Освещение для школьного класса

Освещение в школе.

В образовательных учреждениях освещение должно улучшать периоды концентрации, а также располагать к досугу; оно должно обеспечивать визуальный комфорт и безопасность для всех людей. Поэтому важно выбрать освещение в школе и правильные системы освещения, которые создают оптимальную визуальную настройку, и предложить среду, способствующую обучению, поскольку хорошо известно, что свет влияет на концентрацию и внимание.

Освещение в школе требования.

К освещению школ и других образовательных учреждений предъявляются особые требования, которым должны соответствовать применяемые светильники. А именно, яркость светильника, яркость светодиодного светильника не должна превышать значения 5000 кд/м 2 , а цветовая температура должна быть 4000 К. Светильники для учебных заведений должны отвечать следующим нормативным требованиям:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
  • Требованиям письма Руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко от 01.10.2012 № 11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

Освещение в школе требования.

Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельности Е, лк UGR Неравномерность освещенности, Uₒ Ra Kп % Примечания
Классы, комнаты преподавателей 300 19 0,6 80 15 Освещение в школе должно быть регулируемым
Классы для вечернего обучения взрослых 500 19 0,6 80 10 Освещение в школе должно быть регулируемым
Лекционные залы 500 19 0,6 80 10 Освещение в школе должно быть регулируемым
Черная доска 500 19 0,7 80 10 Предотвращать направленное отражение
Столы для показа 500 19 0,7 80 10 В лекционных залах 750 лк
Комнаты для рисования 500 19 0,6 80 10
Классы изостудии в художественных школах 750 19 0,7 90 10 4000≤ Тцв ≤ 6500К
Комнаты технического черчения 750 16 0,7 80 10
Кабинеты и лаборатории 500 19 0,6 80 10
Кабинеты труда 500 19 0,6 80 10
Учебные мастерские 500 19 0,6 80 15
Комнаты для музыкальных занятий 300 19 0,6 80 10
Компьютерные классы 300 19 0,6 80 5
Классы по изучению языка 300 19 0,6 80 10
Подготовительные классы и мастерские 500 22 0,6 80 10
Вестибюли 200 22 0,4 80
Рекреации, коридоры 100 25 0,4 80
Лестницы 150 25 0,4 80
Общие комнаты для студентов и актовые залы 200 22 0,4 80 20
Комнаты преподавателей 300 19 0,6 80 15
Библиотеки: полки 200 19 0,6 80 20
Библиотеки: столы для чтения 500 19 0,6 80 10
Комнаты для хранения демонстрационого материала 100 25 0,4 80
Спортзалы, бассейны (общие) 300 22 0,6 80 20 Для специализированных – требования EN12193
Столовые 200 22 0,4 80 20
Кухни 500 22 0,6 80 10

Освещение в школе-Кабинеты.

В классных комнатах должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, способствующие обучению и предотвращающие усталость глаз.
Кроме того, чтобы избежать отражения света на доске, должна быть соответствующая система освещения, такая как настройка вертикального освещения 500 люкс. Во все времена светильники должны легко управляться регулировать яркость, чтобы учитель или ученики могли уменьшить интенсивность света или выключить систему освещения в соответствии с действиями, которые возникают, например, перед экраном компьютера, во время взаимодействия между учениками или когда используется проектор.

Освещение в школе с использованием датчиков движения. Чтобы обеспечить интеллектуальное управление светильниками, а также экономию энергии, в этих помещениях настоятельно рекомендуется использовать датчики присутствия; свет выключится, когда класс занят больше не занят (например, во время перерыва или перерыва между классами).

Максимизация использования естественного света – идеальная формула: она помогает создать наилучший климат и ведет к значительной экономии энергии. Кроме того, поскольку естественный свет дня влияет на биологический ритм людей, он также улучшает их самочувствие, их продуктивность, а также их способность концентрироваться.

Датчики освещенности позволяют пользователю регулировать интенсивность светильников в течение дня в зависимости от количества естественного света, который фильтруется в класс. Таким образом, области, которые ближе всего к окнам, получают меньше искусственного света, чем остальная часть комнаты, и, как таковое, являются, по сути, интеллектуальным освещением.
В классных комнатах, где учащиеся выполняют ручную и художественную работу, требуется специальная система освещения, которая дает ученикам очень четкое представление об их объектах. Благодаря постоянному вертикальному освещению, обеспечивающему превосходную цветопередачу, можно добиться соответствующей степени яркости . В этой среде светильники также должны выдерживать чрезмерное количество пыли. Художественные классы или промышленные чертежные помещения должны быть оборудованы освещением, равным или превышающим 750 люкс.

Освещение в школе-Библиотеки.

В школьных библиотеках освещение должно быть как практичным, так и приятным. Он должен пролить достаточный свет, не будучи слишком ярким, чтобы создать атмосферу, способствующую чтению. 200 Лк идеально подходят для книжных полки, а 500 люкс – оптимальный выбор для рабочих станций или читальных залов.

Амфитеатр и конференц-залы.

Эти обширные пространства требуют интеллектуальных и безопасных систем освещения; освещение должно быть установлено на уровне 500 люкс, в то время как лестничные клетки и коридоры должны всегда иметь маркировку.

Во время презентаций докладчик должен иметь возможность регулировать уровни освещения, чтобы сосредоточиться на определенных областях на сцене, изменять интенсивность света или даже выбирать конкретные цвета в соответствии с типом презентации. Не должно быть эффекта бликов, который может помешать другим участникам на сцене.

Эти области также должны быть оснащены подсветкой пиктограмм, а также аварийным освещением, которое освещает залы и проходы и направляет людей к выходам в случае чрезвычайной ситуации. Освещение в школе должно быть безопасным. (Про аварийное освещение читайте подробнее здесь.)

Освещение в школе-коридоры.

Системы освещения в учебных заведениях продолжают работать в течение долгих часов из-за их высокой заполняемости: дневных курсов, ночных занятий, работ по техническому обслуживанию и т. Д. Во всех этих случаях коридоры должны быть хорошо освещены для облегчения распространения и обеспечения общественной безопасности. Настоятельно рекомендуется устанавливать датчики движения, а также интеллектуальные решения освещения, которые освещают только занятые пространства. Коридоры могут выдерживать уровень освещенности 100 люкс.

Пиктограмма и аварийное освещение должны быть стандартным протоколом освещения, чтобы соблюдать стандарты безопасности.

Освещение в школе-кафетерии.

Сервисные острова в кафетериях должны быть выделены правильно назначенной системой освещения для руководства учениками, преподавателями и школьным персоналом.
Кроме того, рекомендуется установить освещение в школе с соответствующим индексом цветопередачи, чтобы привлечь внимание к пище и избегать теней. Для этой конкретной зоны хорошо оборудовано освещение на 200 люкс.

Освещение в школе-Зоны отдыха.

Во всех зонах досуга свет должен способствовать отдыху и расслаблению для тех, кто их посещает. Это должно быть более мягким, чем в других областях, но никак не в том, чтобы создавать визуальный дискомфорт, когда ученики оставляют одно место для перехода в другое. Светильники с уровнем освещенности 200 люкс хорошо подходят для этой цели.

Освещение в школе-Комната для персонала.

В этом пространстве сочетание прямого и косвенного освещения без какого-либо фактора блеска и освещенности в 300 люкс будет в значительной степени способствовать концентрации учителей.

Освещение в школе-Спортзалы.

Благодаря широкому спектру спортивных и физических упражнений, практикуемых в этом пространстве, он должен быть оснащен гибкой и настраиваемой системой освещения. Интеллектуальное решение для освещения, которое позволяет пользователям регулировать уровень освещенности в соответствии с назначенной деятельностью, безусловно, будет поддерживать требования безопасности в пространстве. Кроме того, не должно быть ослепляющего эффекта, когда участники смотрят на потолок. Светильники должны быть прочными, чтобы выдерживать повреждения, вызванные объектами или оборудованием, которые могли бы приземлиться на них. Для получения дополнительной информации о требованиях к освещению спортивных сооружений, ознакомьтесь с требованиями к специальному освещению в спортивных сооружениях.

Нормативы освещения в школе

Важность нормативов освещения в школах

Какие нормы освещения должны быть соблюдены в школе, и какие светильники соответствуют нормативам освещения, рассмотрим в этой статье. Известно, что за годы обучения в школе большой процент детей приобретает близорукость. Детям приходится проходить лечебно-диагностические процедуры и носить очки. В связи с этой ситуацией в настоящее время большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим нормативам, связанным с освещением в российских школах и качеством осветительных приборов. Качественные и безопасные светильники, комфортное для глаз и нервной системы освещение — это важные факторы эффективности обучения в школе и поддержания общего хорошего самочувствия детей школьного возраста. Освещение в школах должно соответствовать требованиям установленных нормативов.

Нормативы освещения различных помещений в школе

Нормативы освещения разработаны на основании того факта, что в обычной школе учатся дети всех возрастов: от малышей из подготовительного класса до совсем взрослых старшеклассников. В связи с этим, нормы освещения для классных кабинетов отличаются в зависимости от возраста обучающихся в классе детей.

Также нормативы освещения подразумевают наличие специальных помещений в школе:

  • библиотеки;
  • кабинета трудового обучения;
  • спортзала;
  • актового зала;
  • столовой или буфета;
  • кабинетов для лабораторных занятий;
  • коридоров и холла; раздевалки;
  • туалета;
  • кабинетов для отдыха и внеклассных занятий.

При составлении нормативов освещения учитывалось, что во многих школах дети остаются в продленке и проводят в школе практически целый день, выполняют домашние задания, играют и отдыхают. Часто дети приходят в школу, когда на улице еще темно, а уходят после захода солнца. Поэтому для соблюдения нормативов освещения следует учитывать как естественное дневное освещение, так и искусственное освещение в школе.

Нормативные документы СанПин и СНиП по освещению в школе

Нормативы освещения для школ с учетом всех требований зафиксированы в специальных документах:

  1. СанПин;
  2. СНиП.

В этих документах указаны все показатели освещенности и параметры светильников общего и местного освещения, предназначенных для школ.

Примерные нормы освещенности для школ по СанПин и СНиП:

  • учебные кабинеты — от 200 до 750 люкс;
  • библиотека — от 500 до 1500 люкс;
  • спортзал — от 100 до 300 люкс;
  • уровень освещенности классной доски — от 300 до 500 люкс.

Преимущества и особенности естественного освещения в школах

Нормативы освещения и требования к светильникам для школ прописаны с учетом естественного и искусственного освещения, возраста детей и предназначения помещений в школе. При проектировании работ по освещению учебных классов уделяется внимание максимальной доступности естественного солнечного освещения.

Естественный свет является наиболее благоприятным для развития ребенка. Однако дети в школе должны иметь возможность отгородиться от слишком яркого света. Слишком яркий свет солнца из окна во время урока может навредить детским глазам не меньше, и даже больше, чем недостаток освещения.

Требования СанПин и СНиП к светильникам для школ

В нормативах СанПин и СНиП для освещения указаны типы светильников, которые могут применяться в классах и других помещениях школы.

К светильникам для школы в общих нормативах освещения указаны следующие требования:

  • светильник должен создавать требуемый уровень освещенности;
  • не допускается мерцание света от светильника и шумовые эффекты, например жужжание или потрескивание;
  • светильник должен создавать равномерное освещение;
  • свет от осветительного прибора должен быть мягким и рассеянным;
  • светильник должен быть безопасным и максимально экологически чистым, например, светодиодные светильники наиболее безопасны с точки зрения экологии и детского здоровья;
  • теплый световой поток от светильника в большей степени соответствует нормативам освещения СанПин и СНиП для школы.

Требования к светильникам в школе (нормативы,СанПиН)

Требования к светильникам в школе, представленные в санитарных и строительных нормативных актах, направлены на обеспечение необходимого уровня психологической безопасности и охраны физического здоровья учащихся. Тема весьма актуальна. Распорядок академического дня построен так, что в зимнее время ученики приходят в школу в утренние сумерки, а заканчивают занятия и возвращаются домой, когда солнце уже заходит за пределы горизонта.

Недостаток естественного и несбалансированность искусственного света оказывает вредное воздействие, вызывать чрезмерную утомляемость, слезоточивость, покраснение и прочие болезненные ощущения. Много вопросов у общественности вызывают LED светильники для школы, которые по мнению некоторых, якобы вырабатывают нежелательную для организма электромагнитную пульсацию, обостряющую нервозность и раздражительность. Давайте попробуем разобраться так ли это.

Документы регламентирующие освещение в школьных помещениях

Основополагающие позиции здорового освещения в школах по нормам СанПиН отражены в документе № 2.2.I/2.1.1.1278-03, их уточнения даны в Письме ФС по надзору и защите прав потребителей от I.Х. 2012г. N 0I/11157-12-32, а рекомендации доступны в протоколе конференции Минстроя 19.01.2017 г. Представленные документы служат основой для проектирования уровня освещения в

  • классах,
  • коридорах и
  • залах учебных заведений.

Они же разъясняют и корректируют неоднозначные пункты СП 256.1325800.2016 и СП 251.1325800.2016, касательно запрета на пользование некоторыми видами ламп в зданиях медицинского и образовательного назначения.

Эти документы подразумевают возможность использования в образовательных учреждения (LED) люминесцентных и ламп дневного света. Они обеспечивают нормативы принятые согласно СанПин.2821-10

  • На рабочих столах — от 250 до 750 лк.
  • Над доской — от 350 до 500 лк.
  • Нормы к светильникам для спортзала у пола — от 200 лк.
  • В рекреациях — от 150 лк.

Слишком тусклая освещние напрягает органы зрения и приводит к потрезе зрения. При недостаточном освещении учщиеся ощущают:

  • усталость,
  • пассивность,
  • сонливость.

Слишком яркое свечение может действовать возбуждающе, приводить к нервным напряжениям.

Нормы освещения в школьных классах и коридорах

Освещение в школе, по нормам СанПин должно иметь левостороннюю направленность и обеспечивать коэфициент естественной освещенности КЕО (еm = (Ев м / Ен) × 100% ) на поверхности парт крайнего правого ряда 1,3-1,5 единиц. Если помещение имеет длинну более 10 м, то его дополнительно подсвечивают с правой стороны, установив световое оборудование на высоте 2,2 м. и выше от уровня пола с таким расчётом, чтобы KEO на местах, расположенных в центральном ряду также оставалось в заданных пределах. Запрещено рассаживать обучающихся перед или позади основного пучка светового потока.

Направление левого угла падения лучей выбрано не случайно. При правильном их распространение в пространстве создаются условия для нормального течения физиологических процессов у человека и условия для энергичной умственной работы и усвоения материала. Специальные светильники над доской принято крепить на высоте 0,3 м от верхнего края.

Наиболее эффективную систему общего освещения классных комнат и коридоров обеспечивают школьные Led светильники потолочные Армстронг со спектрами светоизлучения:

  • белым,
  • тепло-белым,
  • естественно-белым.

Схему их расположения составляют с учётом «лимита дискомфорта», определяющего, как будет освещаться все помещение. Его оптимальное значение – не ниже 150 люкс. Использование в кабинетах и коридорах разных видов ламп не допускается.

В компьютерных классах приходится сочетать ведение записей в блокноте с восприятием информации с монитора, требования к мощности светильников повышаются, начиная от 300 лк и выше. При этом потолочные LED светильники армстронг, располагают рядами, параллельно по отношению к окнам. Последний из них монтируют в удалении 1,6 м. до дальней стены кабинета.

Нормы освещения в спортивных залах

В школьных помещениях освещение спортзалов и основных аудиторий должно подключаться по разным линиям передачи электроэнергии. Основные нормы прописаны в следующих документах:ВСН 1-73 , пособии к СНиП 2.08.02-89, СП 31-112-2004, СНиП 23-05, СНиП 3.05.06. В целом, принято выделять следующие нормативы:

Минимальная освещенность, Лк (крытый спортзал)

Как выбрать светильник для школы

При выборе светильников для школы прежде всего нужно опираться на требования СанПиН для учебных заведений. В них регламентируются нормы освещенности для помещений разного назначения. Если говорить кратко:

  • в классе на уровне парты она должна достигать 500 лк;
  • в мастерской – 300 лк;
  • в спортзале и актовом зале – 200 лк на уровне пола.

Почему для школы лучше выбирать LED-светильники

Гигиенические нормы освещения требуют, чтобы уровень пульсации света не превышал 5%! Этому показателю наилучшим образом соответствуют светодиодные источники света! Они обладают множеством преимуществ перед лампами других типов:

  • не мерцают,
  • не издают шума,
  • потребляют меньше электроэнергии, создавая больший световой поток,
  • мгновенно достигают максимального уровня свечения,
  • практически не теряют яркости с течением времени,
  • имеют наибольший срок службы (от 50 000 часов),
  • не содержат опасных веществ.

Какими бывают светильники по видам и назначению

Выбирая светодиодные светильники для школы, нужно учитывать, что они бывают разных видов. Для разных помещений и условий использования некоторые модели будут оптимальны, а другие могут не подойти. Поэтому лучше заранее проконсультироваться со специалистом по телефону +7 (499) 322-11-31.

Классификация

По способу монтажа

любые типы потолков

коридоры, зоны отдыха

учебные и компьютерные классы

По степени защиты

Применение вторичной оптики

матовые или прозрачные рассеиватели

равномерное распределение света, устранение бликов

направление светового потока

Создадим здоровую рабочую атмосферу в учебном классе с помощью правильного освещения

Светильники в классе нужно подобрать и расположить так, чтобы на каждой парте освещенность составляла 500 лк. Чаще всего для освещения учебных аудиторий используются лед-светильники мощностью 36 – 56 Вт. Но для точного подбора нужно провести светотехнический расчет.

Настроиться на усвоение учебного материала помогает правильно подобранная цветовая температура. Наиболее подходящее для таких целей значение – 4000 К. Слишком высокая температура спровоцирует повышенную возбудимость, а слишком низкаязамедление реакций.

Дополнительно нужно обратить внимание на индекс цветопередачи. Он должен быть не менее 80 Ra, чтобы у школьников не нарушалось восприятие цветов.

Особенности освещения остальных помещений

В коридорах и на лестницах допускается уровень освещенности 100-150 лк. Поэтому здесь можно установить менее мощные светильники.

При освещении спортзала нужно учитывать высоту потолков и возможность попадания в светильник спортивного снаряда. Поэтому здесь нужны светильники с более мощным и узким световым потоком, а также с защитной металлической решеткой.

При подборе осветительных приборов в душевые и бассейн обратите внимание на показатель IP. Вторая цифра в нем указывает на уровень защищенности внутренних элементов светильника от влаги. Чем она больше, тем выше степень защиты.

В зонах отдыха и в столовой достаточно освещенности порядка 200 лк. При этом цветовой спектр можно сместить в сторону более теплого – 3000 К.

Учесть все факторы при подборе освещения в школу не просто, но от этого зависит здоровье детей и их настроенность на учебу. Доверьте решение этого вопроса нашим инженерам.

Звоните +7 (499) 322-11-31 или оставляйте заявку на сайте!

Мы учтем все нюансы освещения и поможем снизить затраты на закупку светильников!

Освещение для школьного класса

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предъявляются требования к естественному и искусственному освещению:

Естественное освещение

Все учебные помещения должны иметь естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

— не закрашивать оконные стекла;

— не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Допускается отсутствие инсоляции (солнца) в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

Искусственное освещение

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения ( люминесцентные лампы и лампы накаливания).

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением — софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.