Освещение федеральных дорог в населенных пунктах
ГОСТ Р 58107.1-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета
Текст ГОСТ Р 58107.1-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Нормы и методы расчета
General use automobile roads lighting. Norms and methodsof calculation
Предисловие
1РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзныйнаучно-исследовательский светотехнический институт имениС.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)
2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332″Светотехнические изделия, освещение искусственное»
3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2018 г. N626-ст
Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информацияоб изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе»Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования — на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет (www.gost.ru)
1Область применения
Настоящий стандартустанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственногоосвещения автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги)вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожногосервиса.
Настоящий стандартприменяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого илиреконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.
Настоящий стандарт нераспространяется на:
-освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общегопользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных ииных производственных предприятий, дороги, предназначенные длявременного использования, дороги, расположенные в специальных зонахотчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно вспортивных целях;
-освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;
-архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещениеэлементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосыотвода и на придорожной полосе.
2Нормативные ссылки
Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиестандарты:
ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общегопользования. Горизонтальная освещенность от искусственногоосвещения. Методы контроля
ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общегопользования. Техническая классификация
ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектовжелезнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексыосветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 55708 Освещение наружноеутилитарное. Методы расчета нормируемых параметров
ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное.Термины и определения
ГОСТ Р 58107.2 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожномпокрытии мобильным способом
ГОСТ Р 58107.3 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожногопокрытия мобильным способом
Примечание — Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодномуинформационному указателю «Национальные стандарты», которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускамежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» затекущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дананедатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующуюверсию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версиюизменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3Термины и определения
Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:
3.1 яркость дорожногопокрытия L, кд•м : Яркость дорожного покрытия в заданнойточке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направленииводителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося встандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.
3.2 стандартныеусловия наблюдения: Условия, при которых глаз наблюдателярасположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален отзаданной точки на расстояние, при котором значение угла междулинией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дорогилежит в интервале (1,0±0,5)°.
3.3 средняя яркостьдорожного покрытия , кд•м : Яркость дорожного покрытия относительнонаблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения,усредненная по заданному участку дороги.
3.4 общаяравномерность яркости : Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее среднему значению .
3.5 продольнаяравномерность яркости : Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, накоторой расположен наблюдатель.
3.6 освещенность надорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожномпокрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.
3.7 средняяосвещенность , лк: Освещенность на дорожномпокрытии, усредненная по заданному участку дороги.
3.8 равномерностьосвещенности : Отношение минимального значенияосвещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению .
_______________
*Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителябазы данных.
3.9 пороговоеприращение яркости , %: Мера слепящего действияпрямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителятранспортного средства.
3.10 коэффициентпериферийного освещения SR: Отношение среднейосвещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенностина поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.
3.11 участок состандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжаячасть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину,которая определяется стандартными условиями наблюдения.
1Прямолинейность проезжей части участка определяется следующимиусловиями: продольный уклон — не более 30%, радиус кривизны длякривых в плане — не менее 3000 м, радиус кривизны в продольномпрофиле — не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и неменее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.
2Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует60 м плюс длина трех пролетов между ОП.
3.12 участок снестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги,имеющий отклонения от стандартной геометрии
Примечание — Примерамиучастков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевыепересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды сэстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.
3.13 коэффициентэксплуатации MF: Отношение среднейосвещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концуустановленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том жеучастке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.
4Нормы освещения
4.1Проезжая часть дорог
4.1.1 Для дорог состандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют:среднюю яркость , общую и продольную равномерности яркости дорожногопокрытия, среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.
Для дорог с нестандартнойгеометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного(брусчатка, цементобетонное и др.), а также дорог, расположенных всеверной строительно-климатической зоне азиатской части России (см.приложение А) или выше 66° северной широты европейской частиРоссии, нормируют среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.
Пороговое приращениеяркости и коэффициент периферийного освещенияSR нормируют для проезжей части дорог независимо от их геометрии итипа покрытия.
4.1.2 Нормы освещениядорог в зависимости от категории дорог приведены в таблице 1.
Освещение автомобильных дорог
Наружное освещение улиц выполняется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ, на сегодняшний день эта система отличается многофункциональностью и разнообразием. Только изучив и сопоставив весь ареол факторов, влияющий на качество подсветки дорог, следует приступать к обустройству уличного освещения. Важная роль в этом вопросе отводится автомагистральной подсветке. На этих дорогах сложное и динамичное движение. А безопасность на проезжей части, жизнь и здоровье участников движения напрямую зависят от того, насколько грамотно выполнено освещение автомобильных дорог. Поэтому разработаны и предусмотрены жёсткие нормативы, требования к параметрам осветительного оборудования в населённых пунктах, установленные ГОСТ. Наружная подсветка важна в принципе на территории населённых пунктов, а в оборудовании автомобильных дорог – играет главнейшую роль и является первой необходимостью в тёмное время суток.
В статье вы ознакомитесь с нормами, требованиями к важным элементам наружного освещения, с правилами подбора и установки осветительных приборов на дорогах населённых пунктов.
Отличительные черты установки освещения на проезжей части
Освещение автомобильных дорог играет важную роль и выполняет незаменимые ничем функции как в небольших посёлках, что в больших городах. Хотя в крупных столицах, с бешеным ритмом жизни и динамичным движением следует уделить повышенное внимание.
Важный момент! Именно освещение автомобильных дорог и улиц города обеспечивает безопасное движение владельцев транспортных средств и самой незащищённой категории на улице – пешеходов. Очень ответственно следует подойти к вопросу освещённости пешеходных переходов.
Поэтому в таких местах недопустимо нарушение нормативов ГОСТ с установкой низкокачественных осветительных приборов, а уж тем более их полное отсутствие. Это может привести к трагическим последствиям на дорогах, к созданию опасных и аварийных ситуаций на проезжей части улиц населённых пунктов, заканчивающихся трагически.
Закреплённые в рамки ГОСТ, с особенными требованиями и нормативами, правила создания максимально безопасной освещённости регламентируются специализированной документацией – СанПин и СНиП. Только неукоснительное соблюдение всех этих правил, норм по ГОСТу при проектировании освещения автомагистралей и проезжей части населённых пунктов гарантирует безопасность участникам движения, пешеходам и избавляет ответственные структуры от наложения штрафных санкций.
Документация СНиП обеспечивает, при условии соблюдения жёстких рамок требований и норм, максимально безопасные и эффективные условия передвижения на дорогах населённых пунктов любого размера и статуса.
Основные задачи освещения автомагистральной проезжей части в городах
- обеспечить безопасную ситуацию в вечернее и ночное время на проезжей части городов по максимуму;
- создать освещение, удовлетворяющее требованиям создания безопасных условий вождения на городских дорогах и автомагистралях;
- предоставить уровень освещения за счёт светильников, расположенных вдоль проезжей части, достаточный для того, чтобы водители в тёмное время суток видели дорогу полностью (возможность разглядеть встречный автомобиль или пешеходов на обочине).
Проведение специальных расчётов, которые опираются на определённые параметры, обеспечивает проезжую часть дорог в поселениях различного статуса (города, сёла, деревни, посёлки) достаточным освещением.
Уличное обеспечение освещённостью обеспечивают параметры
- осветительное оборудование устанавливается согласно предписаниям ГОСТ: люминесцентные, галогеновые, светодиодные приборы и светильники устанавливаются соответственно всем требованиям и нормам ГОСТ;
- для определённой проезжей части просчитываются мощностные характеристики светового потока, определяется: какая мощность исходит суммарно от всех источников света: галогеновых, светодиодных, люминесцентных светильников и лампочек;
- уровень освещённости, необходимый для проезжей части, опирается на нормы и требования СНиП.
Внимание, нюанс! Большое внимание уделяется требованиям, которые касаются непосредственно источников света, нежели осветительного оборудования и приборов. Свет, исходящий от всех источников света, вкрученных в осветительные установки, должен обеспечивать равномерное и размеренное освещение, без слепящего эффекта на каждом отдельном участке дорожного полотна.
Условия и правила организации подсветки дорог и автомагистралей
Ранее было сказано: благоустройство и установка уличного освещения на проезжей части населённых пунктов регламентируется нормами и требованиями ГОСТ, прописанными в документах по СНиП и СанПин. За основу берут требования и правила, прописанные в СНиП, там определены чёткие нормативы для конкретного случая, в каждом разделе, своя особенность.
СНиП устанавливает необходимые параметры достаточного уровня освещённости, который обеспечит возможность водителю адекватно и вовремя оценить ситуацию на проезжей части, и корректно среагировать в случае опасного или непредсказуемого манёвра другого водителя или пешехода, особенно в зимний период, когда скорость торможения намного слабее.
Для этого ведут расчёты по определению средней величины горизонтального освещения дороги по следующим критериям:
Внимание! Соблюдение указанных параметров является гарантией того, что водителю откроется достаточная видимость, и он сможет разглядеть на расстоянии все движущиеся и приближающиеся автомобили, а также изъяны на дорожном полотне, которые очень часто становятся причиной ДТП с необратимыми последствиями.
Ещё один важный момент при организации подсветки дороги: яркость осветительных приборов – она не должна быть тусклой, и в то же время слишком яркий свет ослепляет водителей, что также может привести к созданию аварийной ситуации. Для того, чтобы освещение автомобильных дорог было оптимально в СНиП указаны конкретные нормативы, которых стоит придерживаться.
Особенности установки подсветки на дорогах населённых пунктов
В современном мире подсветка дорожного полотна – неотъемлемая составляющая, гарантирующая безопасность передвижения в вечером и ночью.
Зрительный анализатор человека днём и ночью выдаёт разные показатели, этим и руководствуется СНиП, обозначая конкретные параметры освещённости объектов в тёмное время суток. Наименьшая граница показателя подсветки осветительных приборов вечером и ночью должна быть не менее 2 люкс, это даёт возможность комфортного передвижения на машине для водителя и по обочине – для пешехода. Поэтому и возникает необходимость в обустройстве искусственной подсветки дорог и автомагистралей в населённых пунктах.
Требования к световому потоку:
- равномерное и непрерывное освещение дорожного покрытия, осветительное оборудование устанавливается через равное расстояние, обозначенное в параметрах СНиП;
- направление света идёт непосредственно на проезжую часть, не вверх и не в стороны;
- полностью освещать территорию вокруг движущегося автомобиля, обочину и соседние полосы, особенно на широких дорогах в три и более полосы;
- направление света должно учитывать горизонтальное освещение для увеличения границ видимости, чтобы полноценно видеть идущий навстречу транспорт;
- не должен быть слишком ярким и слепить водителей.
Важно! Особое внимание при организации подсветки отводится автомагистралям, поскольку на этих дорогах постоянно наблюдаются высокие скорости (в связи с их предназначением), и именно этот вид нуждается в создании комфортной ситуации для обеспечения безопасного движения транспорта.
Требования к количеству световых точек, исходя из перечисленных характеристик:
Обратите внимание! Какая бы ни была ширина у главной дороги, согласно статусу, освещение устраивается намного лучше проезжей части второстепенного значения, поскольку риск возникновения опасных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий в разы выше.
От подбора светильников, лампочек и осветительного оборудования, от их качественной установки и правильного функционирования, зависит жизнь и здоровье граждан. К этому вопросу следует подходить разумно, с учётом всех нормативов и требований, и тогда движение на дорогах городов и сёл будет безопасным и комфортным.
Освещение автомобильных дорог
03 августа 2020
Инженерно-транспортная инфраструктура населенных пунктов и магистралей включает освещение автомобильных дорог. При обустройстве такой системы учитывают особенности дороги, интенсивность трафика, количество потенциально опасных участков. По статистике, благодаря правильно организованному освещению в соответствии с ГОСТ, СНИП, СП количество ДТП сокращается на 30–45%. Нормативы обуславливают тип требуемых светильников, их характеристики, оптимальный уровень освещенности для дорог общего пользования, пешеходных зон, автомагистралей.
Особенности освещения дорог
При организации искусственного освещения автомобильных дорог особое внимание уделяют равномерному распределению приборов. Это избавляет от затененных и излишне светлых участков, которые нецелесообразны с экономической точки зрения. Подбор светильников и их расстановку осуществляют в соответствии с классом дороги. Ведь решения, уместные для дорог класса В3, для которых оптимальная мощность составляет порядка 1 кВт на 1 км, не подойдут для дорог класса А1, А2, А3 и т. д.
Наружное освещение автомобильной дороги вне населенных пунктов обустраивается подрядчиками с учетом ряда критериев:
- Необходимость равномерного распределения светильников вдоль дорожного полотна, что делает работу комплексной, минимизирует вероятность появления темных участков.
- Нормы ГОСТ, СНИП, СП.
- Светильники должны формировать сфокусированный и целостный поток света для освещения заданного участка магистрали.
- Помимо дороги, нужно осветить прилегающую зону, обочины.
- Освещение пешеходных переходов должно полностью соответствовать нормативам ГОСТ 55706-2013. При правильном подборе светильников зона перехода отчетливо видна водителям и пешеходам, которые также оперативно считывают любые дефекты, препятствия, дорожные знаки и разметку. Для этого освещение перехода делают контрастным таким образом, чтобы эффект ослепления водителей полностью отсутствовал. Поток света направляют со стороны водителей в сторону пешеходных переходов. Для обозначения пешеходных переходов могут дополнительно применяться светодиоды.
Нормативные документы при разработке освещения дорог
При установке новых и реконструкции существующих систем необходимо руководствоваться действующими нормами освещения автомобильных дорог:
- ГОСТ Р 55844-2013.
- ГОСТ Р 56239-2014.
- ГОСТ 33176-2014.
- ГОСТ Р 55706-2013.
- СП 52.13330.2016.
- ГОСТ Р 58107.1-2018.
- ПНСТ 28-2015.
- ГОСТ IEC 60598-2-3-2012.
В стандартах, которые касаются освещения автомобильных дорог, указываются следующие требования:
- Равномерное освещение без участков с затенением, светильники должны быть расположены на расстоянии до 45 м друг от друга.
- Формируемый поток света должен быть достаточным, но не избыточным, ведь это чревато ослеплением водителей, пешеходов, что неминуемо приводит к дорожно-транспортным происшествиям на дороге.
- Световой пучок должен быть направлен непосредственно на дорогу, в противном случае его эффективность резко снизится.
- Для широких дорог важна сочетаемость светильников между собой. Нужно это для того, чтобы каждая полоса и обочины были качественно освещены. То же самое нужно обеспечить на примыканиях автомобильных дорог.
- Чтобы выделить участки повышенной аварийности, сложные повороты, сужения дорог, пешеходные переходы, следует откорректировать яркость либо цветность осветительных приборов.
Требования к подсветке дорог (в том числе к горизонтальной освещенности)
Стандартные требования, выдвигаемые к уличному освещению автомобильных дорог в населенных пунктах и за их пределами, отличаются в зависимости от интенсивности движения, разновидности улицы либо магистрали. Ряд требований выдвигается и к горизонтальной освещенности. Она измеряется в люксах. Например, для магистральных дорог и улиц с интенсивностью движения свыше 3000 транспортных средств в час горизонтальная освещенность должна составлять 20 лк, а яркость покрытия – 1,6 кд/кв.м. Подробнее узнать об ограничениях, связанных с горизонтальной освещенностью, вы можете из представленной ниже таблицы.
Рекомендации по осветительным приборам в опорах, какими они должны обладать свойствами в соответствии с эксплуатационными условиями
При подборе осветительных приборов учитывают ряд параметров:
- Технические характеристики.
- Уровень энергопотребления.
- Надежность работы в различных условиях, при температурных перепадах, порывах ветра, во время осадков.
- Простота технического обслуживания.
- Безопасность.
Для качественного освещения автомобильных дорог общего пользования нужен грамотный полноценный проект, в соответствии с которым и будут подбираться светильники, что снизит количество дорожно-транспортных происшествий в среднем на 30%.
К основным источникам света, используемым в светильниках, из которых комбинируют линии освещения автомобильных дорог, относят светодиоды, дуговые ртутные и ДНАТ лампы.
Классические светильники с дуговыми ртутными и ДНАТ лампами. Их применение в последние годы сократилось, несмотря на невысокий уровень энергопотребления, им требуется постоянное сервисное обслуживание, что приводит к дополнительным затратам. На сокращение их общего количества в сфере дорожного освещения повлияло и подорожание электроэнергии, что привело к развитию энергосберегающих технологий, которые позволяют снизить затраты на эксплуатацию системы освещения.
При строительстве федеральных трасс, которое происходило в 90-х годах прошедшего столетия, применялись светильники с дуговыми ртутными лампами. Их постепенно меняют на современные аналоги ДНаТ, которые существенно превосходят ДРЛ в плане эффективности и служат около 20 тысяч часов.
Такая замена имеет и негативные последствия. Ведь качество освещения снижается из-за особенностей ламп ДНаТ, их низкого индекса цветопередачи (для сравнения оно более чем в 3 раза уступает светодиодам, средний индекс цветопередачи которых составляет 70). И с этим ничего не поделаешь, такова плата за энергосбережение. Суть ещё одного недостатка сводится к тому, что не решается вопрос сервисного обслуживания. Оно так же, как и в случае с лампами ДРЛ, требуется регулярно, что приводит к ограничениям движения и повышает аварийность на дороге.
В среднем лампа ДНаТ служит до трех лет. Постоянная же вибрация конструкции, которая связана с движением большегрузного транспорта, особенно по мостам и эстакадам, приводит к сокращению срока службы ламп и повышению стоимости их эксплуатации ввиду частой необходимости замены.
Установка опор освещения с правильно спроектированной конструкцией светильника – залог бесперебойной работы системы и низких затрат на её содержание. В большинстве моделей светильников применяется защитный колпак из поликарбоната. При интенсивном трафике он склонен к загрязнению, а это негативно влияет на освещенность дороги.
Достойной альтернативой светильникам с лампами ДРЛ и ДНаТ стали светодиодные модели. Они имеют очевидные преимущества: высокая мощность, отличный индекс цветопередачи, долговечность, экономичность. Такие светильники подходят для освещения автомагистралей и примыкающих к ним участков, в частности пешеходных зон и остановок. Применяемые в них светодиоды служат порядка 100 тысяч часов, отлично справляясь с ударной и вибрационной нагрузками. К их преимуществам также относят экологическую и пожарную безопасность, высокую контрастность, моментальное включение при подаче электроэнергии, дополнительная экономия на кабеле (его меньшее сечение обуславливает низкую цену и связано с невысоким уровнем тока, который потребляется). Благодаря светодиодам уже удалось модернизировать часть федеральных трасс. Так, на федеральной трассе М-4 «Дон» светильники с лампами ДНат заменили светодиодными моделями на 150 ватт. Это решение уже прошло проверку временем и доказало свою рациональность. Согласно независимым опросам водителей, в ночное время двигаться по трассам, которые укомплектованы светодиодными светильниками, им комфортнее. Этому способствуют лучшая видимость отдельных объектов и комфорт для глаз.
Что касается климатического исполнения светильников, оно должно соответствовать региону, в котором он используется. Минимально допустимая степень защиты – IP65.
Если правильно подобрать, скомбинировать и установить осветительные приборы в опорах, удастся резко снизить аварийность. Ведь опасные участки дорог будут выделены за счет другой цветности, без резких перепадов яркости, с переходными зонами.
Следует учитывать, что подбор таких осветительных приборов ведется с учетом типа опоры. Предпочтение отдается приборам с металлическими опорами, которые имеют повышенную стойкость к коррозии и механическим повреждениям.
Расчет освещения автомобильной дороги осуществляется с применением различных калькуляторов и методик. В стандартных формулах расчета учитывают яркость дороги, уровень освещенности в расчетных точках, пороговое приращение яркости. Для многих дорог приходится перевыполнять нормативы ГОСТ. Это доказывает опыт сервисных компании по организации освещения автомобильных дорог. Подрядчики заявляют, что в ряде случаев уровень освещенности при замене старых светильников на новые модели уровень освещенности возрастает в 20 раз.
Если подытожить всё вышесказанное, станет очевидно, что устройство освещения автомобильной дороги должно соответствовать трем основным критериям: безопасность, удобство для водителей и пешеходов, эстетическая привлекательность.
Нормы освещения улиц
Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.
Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.
Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:
• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений
• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений
• Нормы освещенности подземных и надземных переходов
• нормы освещенности АЗС и автостоянок
• Нормы освещенности пешеходных пространств
Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.
Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.
Нормы освещения улиц, дорог и площадей
Пропускная способность, тыс. ед/ч
Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее
Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города
Прочие федеральные дороги и основные улицы
Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1
Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра
Основные дороги и улицы города районного значения
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением
Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали
Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон
Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений
Средняя горизонтальная освещенность, лк
Главные улицы, площади, общественных и торговых центров
Улицы в жилой застройке:
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов
Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов
Подземные пешеходные тоннели и переходы:
лестницы и пандусы
Открытые пешеходные мостики
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
лестничные сходы, съезды и смотровые площадки
Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок
Средняя горизонтальная освещенность, лк
Подъездные пути с улиц и дорог:
Категорий А и Б
Места заправки и слива нефтепродуктов
Остальная территория, имеющая проезжую часть
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа
Нормы освещения пешеходных пространств
Класс объекта по освещению
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений
Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов
Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.
Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:
· Работают при температуре от -60 до +40 °С
· Вариативность способов крепления и легкий монтаж
Изучаем освещение автомобильных дорог
На сегодняшний день уличное освещение является достаточно разнообразным, многофункциональным, если сравнивать с подсветкой помещений жилых домов, нежилых зданий. Чтобы организовать качественную систему освещения автомобильных дорог необходимо знать соответствующие требования, стандарты, без которых весь перечень критериев, влияющих на внешнее освещение, оценить просто невозможно.
Подсветка автомобильных дорог представляет особое значение в наружном освещении, так от его эффективности зависит безопасность перемещения транспортных средств, а главное жизнь, здоровье водителей и их пассажиров. Поэтому к такому светотехническому оборудованию предъявляются особые требования, ГОСТы.
Важно! Освещение автомагистралей, городских автодорог является важнейшим элементом уличного освещения.
Особенности дорожных осветительных систем
Подсветка дорожного полотна любого населенного пункта – это одна из основных задач местных властей, так как некачественное освещение дорог является первостепенной причиной автомобильных аварий и гибели людей.
Важно понимать! Качественная подсветка проезжей части – это безопасность всех участников дорожного движения, как автомобилей, так и пешеходов.
Проблемы в данном секторе – некачественная организация осветительной системы или полное ее отсутствие в населенных пунктах приводит к опасным ситуациям не только на проезжей части, но и на тротуарах. Как правило, подобные случаи заканчиваются довольно часто трагически.
Поэтому к городскому уличному освещению определены жесткие стандарты и требования, прописанные в СанПин, СНиП. Требования ГОСТов должны соблюдаться непреклонно при проектировании осветительных систем автодорог в НП. СНиП определены жесточайшие требования, гарантирующие эффективное освещение дорог, тротуаров в городах, прочих НП.
Основные задачи освещения городских дорог, автомагистралей, проходящих через населенные пункты:
- формирование безопасных условий для участников дорожного движения;
- качественная подсветка автомагистралей в темное время суток;
- осветительное оборудование, устанавливаемое вдоль дорог, должно отличаться достаточной степенью интенсивности светового потока, чтобы водители транспортных средств даже в темное время суток могли без труда рассмотреть не только движущийся на встречу автомобиль, но и пешеходов или велосипедистов на обочине.
Чтобы подсветка городских автодорог, автомагистралей, проходящих через НП, была эффективной, перед ее организацией осуществляются расчет необходимого оборудования, составляется смета.
Основные критерии, которые учитываются при проектировании наружного освещения:
- ГОСТ для светотехнического оборудования. Все осветительные устройства, для которых в качестве источников света используются люминесцентные, галогенные, светодиодные лампы обязаны отвечать установленным стандартам;
- Требования, нормы СНиП относительно интенсивности потока света;
- Мощность люминесцентных, галогенных, светодиодных ламп, используемых на уличных осветительных фонарях.
Важно! При проектировании наружной системы освещения большее внимание уделяется не конструкции самих уличных фонарей, а используемым на них световым источникам. Они должны равномерно и качественно освещать определенную часть полотна автодороги, при этом, исключая ослепление участников дорожного движения.
Требования к освещению автодорог
Стандарты, ГОСТ должны учитываться при проектировании, составлении сметы на осветительное оборудование для городских дорог и автомобильных магистралей, проходящих через населенные пункты. Все это подробно прописано в технической документации СНиП. При этом больше внимание нужно уделять стандартизации СНиП. В данном документе четко регламентируются нормы для конкретных случаев.
В СНиП прописана требуемая освещенность дорожного полотна, предоставляющая возможность участникам дорожного движения своевременно сориентироваться в определенной дорожной обстановке.
Для участков дорог, проходящих через НП нужно рассчитать горизонтальную освещенность:
- для автодорог, тротуаров местного назначения, отличающихся переходным видом покрытия, горизонтальная освещенность составляет порядка 4Лм/м 2 ;
- для автомагистралей, тротуаров районного назначения – порядка 6Лм/м 2 ;
- для прочих дорожных покрытий, например, проходящих возле дворов НП – порядка 2Лм/м 2 .
К сведению! Расценки на уличные фонари в зависимости от используемых на них источников света, их мощности могут существенно отличаться.
Выше приведенные нормы СНиП гарантируют водителю то, что он сможет прекрасно различать ТС, движущиеся по автомагистрали на достаточно удаленном расстоянии, а также закругления, неровности дорожного полотна.
Важно! Неровности, ямы, прочие изъяны дорожного полотна – это одна из основных причин ДТП.
Освещение автомобильных дорог также не должно быть очень ярким, так как такой свет может неожиданно ослепить участников автодорожного движения, создать аварийную обстановку на дороге. Установленные стандарты, ГОСТ предоставляют возможность в каждом конкретном случае организовать оптимальную степень освещенности. Поток света не должен быть, как чрезмерно низким, так и ярким. Нормы СНиП и были специально разработаны для организации оптимального уличного освещения.
Рекомендации специалистов
При создании автомагистральной системы освещения светотехническое оборудование необходимо размещать на конкретных участках.
Параметры, от которых зависит размещение и количество точек световых источников:
- назначение дорог – проселочная, автомобильная магистраль, городская дорого, улица, пр.;
- характеристики автодорожного полотна;
- категория НП, через который проходит автомагистраль – мегаполис, ПГТ, село и пр.
Зависимо от участка дороги будут отличаться и устанавливаемые осветительные приборы:
- для второстепенных автомобильных дорог применяются уличные фонари, мощность источников света находится в пределах 70-250 Вт;
- для автомагистралей с несколькими полосами движения авто в одном направлении мощность светильников должна составлять от 250 до 400 Вт.
Важно! Независимо от ширины дорожного полотна главные автодороги должны всегда обустраиваться лучшей системой освещения, так как на них предполагается движение транспортных средств на высоких скоростях, соответственно значительно повышается риск возникновения ДТП.
Заключение
К проектированию осветительных систем для автомобильных магистралей, городских и проселочных дорог необходимо подходить с особенной ответственностью. От качественного и эффективного освещения будут зависеть жизни и здоровье участников дорожного движения. Поэтому необходимо неукоснительно придерживаться действующих ГОСТов, регламентирующих организацию освещения автодорог разного предназначения. Только в таком случае можно минимизировать риски ДТП, сохранить жизнь, здоровье водителям ТС и их пассажирам.