Освещение для художественной мастерской
Выбор освещения для художника. Какие современные лампы использовать лучше всего?
Выбор освещения для художника. Какие современные лампы использовать лучше всего?
За свою практику собрала много полезностей для творческой работы и хобби. В данной короткой статье, затрону самый животрепещущий и насущный вопрос в организации рабочего места художника — это выбор освещения для мастерской или рабочего места. Я расскажу к каким лампам стоит присмотреться при выборе. Тут лучше один раз переплатить, чем семь раз пожалеть о не качественном освещении и посаженном зрении.
Остановлюсь на самом важном аспекте — свет ламп обязательно должен быть холодным белым и с максимально возможным индексом цветопередачи. Рекомендуется придерживаться таких значений:
Цветовая температура: от 5500 и выше (желательно 6500 К).
Индекс цветопередачи: от 80 Ra и выше.
Из проверенных производителей это лампы с максимальным индексом цветопередачи:
Лампа OSRAM color proof T8 (индекс цветопередачи 950).
Лампа Philips Master TL-D 90 Graphica (индекс 36W/950).
Лампа Philips Master TL-D 90 De Luxe 36W/950(965 тепловая температура) — хорошо, диапазон 5500-6500, индекс. цветопередачи > 90. 5500 — теплый дневной свет, 6500 — с более холодным оттенком лампа.
Лампа T8 Narva LT 950 Daylight (индекс 950).
Лампа Philips MASTER TL5 HO 90 De Luxe 950 (индекс 950).
Лампа T8 Narva LT 958 Bio Vital.
Лампа Osram Lumilux de luxe T8.
Сама пользуюсь бытовыми светодиодными лампами от Икеи и Оsram мощностью потребления от 12 Вт (эквивалент лампы накаливания 100 Вт), примерно 1000 Люмен, цветовая температура 6500 К, индекс цветопередачи 80 Ra. Вполне довольна результатом, в планах использовать более мощное освещение и добавить боковых источников света.
Дорогие художники! Пользуйтесь современными лампами, экономьте энергию, берегите своё зрение и чувствуйте все цвета спектра во время написания своих картин!
Желаю всем вам творческого вдохновения и новых живых работ!
Автор: К. Корчажкина, художник, жж-блоггер
Найдены возможные дубликаты
@moderator перенесите пожалуйста пост из общей ленты в профильное сообщество «Лига художников».
День добрый. Мы не обрабатываем призывы на посты и комментарии старше суток.
6500K будет слишком выхолощенно, 5000К -самое то, имитация солнечного.
FatCat013, если у Вас есть дополнения или полезная информация, то буду рада записать к себе в копилочку.
Деревянный поднос своими руками
Здравствуйте меня зовут Кирилл, я приветствую вас в своей мастерской Moscraft.
В этом видео я покажу как сделать деревянный поднос своими руками.
Поднос выполнен из дуба и покрыт бесцветным маслом osmo.
Изготовление заняло несколько часов.
Размеры 42х24 см
Сверлильный станок
Пару лет назад из металлолома извлёк останки сверлильного станка. Отремонтировал. Временно установил на обрезок столешницы из ДСП. Мотор попробовал асинхронный поставить, но переставлять ремень на шкивах для смены оборотов неудобно, да и по мощности было недостаточно. Решил использовать коллекторный электродвигатель от стиральной машинки, он до 15 тысяч оборотов развивает при мощности 400 ватт. С учётом передаточного числа шкивов, выходит вполне приличная мощность на валу. Использовал регулятор оборотов от пылесоса. Но при уменьшении оборотов мощность падала просто недопустимо, вплоть до остановки при небольшой нагрузке. Поэтому было принято решение задействовать обратную связь с таходатчика для поддержания оборотов в независимости от нагрузки. Схему взял из интернета, рисунок печатной платы оттуда-же. Изготовил сразу несколько регуляторов, один отдал другу, на аналогичный сверлильный станок. Плавный пуск реализован в схеме. Вполне доволен работой. Использую не только как сверлильный, но и для шлифовки мелких деревянных изделий. Тумбу использовал от стиральной машинки, сверху закрепил колосники чугунные от котельной, и прикрутил сверлильный станок к ним. Снизу добавил выдвижные ящики для свёрл, фрез, лерок, метчиков и вообще всякого.
@Pahanivo, я сделал пост как и обещал.
Цвета на фотке слишком ярко выглядят, реально более спокойные.
Выключатель использовал обычный, в него установил резистор которым регулируются обороты. Плату управления поместил в коробочку деревянную. Стеклом закрыл, потому-что там светодиод индикаторный.
Тиски для станка самодельные, быстрозажимные, в предыдущем посте я их описал. Самодельные быстозажимные тиски для сверлильного станка
Регулятор оборотов для мотора от стиральной машины. С поддержанием оборотов независимо от нагрузки.
Регуляторы оборотов сделал сразу с запасом
Схема простая, позволяет поддерживать крутящий момент на валу независимо от нагрузки и оборотов.
Художественная мастерская и led светильники
Свет в изобразительном искусстве играет ключевую роль. Он является основным фактором, от которого зависит конечный успех, не считая таланта и мастерства художника. Идеальным в этом плане является естественное освещение. К сожалению, его невозможно использовать постоянно. Дело в том, что творческие люди зачастую работают и днем и ночью. Поэтому очень важно правильно подобрать светодиодные светильники, способные подменить солнечный свет, сохранить восприятие полотна, цветов и различных форм.
Искусство и система освещения
Солнечный свет для художников имеет двойственное значение. Его спектр считается эталонным и оптимальным. Однако он имеет и существенный недостаток. При чрезмерной яркости происходит искажение достоверности изображения. Учитывая это, представителям рассматриваемого искусства рекомендуется выбирать закрытые пространства, комнаты, выходящие своими окнами на север. Указанный подход позволит получить на полотне, окружающих предметах рассеянный, мягкий свет, который может, по необходимости, быть дополнен светодиодными спотами.
Если же мастерская «смотрит» на юг, целесообразно использовать на окнах плотные шторы или жалюзи, обеспечивающие экранирование светового потока. В идеале создаваемая «ширма» должна иметь белый или серый цвет. Иначе велика вероятность появления нежелательных световых оттенков, пятен, способных исказить восприятие объектов не только в пространстве, но и на холсте. Отметим, что допуски отклонений освещения у художников очень малы. Выход за их пределы неизбежно приводит к существенному снижению качества работы. Поэтому, при обустройстве мастерской необходимо придерживаться следующей последовательности действий:
- Осуществляется определение естественной световой картины помещения (учитывается сторона света, время года, окружающие здания);
- Производится выбор настенных, потолочных, подвесных светильников с плафонами, лампами, позволяющих добиться оптимального баланса рассеивания и направленности потока света;
- Выполняется поиск ламп, удовлетворяющих ряду критериев, в том числе углу рассеиванию, яркости, цветовой передаче.
Мастерская должна быть освещена ровно настолько, насколько это необходимо. Желательно, чтобы световые приборы могли включаться раздельно и группами. Подобный подход позволит плавно перейти от естественного света к искусственному свету. Принципиально подход к освещению мольберта аналогичен тому, как это делается в случае с рабочим местом (школьника либо офисного сотрудника). Обеспечение качественного фона достигается посредством установки светодиодных светильников (без отражателей).
Идеальную освещенность можно создать всего четырьмя устройствами с нейтральным дневным оттенком, небольшой мощности. Достаточно неплохим решением может оказаться выбор трековых настенных светильников. Художнику останется только лишь изменять направление света, учитывая специфику объекта рисования, его размеры, саму картину и ряд других факторов. Выбранная система освещения обязана давать комфортную видимость мельчайших деталей, по необходимости создать тени. Кроме этого важно обеспечить перспективу и объем, благодаря чему достигается правдоподобность изображения на картине.
Направленный свет создается не только потолочными светильниками, но и устройствами на прищепках либо струбцинах. За счет этого гарантируется не только мобильность освещения, но гибкость его перенастройки, изменения экспозиции. Неплохим решением окажется установка приборов с поворотной опорой, плафоном, благодаря чему задаются требуемые углы свечения. Интересно, что легкие подвесные светодиодные светильники можно закреплять на раме холста, тем самым обеспечивать локальную подсветку. Отметим, что у них лампочка должна быть небольшой мощности, а свет не ярким, не раздражающим глаз.
Все чаще художники ставку делают на заднее освещение. Речь идет о подсветке за спиной, установленной на высоте выше роста «ремесленника». Таким образом, заметно улучшается общая освещенность. Ранее подобное решение не считалось каноническим, из-за чего его долгое время игнорировали. Относительно недавно художники стали использовать современные торшеры, имеющие поворотный плафон и очень длинную опорную конструкцию изогнутой формы. В настоящее время особый акцент делается на их внутреннюю поверхность, которая должна быть матовой. Это позволяет избежать появления эффекта бликования.
Как выбрать светильник светодиодный?
Здесь подробно поговорим о лампочках, устанавливаемых в потолочный спот. Отдельное внимание необходимо уделить цветовой температуре, величине светового потока и индексу цветовой передачи. Еще не так давно художники активно использовали обычные лампы накаливания, которые давали не комфортный желтый цвет (в пределах 3000 Кельвин). Они заметно искажали краски на холсте. Ситуация заметно изменилась с появлением светодиодных потолочных светильников, обеспечивающих нейтральный оттенок с температурой 5000-5500К, максимально приближенному к естественному солнечному свету. Если же стоит задача получения синеватого освещения, выбираются холодные тока. Светильники свечением 6000-7000К позволяют добиться вышеуказанного эффекта.
Отдельно стоит сказать о мощности потолочных светодиодных устройств освещения. Принято, что для изобразительного искусства оптимальной окажется подсветка на уровне 200Лм/м2. Например, мастерскую площадью в 20 квадратных метров потребуется осветить 4000 люменами. Поэтому при выборе светильников необходимо акцент делать на их световой отдаче (Лм/Вт). В случае выбора устройств с закрытыми плафонами, расчетное значение должно быть увеличено на 20%. Решающее же значение играет правильный индекс цветовой передачи (CRI) лампы. В идеале он должен быть более 90 единиц. Лучше всего акцент делать на световом оборудовании, имеющим форм фактор «сигара», оснащенным цоколем Т8 (встречается в светодиодных панелях).
Существует и отдельная категория художников, которые традиционно используют только вольфрамовые источники света. Их достоинством считается высокий CRI. Несмотря на столь очевидный плюс, минусов здесь гораздо больше. Например, если картина создана при лампе накаливания, то и на экспозицию она должна выставляться при аналогичном освещении, в противном случае ее восприятие существенно изменится и исказится. В ряде ситуаций при дневном освещении некоторые работы теряют свой шарм, поскольку начинают отдавать избытком синего цвета. Крайне не рекомендуется выбирать трековые светильники с вольфрамовыми лампами при создании портретов.
Искусственное освещение в художественной мастерской
Всем известно, сколь значимую роль в мастерстве изобразительного искусства играет освещение – его, пожалуй, можно назвать главным фактором успеха картин после наличия таланта у самого художника. Хотя наилучший выбор – это естественный свет, его, к сожалению, можно эксплуатировать не всегда. Творческие люди работают без сна и отдыха, не только от рассвета до заката, а почти круглосуточно. Таким образом, становится очевидным, что на определённом этапе искусственное освещение должно гармонично подменить собой солнечный свет, сохранив восприятие красок и форм на полотне. Вдобавок, под теми же углами должны освещаться объекты, которые художник переносит на полотно – будь то фрукты с вазами или черты лиц натурщиков.
Любопытно отметить, что солнечный свет для представителей рассматриваемого ремесла имеет двоякое значение. С одной стороны, он считается эталонным и наиболее простым по спектру, а с другой – наоборот, вредным для передачи достоверности при чрезмерной яркости. В связи с последним художникам даже рекомендуется использовать для работы помещения, в которых окна выходят на север, дабы свет был более мягким и рассеянным, а всю недостающую освещённость можно было бы получить от светильников. В мастерских, смотрящих на южную сторону, принято применять жалюзи, которые экранируют часть светового потока и направляют его требуемым образом. Особенно важно, чтобы их пластинки были белого или серого цвета, поскольку цветные модели или изделия с рисунками спровоцируют появление нежелательных световых пятен и исказят цвета объектов – как в помещении, так и на холсте.
Формирование световой картины
В отличие от большинства обычных людей, которые без претензий готовы оставить определённые допуски в освещении, художники себе такую роскошь позволить не могут. В их сфере каждое послабление правил чревато существенным снижением качества работы, так что требования к постановке света весьма жёстки. При оборудовании мастерской принята такая последовательность действий:
- в первую очередь определя е тся естественная световая картина в помещении – с учётом стороны света, времени года и местоположения здания относительно затеняющих объектов;
- затем подбираются настенные и потолочные светильники, которые оснащены плафонами, способными обеспечить требуемый баланс между рассеиванием и направленностью света;
- после этого опытным путём определяются такие лампочки, которые следует использовать при работе над очередным полотном – по их яркости, углам рассеивания, уровню цветопередачи и, конечно же, цветовой температуре.
Света в мастерской должно быть не много и не мало. Важно разместить приборы освещения и подвести к ним питание таким образом, чтобы включать их можно было поштучно или небольшими группами. Это позволит плавно переходить с естественного освещения на искусственное с приходом сумерек без существенных потерь в общей световой картине. Пересвеченность для живописцев ничуть не лучше недостаточной освещённости, а потому только грамотно выстроенный, динамичный баланс может стать по-настоящему эффективным в данном контексте.
Общие принципы освещённости мольберта в целом похожи на аналогичные требования к рабочему месту работника или школьника. Для правшей важно иметь источник света слева, а для левшей – справа. Отличие от традиционных подходов будет состоять лишь в том, что художнику необходим более яркий световой фон за спиной и перед глазами, чего совершенно не нужно ученикам и офисным сотрудникам. Сформировать такой фон способны современные светодиодные панели, особенно крупные модели без дополнительных отражателей. Разместив в небольшой комнате на потолке четыре подобных прибора с нейтрально-дневным оттенком свечения и средней мощностью можно добиться идеальной общей освещённости даже для вечерних и ночных условий работы. Художнику останется менять только направленный свет, согласующийся с объектом рисования, размерами картины и другими факторами.
Важная задача – создать хорошую общую освещённость в помещении для повышения видимости деталей, и лишь после этого переходить к размещению приборов, которые будут распространять лучи однонаправленно и формировать тени. Хотя последнее предложение может показаться противоречащим всему сказанному ранее, однако для художника невозможно передать перспективу и объём без теней. И чем отчётливее они будут видны в реальности, тем правдоподобнее получится изображение на холсте.
В качестве источников направленного света можно использовать не только потолочные модели, но и светильники на струбцинах иприщепках. Такие устройства позволяют обеспечить дополнительную мобильность освещения и гибкость в его перенастройке при смене экспозиции. Большинство подобных изделий оснащены ножкой с поворотным плафоном, что делает возможным задание точных углов свечения. Кроме того, за счёт лёгкости светильники на прищепках можно зафиксировать прямо на раме мольберта и создать локальное освещение, воспользовавшись не очень яркой лампой, защищающей глаза от раздражающего отражения света бумагой.
В последнее время появилась мода использовать для живописи задний свет: художник оказывается освещён со спины выше его роста, благодаря чему тень от тела на мольберт не падает, зато повышается общая освещённость полотна и объектов, расположенных в поле зрения мастера. Раньше такой подход считался неканоническим и его старались избегать, затем использовали потолочные приборы, которые неверно распределяли лучи в помещении, а в последние годы многие живописцы перешли на торшеры современного типа, оснащённые не только поворотным плафоном, но и чрезвычайно длинной изогнутой опорной ножкой. В таких изделиях важно иметь равномерное светораспределение, а потому художники всегда отдают предпочтение моделям с матовыми внутренними поверхностями, исключающими появление бликов.
Подбор лампочек
Разумеется, одними только светильниками ограничиваться нельзя, ведь истинным источником света, непосредственно влияющим на результат, являются именно лампочки. Здесь важны три технических параметра: цветовая температура, величина фактического светового потока и индекс цветопередачи. Лампы накаливания в наше время в данной сфере уже не применяются – они дают неприятный жёлтый свет (около 3000 К), который искажает краски на полотне. Вместо них используют светодиодные лампочки с нейтральным оттенком свечения, имеющим цветовую температуру в диапазоне 5000-5500 К, что близко к рассеянному солнечному свету в погожий день. При таком освещении не устают глаза, а восприятие гаммы максимально соответствует реалистичному отображению объектов. В ряде случаев могут применяться более холодные тона, до 6000-7000 К, но это касается только тех случаев, когда необходимо получить немного синеватое освещение полотна и корректировать по нему остальные цвета.
Что касается мощности изделий, здесь художники подходят к вопросу крайне щепетильно. Их интересуют не энергосберегающие свойства лампочек, а их фактический световой поток. Согласно общепринятым стандартам, для изобразительного искусства оптимальным считается значение в 200 лм на 1 кв. м. площади помещения. То есть, для мастерской на тридцать квадратов мастеру потребуется целых 6000 лм. Это означает, что при выборе лампы первостепенное значение будет играть показатель светоотдачи (лм/Вт), а не сама мощность. В зависимости от производителя, мощность одинаковых по результирующим характеристикам изделий будет отличаться. Важно научиться быстро перевычислять в уме сумму фактических люменов, чтобы понимать, сколько и каких светодиодных лампочек потребуется в мастерской. Разделив значение на число светильников, можно получить искомое количество ламп. При условии, что плафоны на осветительных приборах подобраны правильно, необходимости в учёте поправочных коэффициентов не будет. Если же используются плафоны закрытого типа, следует взять запас в 15-20% – именно по величине светового потока, а не паспортной мощности прибора. В свою очередь, для светильников, у которых лампочка выглядывает из чаши плафона, никакие повышения величин не требуются. Напротив, в описываемой ситуации первое время световой поток может даже казаться избыточным, пока на лампочках естественным образом не образуется плёнка из пыли и фактическая освещённость не снизится на несколько процентов.
Индекс цветопередачи – это решающая техническая характеристика осветительной системы, непосредственно влияющая на реалистичность картины. Если в обычные жилые помещения рекомендуется ставить лампочки с показателем CRI не ниже 80 единиц, то в художественных мастерских значение этого показателя всегда обязано быть выше 90 ед. По причинам, во многом обусловленным самой технологией изготовления светодиодных источников света, наилучшие показатели будут у изделий с форм-фактором «сигара», а это лампы с цоколем Т8, подходящие для LED -панелей и ряда линейных светильников с заменяемыми лампочками. Ещё одно значимое преимущество сочетания приборов последнего типа со светоизлучающими элементами такого формата состоит в том, что в пределах мастерской они могут закрепляться буквально везде: и на потолке, и н а стенах, и на мольберте, и на штативах для более адресной подсветки натурщиков или холста.
Некоторые художники умышленно не отступают от традиции использования вольфрамовых лампочек, поскольку данные изделия имеют высокий коэффициент цветопередачи. Что ж, с этим спорить сложно, однако минусов в такой политике больше, чем плюсов. Например, выставлять картину на экспозициях в последующем тоже можно будет только при таком же освещении, иначе её восприятие изменится. Написанное при жёлтом свете полотно окажется перегружено синим цветом, даже если пейзаж далёк от морского. Человеческий мозг компенсирует избыток жёлтого синим, из-за чего автор произведения может легко потерять чувство меры и впоследствии при дневном освещении картина потеряет свой шарм. Особенно губительно это для портретной живописи, поскольку в цвете человеческой кожи нет выраженных синих оттенков. Среди профессионалов явление избытка голубых тонов даже получило шутливое прозвище «эффект Аватара».
Рассеивание света как венец световой картины
Яркость и цветопередача – это лишь два столпа из трёх при формировании правильной световой картины. По-настоящему законченной она будет тогда, когда освещение получится рассеянным, заполняющим пространство и позволяющим работать над полотнами, сохраняя адекватное физическим реалиям восприятие объектов. Художники-пейзажисты лучше других понимают, что даже при всём наличии теней в природе, солнечный свет в целом распространяется довольно однородно и равномерно, он освещает скорее сверху-сбоку, нежели под постоянным углом. В свою очередь, для студийной живописи все природные явления приходится воссоздавать вручную.
В обычной жизни матовых плафонов было бы вполне достаточно, однако для художника нужна не фрагментарная имитация рассеивания, а его фактическое наличие. Более профессиональный способ – это применение специальных «молочных» стёкол в качестве светофильтров или установка софтбоксов для фотографирования в мастерской. Подобные решения хоть и эффективны, но достаточно затратны. Кроме того, так удобно освещать объекты на столе, составляющие натюрморт, или натурщика, но в качестве подсветки холста данный подход покажет невысокую эффективность.
Есть способ куда проще и дешевле: потолки оклеиваются однотонными белыми обоями или монтируются из гипсокартонных листов. В отличие от покраски, побелки или использования натяжных полотен, перечисленные варианты отделки не формируют жёсткого отражения, то есть, исключают вероятность появления световых пятен. Достаточно направить свет источников кверху – и художник получит мягкую рассеянную заливку мастерской равномерным светом. Единственный минус данного способа состоит в том, что заметный процент светового потока будет попросту теряться.
Однако сократить потери и повысить энергоэффективность можно при помощи использования прожекторов на штативах или посредством закрепления устройств на стенах. Их изначальный световой поток выше обычного, а потому один такой прибор способен легко заменить три-пять более мелких светильников. При выборе прожекторов нужно лишь следить за тем, чтобы они имели высокий индекс цветопередачи, поскольку у большинства изделий из данной категории этот показатель довольно посредственен. При наличии пары эквивалентных моделей, грамотно размещённых в помещении, можно добиться почти полного отсутствия теней на холсте.
Чего мы не знаем о распределительных коробках?
Освещение мастерских
Работа любого мастера требует создания максимально удобных условий, способствующих производительности и эффективности технологических процессов, и освещению здесь отводится одно из главных мест. От качества освещения во многом зависит не только качество конечного результата, но и производительность труда и даже здоровье мастера, так как большинство мастерских связано с осуществлением работ высшей точности, необходимостью различать мельчайшие детали и элементы.
- Обеспечение комфортного общего света.
- Создание необходимых условий освещения на рабочем месте с помощью источников локального света.
Безусловно, самым лучшим светом для выполнения любого вида работ является рассеянный солнечный свет, поэтому мастерские рекомендуется оборудовать в помещениях с большой площадью остекления. Если же такой возможности нет, необходимо обеспечить искусственное освещение, по своим характеристикам максимально приближенное к естественному – равномерный рассеянный общий свет.
Считается, что если для работы не важно цветоразличение, то главным критерием освещения является его достаточность и зрительный комфорт мастеров. Если же цвет в работе мастера имеет принципиальное значение, помимо норм освещенности учитываются качественные характеристики источников света – цветовая температура, индекс цветопередачи.
Главный критерий, согласно которому проектируется освещение рабочих помещений, это характеристика разряда зрительной работы (приводится согласно СПиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»).
Если помещения мастерских не имеют доступа естественного солнечного света, показатель уровня освещенности, создаваемой светильниками общего света в системе комбинированного освещения, следует повышать на одну ступень (рекомендованная шкала освещенностей: 20-30-40-50-75-100-150-200-300-400-500-600-750-1000-1250-1500-2000-2500-3000-3500-4000-4500-5000). Практика показывает, что повышение уровня освещенности требуется и в случае темной отделки стен.
В мастерских, требующих правильного видения объемных предметов, требуется обеспечить также необходимый уровень цилиндрической освещенности, для чего средневзвешенный по поверхности коэффициент отражения стен должен быть не менее 40%, а потолка — не менее 50%.
Следует сказать, что при проектировании освещения некоторых мастерских учитываются не только нормы освещенности и принципы размещения оборудования. Так, например, реставрационные мастерские связаны с проведением различного рода работ наивысшей точности, от качества освещения здесь во многом зависит эффективность технологических процессов, поэтому и требования к осветительным установкам более жесткие.
Профиль реставрационной мастерской | Общее освещение, лк | Общее + местное освещение, лк | Цветовая температура, К | Относительное содержание ИК-излучений, мВт/лм |
Реставрация масляной и темперной живописи | 500 | май.30 | ||
Реставрация рисунка, акварели, графики, ткани, изделий из меха, кожи и т. д. | 300 | |||
Реставрация ювелирных изделий, часов и т. п. | 300 | |||
Реставрация крупногабаритных изделий (мебели, карет, скульптуры) | 500 | — |
Очень жесткие требования предъявляются и к освещению художественных мастерских, где от света напрямую зависит достижение основного замысла, выраженного в цветовом строе картины. С неправильным освещением мастерских, в частности, связаны такие явления, как разбел и чернота в учебном этюде. Очень важно, например, соблюсти одинаковые условия освещенности (как в количественном отношении, так и по цветовой температуре и качеству цветопередачи) натуры, палитры и холста – как правило, используется нейтральная цветовая температура источников света и средний уровень яркости (см. таблицу). Существуют даже специальные приемы, связанные с изменением условий освещенности. Например, на более ярком, чем во время работы, свете легче проверить нюансы цветовых оттенков изображения, связанные с работой красок на просвет, фактурой их поверхности и другими качествами в построении цветового строя изображения и его красочного слоя.
Для общего освещения мастерских рекомендуется использовать энергоэффективные источники света. Согласно нормам, при выборе светильников равной мощности предпочтение отдается тем, которые имеют большую световую отдачу и срок службы. Зачастую в мастерских используются лампы накаливания, так как они имеют наиболее близкий к солнечному свету спектр. Однако такие лампы сильно нагревают воздух и имеют низкую светоотдачу. Если в качестве замены планируется применять люминесцентные светильники, они должны быть оборудованы электронными ПРА, а сами лампы должны иметь качественный люминофор и высокий индекс цветопередачи, особенно если для работы важно цветоразличение. При этом более равномерную освещенность обеспечивают линейные лампы.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Свет для работы (это про лампы всякие. )
Не знаю, была ли такая тема.
Суть вопроса: кто чем светит на картину (кроме солнечного света)? Вот у аквариумистов тема света весьма и часто обсуждаема (чтобы растить красивую траву в аквариуме). А как быть нам, художникам? Я вообще думала, уже придумали что-то специализорованное. Чтобы крепилось куда угодно, поворачивалось куда угодно и ровно рассеивалось.
вопрос не понятен. освещает картину во время работы или освещает картину для фотосъёмки. это совершенно разные вещи
. была такая тема,в инете куча светильников для художников и фотосьёмки. что обсуждать,вчера вечером на подьёме писал при жёлтом свете,хорошо не выжелтил,не пользовался жёлтой,на пленере-солнце позаботиться о свете!
В мастерских при лампе Эдисона писать не будешь,в АШАНАХ ПОЛКИ ЗАБИТЫ ДНЕВНЫМИ СВЕТИЛЬНИКАМИ ОТ 500 РУБ вот и вся тема.(точка)
да, тема была. поищите на форуме еще » Как лучше устроить освещение рабочего места»
Правда, как и везде флуда много. но попадаются ценные советы)
а для картин на стене продаются специальные подсветки ..
у меня вот так примерно выглядят. осветители . один в окне(северо-запад) . другой в лампе (важное значение имеет лампа- белый свет.(!)..эргономичная. синие не зеленит. белые не желтит)
включаю редко -только зимой. у меня и так свет хороший . без осветителя .
крепится насадкой на мольберт STUDIO-PRO (итал.)они теперь продаются спокойно в худ.салонах Москвы «ВСЁ ДЛЯ ХУДОЖНИКА». в простой речи » ВСЁ ДЛЯ ХУДА»или «ВСЁ ПРОТИВ ХУДОЖНИКА». так как цены там плохие. высокие!
Андрей, как вам здорово пишется с таким видом!
На самом деле пленэр из окна — это суровая необходимость для художников средней полосы.
Может быть пора организовать акцию по обмену студиями, когда художники с хорошим видом из окна меняются рабочими местами, ну или за денежку приглашают порисовать желающих?
Вот это видок из окна. Завидую. «А из нашего окошка — только улицы немножко»
Вот я как раз сейчас сижу и выбираю такую лампу Ильича-Эдиссона как раз. Задался целью сделать себе нормальный свет — зима приближается, световой день сокращается. По параметрам вроде бы как вот ТАКАЯ была бы неплоха — но там разъем какой-то не такой, вот и не пойму — нужен к ней стартер, или нет? Надо с кем-то, кто разбирается в этом деле, проконсультироваться. Второй вариант больше чем на четверть уступает по Кельвинам (сила свечения в них дается, в люменах — по силе освещенности — проставлено не везде), зато понятно, что с ней дальше делать — вкручивается в обычный патрон для лампочки и все. В России знаю — видел у знакомого ходожника — огромные лампы энергосберегающие. Здесь я таких мощных чего-то у себя не могу пока найти.
Вот как вторая по ссылке лампочка филипсовская у меня была (или почти такая). Еще специальные всякие были.
Сейчас на такие перешла http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/90131407 Не знаю характеристик этих лампочек. Но с ними как-то комфортнее. По-крайней мере освещение листа такое же как при дневном свете.
второй вариант был у меня тоже. почему-то быстро сгорела. вставил вторую. не зажглась. немного постучал щелбаном по ней
(т.е встряхнул ). заработала. у них такой закидон бывает.
Опять лампы. К зиме дело. эх.
Тут все субъективно. Ставь какая нравится. И чем больше их будет, тем лучше проверять, что вышло, под разным освещением. Наример, по тону хорошо со слабым светом работать, как ни странно. Но именно так видны ошибки. Или глазки прищурить. Для цвета лучше комбинация люминисцетной и накаливания. Лед лампы не пробовал. Должно быть интересно. Но, всеж не настоящее.
Не будет такого. Это всеравно, что искусственный Бог.