недостаток естественного света может быть обусловлен и естественными причинами: плотная облачность, короткий световой день в зимний период, а также ранней весной и поздней осенью.
- Независимо от освещенности группы, игровые комнаты и другие помещения, в которых дети проводят много времени, должны иметь максимально возможное естественное освещение. А для соблюдения норм, указанных выше, следует использовать искусственные источники света.
- В некоторых помещениях естественного освещения может и не быть. Сюда относятся санузлы для персонала, кладовые, душевые кабинки, а также любые другие варианты, необходимые для обеспечения работы учреждения.
- Естественный свет должен падать на столы детей с левой стороны. Это стоит учитывать при планировании расстановки мебели в группе и других комнатах. Если ширина больше 6 метров, используют двухсторонний вариант, при котором окна должны быть с обеих сторон.
- При планировании и определении качества естественного освещения надо учитывать такой показатель, как коэффициент естественной освещенности (КЕО). Для детского сада он должен составлять 1,5%.
- При установке светильников в группах и других помещениях такого типа можно использовать любое оборудование с подходящими характеристиками, предназначенное для жилых комнат. А для коридоров и лестничных площадок выбирают модели усиленной конструкции, предназначенные для улицы.
Чтобы обеспечить лучшее качество освещения, как естественного, так и искусственного, нужно соблюдать еще несколько рекомендаций:
- На все оконные проемы устанавливаются жалюзи, чтобы регулировать интенсивность освещения. Кроме того, это защитит детей от яркого света, который бьет по глазам в утренние или вечерние часы.
- Использовать тканевые шторы светлых оттенков из натуральных материалов.
- Подбирать материалы отделки пола, стен и потолка светлых тонов, чтобы обеспечить высокий коэффициент отражения и улучшить естественное освещение.
- Мебель может быть как светлой, так и с фактурой натурального дерева. При этом поверхность должна быть матовой, чтобы исключить отражение света и блики.
Измерять коэффициент освещенности нужно правильно. Если окна расположены с одной стороны, то выбирать точку на полу в метре от стены, находящейся напротив окон. Если проемы есть с двух сторон, то подбирается произвольная точка по центру комнаты.
Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений
Если изучить требования, прописанные в СП-251, то в пункте 3.5.7 можно найти четкие указания относительно того, какие лампы можно использовать для детских учреждений:
- Люминесцентные лампы трех типов: ЛБ – нейтральный белый свет, ЛХБ – холодный оттенок и ЛЕЦ – естественный тон с улучшенными показателями цветопередачи. Также допускается применение компактных лампочек, вкручиваемых в стандартные патроны.
- Лампы накаливания. Если используется этот тип, то установленные нормы освещенности снижают на две ступени. При этом количество светильников обычно увеличивают.
- Галогенные лампы – это по сути усовершенствованный вариант стандартных изделий с вольфрамовой нитью. Качество света отличное, поэтому использовать в детских садах можно без ограничений.
Документация была принята в 2017 году, а основные нормы разрабатывались на год раньше. Поэтому позже были приняты некоторые дополнения, которые будут описаны ниже. Что касается особенностей установки элементов искусственного освещения, надо помнить следующие рекомендации:
- Если использованы люминесцентные светильники (лампы дневного света), то их нужно располагать линией вдоль стены, в которой есть оконные проемы. Расстояние до наружной стены при этом должно быть не меньше 120 см, от внутренней – как минимум 150 см.
- Если используются светильники других типов, то они подбираются по характеристикам, аналогичным люминесцентному оборудованию. Расположение тоже делается таким же, как описано выше.
- Если в кабинете есть доска, то ее следует дополнительно подсвечивать. Лампы можно ставить как сверху, так и по сторонам.
- Используемое в саду оборудование должно иметь небольшие габариты и обеспечивать равномерное освещение, чтобы были видны даже мельчайшие элементы. Не допускается наличие темных зон в углах или по краям.
- Обязательно наличие рассеивателей, свет не должен бить по глазам, даже если ребенок посмотрит на лампу.
Следует учитывать и уровень потребления электричества. Если выбирать современные энергосберегающие варианты, то можно снизить затраты на электроэнергию в разы.
При выборе светильников для коридоров, лестничных площадок и вспомогательных помещений учитывают внешние условия и необходимую яркость. Лучше отдавать предпочтение лампам в прочном корпусе, который сделан без использования стекла, чтобы обеспечить безопасность.
Разрешены ли светодиодные светильники
Многие специалисты считают, что лед-освещение для детского сада запрещено к использованию, так как об этом есть прямое указание в строительных нормах. Но они были разработаны еще в 2016 году, поэтому некоторые пункты утратили силу.
По этому вопросу 19 января 2019 года министерством строительства была проведена конференция, на которой поставили считать требования в СП не обязательными, а рекомендованными. При выборе в первую очередь надо руководствуется требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, в котором нет запрета на использование светодиодного оборудования, если оно соответствует установленным нормам.
Но тут есть важное условие – чтобы обеспечить оптимальный уровень освещенности в разных помещениях детсада, надо согласовать нормы в надзорном органе, который контролирует соблюдение оптимальных показателей. Если раньше были обязательные нормы ГОСТ, то сейчас их нет. Новое законодательство пока еще даже не разрабатывается, поэтому лучше согласовывать решения, которые отличаются от тех, что прописаны в нормативных актах.
Подсветка игровых площадок в садах
Игровые площадки в садиках также требуют внимания, поэтому стоит учесть несколько важных рекомендаций:
- В дневное время обычно хватает естественного освещения, так как площадки располагают на открытом пространстве. Тут нет особых требований, единственное, что может создавать проблемы – густая растительность, деревья не должны располагаться вплотную к игровой зоне.
- При использовании искусственного освещения руководствоваться надо нормой горизонтальной средней освещенности в 10 люкс. Это минимум, по факту свет может быть и ярче, но при этом он не должен создавать дискомфорта детям.
- Следует использовать плафоны, чтобы свет был рассеянным. Использовать только светильники, предназначенные для установки на улице с высокой защищенностью от влаги и пыли. Расположение планируется заранее, важно, чтобы освещение было равномерным на большей части площадки. Проводку следует вести в соответствии с нормами безопасности.
- Лучше всего выбирать светодиодные светильники в противоударном корпусе, который выдержит попадание мяча или другого предмета. Они служат около 50 000 часов и потребляют мало электричества, поэтому более высокая стоимость компенсируется уже за год использования.
Обеспечить хорошее освещение в детском саду или другом дошкольном учреждении очень важно, так как от этого зависит зрение ребенка. Чтобы исключить проблемы, надо руководствоваться установленными нормами и получать разрешения в уполномоченных органах, если это необходимо. По возможности обеспечивать как можно более качественное естественное освещение, не забывать о подсветка коридоров, лестниц и игровых площадок на улице.
В Череповце за год осветят территории всех детских садов
Нормы освещенности помещений для детей
Все мы знаем, что для нормальной работы и хорошего зрения необходимо хорошее освещение. Но что это такое? Тут у каждого может быть свой ответ. Кто-то любит, чтобы все было залито светом, а кому-то наоборот приятен полумрак. Восприятие освещенности субъективно.
Поэтому существуют объективные, узаконенные нормы освещенности в различных помещениях (и не только в помещениях, нормируется также освещенность дорог, улиц и даже парковых аллей). Все это прописано в документе под названием «Строительные нормы и правила», а именно – СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
В документе прописаны все основные понятия, связанные с освещенностью. Их много и понятны они лишь специалистам. Мы кратко остановимся только на некоторых моментах.
Естественное освещение – обязательно
Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.
Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.
Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:
- для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
- для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
- в остальных помещениях жилых и общественных зданий — расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.
Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.
При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.
Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.
Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).
Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.
Слишком светло — тоже плохо
Говоря о свете, мы обычно имеем в виду его недостаток. Но оказывается, слишком много света – тоже плохо. Это регулируют особые параметры – наибольшая допустимая яркость рабочих поверхностей и коэффициент блесткости. Кроме того, для искусственного освещения нормируется еще целый ряд показателей:
- Коэффициент пульсации освещенности
- Объединенный показатель дискомфорта
- Индекс цветопередачи источников света
- Диапазон цветовой температуры источников света
- и другие
Для учебных классов и помещений кружков рекомендуется применять:
- Светодиодные лампы
- Люминисцентные лампы
- Металлогалогенные лампы
- Лампы естественного света с улучшенной цветопередачей
А для кабинетов рисования – светодиодные лампы или лампы тепло-белого света с высококачественной цветопередачей.
Нормы освещения учреждений общего образования, начального, среднего и высшего специального образования (школ, гимназий, лицеев, колледжей, ВУЗов)
Освещённость — световая величина, равная отношению светового потока, падающего на малый участок поверхности, к его площади. Единицей измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ) служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр). Для примера, обычная освещённость летом в средних широтах в полдень составляет около 17 000 лк, в светлой комнате днем вблизи окна — 1000 лк.
Нормы освещения детских дошкольных учреждений (детских садов)
Нормы освещения жилых домов
Казалось бы, в своем доме что хочу, то и делаю, однако нормы существуют и для наших с вами квартир.
Особенности систем освещения в дошкольных образовательных учреждениях
Образовательные учреждения, предназначенные для дневного нахождения в них детей дошкольного возраста, должны иметь собственные системы наружного и внутреннего освещения. Наружные светильники и прожекторы на опорах обеспечивают безопасность передвижения по территории в темное время, а внутренние световые приборы дают возможность организовать комфортное обучение с соблюдением действующих санитарных норм.
В качестве источников света в системах освещения детских садов используются светодиодные лампы и светильники. Они потребляют мало электричества, что сокращает расходы образовательного учреждения. Одновременно с этим светильники не имеют видимой пульсации, благодаря чему не доставляют дискомфорта глазам. При проектировании можно выбрать цветовую температуру светового прибора для создания нужной атмосферы в помещениях.
Нормативным документом, который регулирует нормы освещения в детском саду, являются санитарные нормы и правила с номером 2.4.1.3049-13.
Продукция
Потолочный светильник IP20, 18-58 Вт
Светодиодный светильник IP20, 11 Вт
Потолочный светильник IP20, 14-36 Вт
Если у вас есть вопросы, которые требуют немедленного решения, позвоните или напишите нам!
Нормы освещенности детского сада
Согласно санитарным правилам общая норма освещенности по всей территории детского сада должна быть около 40 лк. Правила размещения светильников в отдельных помещениях дошкольного образовательного учреждения регламентируются Приложением №2 СанПиН 2.4.1.3049-13.
- В учебных и игровых классах размещение световых приборов регулируется общими нормами для образовательных учреждений.
- Светильники в раздевалках и групповых помещениях устанавливаются вдоль светонесущей стены.
- В спальнях для дневного сна и на открытых верандах монтаж производится вдоль установленных предметов мебели и оборудования.
- В классах для занятий физкультурой и музыкой допускается свободная установка световых приборов.
При выборе световых приборов и источников света необходимо учитывать требования ГОСТ Р под номером 54350-2011. Одним из наиболее важных параметров для детских садов является коэффициент UGR. Он должен составлять 13 единиц для дошкольных учреждений и 16 — для учебных классов.
Для рационального и комфортного использования искусственного освещения важно правильно подбирать светильники, а также выбирать цвет и текстуру подсветки. Оформление мебели. Рекомендуются такие варианты:
- Классные доски могут иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.
- Предметы мебели оформляются натуральными древесными текстурами.
- Окна и двери окрашиваются в белый цвет.
- Стены рекомендуется оформлять светлыми и пастельными оттенками желтого, розового или голубого.
Подходящие опоры
Для установки наружных светильников используются опоры уличного освещения. Оптимальная высота зависит от площади территории детского сада и составляет от 5 до 8 метров. Наиболее часто используются конструкции с граненым стволом, но их можно заменить на трубчатые или круглоконические.
В зависимости от типа кронштейна на опорах устанавливают:
- Конические светодиодные светильники.
- Световые приборы торшерного типа.
- Настенные светильники, которые крепятся на здания с помощью накладных кронштейнов.
Возможна установка декоративных парковых опор для местной подсветки. Они одновременно послужат украшением территории, привлекут внимание детей и их родителей.
Куда обратиться?
Вам нужно построить систему внутреннего или внешнего освещения детского сада? Хотите приобрести опоры, светильники и комплектующие для строительства осветительной сети? Заказать проект инженерной системы в компании с допуском СРО на оказание услуг по проектированию? Обращайтесь на наше производственное предприятие.
Вы можете заказать проект или купить необходимое оборудование, а также оформить заявку на строительство «под ключ».
Стальные опоры и мачты
Парковые декоративные опоры
Закладные детали фундамента
Если у вас есть вопросы, которые требуют немедленного решения, позвоните или напишите нам!
ОГК / НФГ Несиловые опоры освещения на объектах
Статьи по теме #офисное освещение
Современность настолько непредсказуема, что поиски наиболее удачных вариантов освещения рабочих помещений не прекращаются, а санитарные службы усиленно продолжают проводить исследования для определения максимально комфортных условий освещенности.
Главной составляющей каждого проекта освещения является то, что проектируемое освещение должно обеспечить каждому работнику максимально эффективные условия работы с максимальным комфортом и безопасностью.
Настенные светильники имеют особую форму корпуса и крепления, позволяющие зафиксировать их на стенах для достижения дизайнерских эффектов или освещения низких помещений.
Рекомендации по устройству освещения в детской комнате
Часто при благоустройстве детской комнаты освещению уделяется минимальное внимание, а ведь освещение не только способно благотворно или вредно воздействовать на зрение ребенка, но также оно способно оказывать сильное влияние на его самочувствие, настроение, работоспособность, склонность к утомлению, качеству сна.
В настоящей статье даются некоторые наиболее важные рекомендации по грамотной организации освещения в детской комнате.
Естественный свет в детской комнате
Естественный (дневной) свет – лучи солнца, приникающие в детскую комнату — является оптимальным для физического и психоэмоционального развития ребенка, поэтому в первую очередь следует максимально эффективно использовать именно этот свет.
Количество света, которое поступает в комнату, зависит не только от времени года, но и от расположения самой комнаты относительно сторон света.
Для детской комнаты оптимальным считается выход окон на восточную или юго-восточную сторону. В этом случае ребенок будет просыпаться в светлой, но не залитой солнечными лучами комнате.
Если окна комнаты выходят на восток, то излишек утреннего потока солнечных лучей можно снизить, частично зашторив окна. Днем же, когда солнце расположено на юге, можно снова открыть шторы для улучшения освещенности комнаты.
Наименее удачное для детской комнаты расположение — выход на северную или западную стороны горизонта. В этом случае в комнату поступает минимальное количество дневного (естественного) света. Соответственно, ребенок будет просыпаться в полутемной комнате.
Добавить свет в комнату можно следующими способами:
- искусственное освещение;
- окна с полупрозрачными занавесками, хорошо пропускающими свет;
- светлый, преимущественно белый цвет стен, благодаря которому световая энергия будет меньше поглощаться и больше равномерно рассеиваться по всему объему помещения.
Общие рекомендации по искусственному освещению детской комнаты
В силу природных особенностей как бы идеально ни была расположена детская комната поток естественного света поступает в нее неравномерно, поэтому для получения дополнительного притока световой энергии используют искусственное освещение.
Основное требование к искусственному освещению в детской комнате – свет должен способствовать нормальному развитию ребенка, включая правильное формирование его зрения.
Искусственный свет не должен быть ярким или, наоборот, тусклым – оптимальным считается мягкий рассеянный по всему объему помещения свет, при котором в комнате не остается темных, не подсвеченных уголков.
Для устройства искусственного освещения используют разнообразные по мощности, функциям и конфигурации светильники и люстры. Их мощность выбирают из расчета примерно 10-15 Вт на каждый квадратный метр площади детской комнаты.
Детская комната – это основное место, в котором ребенок проводит значительную часть суток: здесь он играет, спит, занимается. Соответственно, детскую комнату принято разбивать на функциональные зоны: зону отдыха, в которой ребенок спит, рабочую зону, где он занимается, готовит уроки, а также игровую зону или зону для общения.
Поскольку активность ребенка в разных функциональных зонах различная и нагрузка, соответственно, на зрение также различная, используется и разное освещение зон.
Комната должна быть так организована, чтобы максимальное количество естественного света приходилось на рабочую зону, а минимальное – на зону отдыха.
При устройстве детской комнаты, как правило, применяется многоуровневое искусственное освещение, благодаря которому достигается оптимальная освещенность любого участка детской комнаты в любое время.
Схема организации освещения сводится к устройству общего освещения всей комнаты и подсветки отдельных функциональных зон.
Общее освещение детской комнаты
В первую очередь стоит хорошо продумать вопрос об организации общего освещения.
Хорошим решением может быть рассеянная общая подсветка комнаты с помощью распределенных по всей площади потолка небольших спот-светильников или светодиодных лент по периметру потолка.
Для подсветки отдельных зон можно применять как настенные светильники, так и потолочные, расположенные в определенной зоне.
Иногда используют мобильные потолочные светильники, которые можно передвигать в горизонтальном направлении. Такие светильники хороши своей многофункциональностью, поскольку их легко задействовать в разных зонах детской комнаты.
Освещение зоны отдыха
Зона отдыха – это место, где ребенок проводит ночь. Требования к освещению этой функциональной зоны сводятся к следующему:
- освещение должно быть тусклым, рассеянным, не мешающим сну ребенка;
- предпочтительные цвета светильников – синий, желтый, зеленый;
- желательно использовать светильники, имеющие регулировку мощности светового потока, поскольку в этом случае можно ночью светильник использовать в качестве ночника с тусклым светом, а вечером перед сном – в качестве настольной лампы для, например, чтения книг;
- для дошкольников выбирают оригинальные светильники в виде различных зверушек или сказочных героев;
- светильники должны плавно вписываться в стиль дизайна, в котором оформлена вся детская комната.
Освещение игровой зоны
Большая часть активности ребенка приходится именно на игровую зону, поэтому и свет здесь должен быть достаточно ярким, чтобы ребенку не приходилось напрягать зрение.
При выборе количества и мощности светильников для игровой зоны обычно руководствуются правилом – 60 Вт на кв. м.
Поскольку в этой зоне ребенок особенно активен, использовать торшеры и другие напольные светильники не рекомендуется – лучшим решением может стать потолочный светильник с направленным светом или настенные бра.
Освещение рабочей зоны
К освещению рабочей зоны предъявляются максимальные требования, поскольку именно в этой зоне ребенок занимается, напрягая свое зрение.
Соответственно, свет должен быть ярким, но направленным. Для стола идеальным вариантом является настольная лампа, расположенная слева от места, куда направляется свет — для правшей, и слева – для левшей. В этом случае свет не будет создавать теневых участков на рабочем столе.
Детские люстры для девочек
Девочки по своей природе очень придирчивы и капризны к любой детали в детской комнате. Соответственно, первым делом следует посоветоваться со своим ребенком, какую люстру он бы хотел в своей комнате иметь.
Для девочек хороши люстры, соответствующие их увлечениям, включая люстры в форме растений, животных, женских сказочных персонажей.
Какая люстра в детскую комнату для мальчика будет наиболее предпочтительной?
Мальчики не такие требовательные к деталям (как девочки), но все равно выбор люстры должен в первую очередь быть также согласован с ними.
Обычно для мальчика приходятся по вкусу люстры, выполненные в форме воинов, морских персонажей, автомобилей, спортивных снарядов и так далее (в зависимости от того, что именно интересует мальчика, чем он увлекается).
Безопасность светильников
Не стоит забывать и о безопасности светильников, расположенных в детской комнате. Чтобы ребенок, играя или исследуя новые непонятные ему предметы, ничего случайно не разбил и не получил ожог, светильники используют из пластика, металла, дерева или коленного стекла.
Естественно, все материалы, из которых изготовлены светильники, должны быть сертифицированными и экологически безопасными для здоровья ребенка.
Устраивая систему освещения в комнате ребенка, не стоит забывать об электропроводке и другом электрооборудовании. Розетки должны быть расположены так, чтобы расстояние до светильника – потребителя энергии – было минимальным. В этом случае обеспечивается минимально необходимая длина электрокабеля.
Все розетки должны иметь створки (скрытые отверстия), чтобы ребенок случайно не был поражен электрическим током.
Электропроводку в комнате следует размещать так, чтобы она не мешала свободному передвижению ребенка по комнате, чтобы ребенок не мог ее зацепить, задеть, повредить.
Выбор светильников
Форма светильников выбирается плоской, благодаря чему происходит равномерное рассеяние светового потока.
Абажуры для светильников предпочтительны не бьющиеся, то есть выполненные из бумаги или пластика.
Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и «подводные камни».
Последние изменения в «СанПиН об условиях организации обучения» были утверждены в 2013-м году и в них по сей день нет ясного определения того, какие требования следует предъявлять к светодиодным источникам света в искусственном освещении учебных помещений.
Полный документ тут:
http://education.simcat.ru/school33/files/1391068930_sanpin_shkola.pdf
Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17.
Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.
Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.
Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?
Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.
Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?
Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.
Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.
Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.
К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно — большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).
С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) — к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия — тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.
Следует отметить, что есть еще одна разновидность — холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений.
2) Также очень важный параметр — индекс цветопередачи Ra. О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.
3) Еще одна крайне важная деталь — показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания — это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами — непосредственно колбы самих ламп.
Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).
4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20.
Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников 80
4) Коэффициент пульсации минимальная сумма заказа на сайте составляет 15 тысяч рублей , так как на сайте выложены оптовые цены. При формировании запросов на сумму ниже обозначенного минимума будьте готовы к установлению розничной наценки +25%.