Освещение смотровой ямы на СТО

Освещение смотровой ямы в гараже

Собираясь оборудовать смотровую яму самостоятельно, обратите внимание на планировку ламп и светильников. Ведь освещение в смотровой яме должно выполнять определенные задачи, отвечать требованиям безопасности и помогать автолюбителю, а не бить в глаза. Иначе осматривать автомобиль и проводить всякие процедуры типа замены масла в коробке передач будет не слишком комфортно, а иногда и затруднительно.

Из-за конструкции смотровой ямы здесь невозможно организовать естественное освещение в дневное время. Ведь любой источник естественного света будет перекрыт самим автомобилем.

В статье мы разберем:

  • принципы устройства правильного света в смотровой яме;
  • виды светильников;
  • принцип прокладки электропроводки.

Особенности устройства правильного освещения

Обычно к освещению смотровой ямы в гараже предлагаются следующие требования:

  • безопасность (на первом месте!);
  • экономное потребление электроэнергии;
  • достаточная яркость для выполнения осмотра и для мелкого ремонта автомобиля;
  • качественное боковое освещение и хороший свет снизу, на днище автомобиля;
  • равномерное освещение без теней;
  • лампа не должна слепить газа.

Выбирая светильник для гаража, помните, что осветительные приборы, предназначенные для эксплуатации в домашних условиях вряд ли подойдут для неотапливаемого помещения. Выбирая осветительные приборы в магазине, отдайте предпочтение тем, которые подходят для улицы. Подробно о планировании электроснабжения в гараже без отопления написано в этой статье. Также в статье мы отразили некоторые идеи обустройства освещения смотровой ямы. Коротко перечислим основные тезисы.

  1. Освещение смотровой ямы возможно только при использовании понижающего трансформатора. Их размещают на одном щитке со счетчиком.
  2. В яме категорически запрещено устанавливать в яме выключатель и розетку. Ведь если возле ямы разольется вода, она может попасть в розетку, которая расположена ниже уровня пола. Это приведет к короткому замыканию.
  3. Если планируется монтаж переносного светильника, рекомендуется выбрать низковольтовую модель. Альтернативой переноске выступает туристический светильник-фонарик, который крепится на голову.
  4. Проводка должна быть скрытого типа, обладать надежной гидроизоляцией.

Рекомендации по выбору осветительных приборов для ямы

К осветительным приборам для монтажа в ремонтную яму выносятся такие требования:

  • возможность использования в нишах;
  • повышенная защита корпуса от влаги и механических повреждений, так как инструмент во время работы может выпасть из рук и задеть светильник;
  • надежность и длительный срок работы без необходимости замены лампочек;
  • заземление у светильника с металлическим корпусом.

Если вы задумали многоуровневую подсветку смотровой ямы гаража, желательно остановить выбор на стационарных светильниках, которые имеют шарниры. С их помощью можно изменять направление светового луча, чтобы ориентировать его на необходимое место.

Расположение светильников необходимо так, чтобы свет, который идет от них, не был выше уровня глаз. Оптимально, если под лучом будут руки работающего человека и части днища автомобиля.

Варианты светильников, которые могут использоваться в яме:

  • светильники, имеющие напряжение 36 В;
  • 12-ти вольтовые светодиоды;
  • безопасные лампы на аккумуляторах, чтобы передвигать их в необходимое место.

Самые популярные светильники для гаражной ямы

Отзывы на форумах показывают, что самые популярные светильники для освещения ремонтной ямы — лампы дневного света, вкрученные в корпус с герметичной крышкой. Так лампа защищена от пыли и влаги. Для того, чтобы исключить повреждение корпуса осветительного прибора, на светильник крепится защитная решетка. Обычно эти лампы крепятся на стенах смотровой ямы гаража самостоятельно.

Последнее время увеличилось количество положительных отзывов о LED светильниках для освещения ремонтной ямы. Они безопасны, так как на них подается низкое напряжение. Кроме того, они яркие и потребляют мало энергии.

Другие полезные модели — переноски со светодиодной лампочкой. Длина электрического кабеля такой лампы по правилам безопасности — не менее четырех метров. Обычно переноска вешается на крючок, который не должен сильно выпирать из стены, чтобы не порвать куртку или не поцарапать кожу.

На форумах встречаются и совсем экзотичные варианты со светодиодами, например, использование в смотровой яме светодиодной ленты.

Кстати, налобные фонарики, о которых было сказано выше, часто используются автолюбителями. Выбирая такой прибор, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • расположение светодиодов — главное, чтобы они не очень сильно увеличивали конструкцию фонаря;
  • лучше выбирать фонарик с одним, но ярким светодиодом;
  • количество светодиодов только увеличивает режимы работы, которые при освещении во время ремонта совсем не нужны: обычно достаточно только одного яркого светодиода.

Нередко автолюбители не скупятся и приобретают налобный фонарик с большой степенью защиты. Однако как показывают отзывы, если пользоваться налобным светильником только в сухом гараже, переплачивать за защиту нет необходимости.

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

  1. В первую очередь необходимо разобраться, будет ли провод для пролегать к щитку через готовый кабель-канал, либо вы будете сооружать отдельный выход. Некоторые гаражники используют кабель-канал для освещения подвала.
  2. Следующий шаг — сделать разметку мест светильников в смотровой яме.
  3. Измерить длину провода, который вместе со светильниками вы приобретете в магазине электротоваров или строительном гипермаркете. Вместе с проводом покупается: выключатель, трансформатор при необходимости, пластиковая гофра или кабель-канал для прокладки, а также болгарка для резки камня и зубило (если вы будете утапливать светильники в ниши в стене ямы).
  4. Вырезаются ниши для светильников (по отзывам, на это уйдет 2-3 часа).
  5. Светильники соединяются проводами, которые прячутся в гофре или пластиковом кабель-канале. Провод прокладывается к щитку.
  6. Ставится выключатель, трансформатор.
  7. При необходимости меняется щиток.

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

  • четыре светильника по 300 рублей — 1200;
  • 20 метров кабеля — 300 рублей;
  • четыре лампы — 400 рублей;
  • гофра — 200 рублей;
  • кабель-канал — 200 рублей;
  • расходные материалы: дюбеля, саморезы, диски — 100-300 рублей.

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

Как правильно сделать освещение для смотровых ям, советы от автомобилистов

Сегодня автомобиль уже не является роскошью, а служит возможностью быстрого и комфортного перемещения по городу. Несмотря на то, что в городе существует достаточное количество автосервисов, многие автовладельцы предпочитают незначительные поломки ремонтировать своими руками. Поэтому в любом гараже уважающего себя владельца транспортного средства должна иметься смотровая яма.

При оборудовании смотровой ямы своими руками, необходимо учитывать один нюанс – она должна иметь хорошее освещение. При этом нужно помнить, что освещение смотровой ямы в гараже должно отвечать определенным требованиям, целям и задачам. В противном случае производить осмотр автомобиля будет не только не комфортно, но и не безопасно.

Предназначение гаража

Гараж предназначен для обеспечения сохранности транспортного средства. Кроме этого, данное помещение сегодня активно используется как домашняя автомастерская, особенно среди владельцев машин отечественного производства.
По своей сути гараж сегодня выполняет следующие задачи:

  • предотвращает хищение или повреждение транспортного средства посторонними людьми;
  • является домашней автомастерской;
  • используется как склад всех вещей и деталей, необходимых для поддержания машины в рабочем состоянии;

Обратите внимание! Как правило, в гараже хранятся запасная резина, различные запчасти, масла и т.д.

  • как место проведения не очень крупных ремонтов автомобиля.

Чтобы автомобиль был всегда на ходу, его необходимо периодически осматривать и делать это лучше в своем гараже. Вот здесь-то на помощь автовладельцу и приходит смотровая яма.
Смотровая яма представляет собой углубление в полу, забравшись в которое можно без особых проблем осмотреть днище машины. И чтобы это сделать без затруднений, нужно создать правильное освещение.

Принципы правильного освещения

Освещение смотровой ямы требует соблюдения некоторых условий. Эти требования прописаны в нормативной документации (СНиП). Здесь имеются требования не только для частных гаражей, но и для автомастерских.

Обратите внимание! Прописанные в документации нормы для технологического оснащения осветительными приборами являются обязательными для исполнения.

Требования по СНиП

Если вы решили сделать своими руками освещение для смотровой ямы, обязательно учитывайте нормы по СНиП.
Освещение, сделанное своими руками или профессионалами, должно отвечать следующим требованиям:

  • быть безопасным;
  • потреблять как можно меньше электроэнергии;
  • давать достаточное освещение для выполнения основных задач (осмотр, проверка на работоспособность, мелкий ремонт и т.д.);
  • давать качественное нижнее и боковое освещение;
  • создавать равномерное и рассеянное освещение. Свет должен освещать равномерно все углы ямы, исключая формирования теней. При этом он должен быть направленным на днище автомобиля.

Отдельно стоит отметить, что из-за специфики конструкционного устройства смотровой ямы здесь можно использовать только искусственный тип освещения.

Это связано с тем, что здесь невозможно сделать естественную или смешанную подсветку даже в дневное время, ведь в яме любой источник естественного света перекрывается транспортным средством.
При этом в самом гараже должно использоваться смешанное освещение. Здесь солнечный свет, проникающий через открытые створки ворот, должен дополняться светильниками в глубине сооружения, куда он уже не может поникнуть.

Что стоит учитывать

Если вы хотите оборудовать смотровую яму, да и весь гараж по имеющимся нормам, вам необходимо учитывать многие нюансы. К ним следует отнести:

  • габариты вырытой ямы;
  • размеры самого гаража;
  • внутренняя отделка помещения и ямы;

Обратите внимание! При учете норм, приведенных в СНиП, следует брать во внимание отделку стен, пола и потолка. Если смотровая яма была обшита своими руками светлой отделкой, которая будет хорошо отражать свет, идущий от лампочек, то интенсивность света в этом случае может быть несколько меньше. А вот при темной отделке – ее придется увеличить на порядок.

  • светильники и их количество;
  • источники света, которые будут использоваться для подсветки смотровой ямы.

Все эти параметры необходимы для того, чтобы произвести правильные расчеты и определиться с уровнем освещенности, который в норме должен быть в смотровой яме.
Если с первыми двумя пунктами все понятно, то с последними двумя следует разобраться более подробно.

Осветительные приборы

Светильники, рассеивающие свет

Сегодня для освещения самых разнообразных помещений можно использовать различные осветительные приборы. Но помните, что светильники для дома вряд ли подойдут для гаража и смотровой ямы.
Также стоит отметить, что для ремонта автомобилей в яме и вне ее существуют различные технологические требования по уровню освещенности.
Освещение, которое своими руками будет создаваться для смотровой ямы, не должно быть ослепляющим. Подобный эффект следует полностью исключить, правильно подобрав светильники для этих целей.
Отличным решением для ямы будет использование светильников, дающих рассеянный свет.

Осветительные приборы, которые будут монтироваться в смотровую яму, должны отвечать таким требованиям:

  • возможность монтажа в ниши;
  • герметичная защита корпуса;
  • наличие защиты от механических повреждений, так как во время ремонта тяжелые инструменты или детали из автомобиля могут выпасть из рук и повредить светильники;
  • длительный срок службы;

Обратите внимание! Поскольку гараж — нежилое помещение, то лучше отдать предпочтение осветительным приборам уличного типа. Приборы, предназначенные для дома, в таких условиях не прослужат отведенный срок службы.

При использовании многоуровневой подсветки гаража и ямы специалисты рекомендуют применять стационарные светильники на шарнирах. Так вы сможете менять направленность света и ориентировать его на

нужный участок работ.
Располагать светильники следует таким образом, чтобы идущий от них свет не был выше уровня человеческого глаза. Оптимальным считается вариант освещения, когда освещены будут детали днища машины и руки человека, работающего в яме.
Также довольно часто для создания освещения в смотровой яме применяют портативные и переносные светильники, работающие на аккумуляторах.

В целом, вы сможете достаточно легко сделать своими руками нужное освещение ямы, а также более рационально использовать имеющиеся у вас осветительные приборы. Правильный подход позволит вам сэкономить достаточно средств.

Какие лампочки используем

Экономичные источники света

Для полноценного и достаточного освещения ямы в гараже подойдут следующие источники света:

  • лампы накаливания. Они дают мощный световой поток, но обладают массой недостатков, которые исключены в современных источниках света. Кроме этого такие изделия не экономичны в плане потребления электроэнергии и часто перегорают. Поэтому их лучше не использовать для освещения ямы в гараже, хотя они и легко устанавливаются;
  • светодиодные лампочки. Такие источники света сегодня встречаются в самых разнообразных местах, и гаражная яма не является исключением. Популярность светодиодной подсветки основывается на том, что она очень экономична и прослужит вам более 10 лет. При этом такой источник света хорошо выносит температурные скачки и влажность помещения. Особенно если корпус осветительного прибора герметично защищает лампочку;
  • светодиодные ленты. Данный тип источника света также может использоваться для создания необходимого уровня освещения в условиях смотровой ямы. В данной ситуации следует выбирать напряжение ленты в 12 В при условии, что в гараже источник тока будет на 220 В. Но здесь придется покупать блок питания, так как лента не может подключаться напрямую к электросети;
  • люминесцентные лампы. Они также относятся к современным источникам света, но если гараж не отапливаемый, то их установка не рекомендуется. Это связано с тем, что люминесцентные лампочки на морозе не станут зажигаться и под влиянием низкой температуры быстро выйдут из строя. Такая ситуация возникает из-за конструкционных особенностей изделия. Этот эффект наблюдается тогда, когда температура воздуха опускается ниже, чем +5 градусов.

Обратите внимание! Для гаражной ямы следует выбирать светильники с люминесцентным источником света, имеющим защиту IP 6. Такая защита способна оградить лампочку от негативного влияния влаги и пыли, которые являются неизменными спутниками гаража.

Остальные источники света для работы в условиях гаража не подойдут.
СНиП содержит конкретные нормы освещения смотровой ямы. Что касается мощности лампочек, применяемых для подсветки, то на один квадратный метр должно идти не менее 15 Вт.

Рекомендации

Для того чтобы создать в смотровой яме качественное освещение, специалисты рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций при выборе типов светильников и источников света:

  • необходимо использовать низковольтные лампы, рассчитанные на 12 В;
  • устанавливать в яму лучше всего осветительные приборы, имеющие напряжение в 36 В;
  • отличным решением станет создание подсветки своими руками с помощью аккумуляторных светильников переносного плана;
  • для установки изделий с низким напряжением в щитке со счетчиком нужно установить понижающий трансформатор. Это позволит без проблем понизить напряжение в сети, причем приборы будут работать эффективно, исключая риск поломки.

Придерживаясь этих рекомендаций, а также правильно учитывая все особенности такого объекта, как смотровая яма, вы без особых проблем сможете своими руками сделать здесь качественное и полноценное освещение.
При этом отдельное внимание следует уделить лампочкам и светильникам. Так как именно от них напрямую зависит качество получаемого в конечном счете освещения и его срок службы. Помните, что работать с электроприборами следует очень аккуратно, не пренебрегая правилами безопасности работы с электроникой.

Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)

Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»

III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест

Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств

44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

45. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.

46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.

52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.

      • Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.
      • Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).
      • На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью «Осторожно! Возможность падения с высоты».

57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

      • Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.
      • Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.

Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ

Устройства и сооружения для осмотра автомобилей

20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав .

21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :

      • длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
      • ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
      • глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
        • для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса — 1,3-1,5 м
        • для грузовых автомобилей и автобусов — 1,1-1,2 м
        • для внедорожных автомобилей-самосвалов — 0,5-0,7 м.
      • На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.

22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.

      • Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
      • Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
      • Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
      • для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями — не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями — не менее одной на четыре канавы;
      • для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
      • для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями — по одной на каждую канаву.
      • Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.

23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.

      • Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.
      • Для обеспечения подъема подвижного состава на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
      • Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.

Освещение автосервисов

Авто- и мотосервисы включают в себя множество видов работ, в том числе и высокой точности, поэтому недостатки освещения напрямую сказываются на результатах диагностики неисправностей, скорости и качестве ремонта. Вместе с тем автосервисы имеют зоны с травмоопасными факторами, а правильное освещение позволяет существенно сократить риск производственных травм.

Освещение автосервисов должно сочетать безопасность и экономичность с высокой функциональностью, обеспечивая высокий уровень общего света для качественной работы даже с труднодоступными механизмами и мелкими деталями.

Уровень освещенности помещений автосервиса определяется согласно СНиП ІІ-4-79, глава 4 «Естественное и искусственное освещение», приложение 3:

Помещения и производственные участки

Плоскость нормирования и высота от пола

Разряд зрительной работы

Освещенность при комбинированном освещении, лк

Освещенность при общем освещении, лк

Техническое обслуживание и ремонт

Вертикальная, на машине

Горизонтальная, низ машины

Моторное, агрегатное, механическое, электротехническое отделения, приборы питания

Кузнечное, сварочное, жестяницкое, медницкое отделения

Столярное, обойное отделения

Ремонт и монтаж шин

Помещения для хранения автомобилей

Открытые площадки для хранения автомобилей

Несколько отличаются от российских европейские нормы, которых придерживаются фирменные сервисные центры. Они определяются, в частности, согласно стандарту, модифицированному по отношению к Европейскому стандарту EN (2011) «Свет и освещение. Освещение рабочих мест. Часть 1: Внутреннее освещение рабочих мест». Немецкая версия EН 12464 −1:2011 (EN 12464 −1:2011 Light and lighting — Lighting of work places — Part 1: Indoor work places .German version EN 12464 −1:2011):

Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельности

Освещенность, Еэкспл, лк

Обобщенный показатель дискомфорта, UGR

Коэффициент неравномерности освещенности,

Индекс цветопередачи, Ra

Работы по корпусу и сборка

Помещения окраски, полировка

Окраска ручная, контроль

4000≤ Тцв ≤ 6500К

Драпировка тканью вручную

Впрочем, крупнейшие производители авто- и мототехники разрабатывают собственные рекомендации по освещению дилерских сервисных центров и включают их в корпоративный бренд-бук, на который следует опираться проектируя систему освещения фирменного автосервиса. В частности, в зоне ремонта рекомендуется обеспечить уровень освещенности в пределах так как яркий свет способствует более точной диагностике и быстрому и качественному ремонту.

  • Равномерный рассеянный общий свет.
  • Преимущественное обеспечение качественного бокового и нижнего освещения.

Автосервисы рекомендуется оборудовать в помещениях с большой площадью остекления или зенитными фонарями, дополняя естественный свет искусственным освещением. Так как белый цвет хорошо отражает свет, стены и потолок должны быть как можно светлее — это позволит повысить уровень освещенности. При темной отделке света должно быть больше.

Освещение смотровой ямы должно быть реализовано так, чтобы исключить ослепляющий эффект. Рекомендуется использование светильников рассеянного света и монтаж оборудования в специальные ниши. Смотровая яма должна быть оборудована розетками для подключения переносных светильников.

Для покрасочных камер предпочтителен потолочно-стеновой монтаж светильников, при котором обеспечивается равномерная горизонтальная и вертикальная освещенность изделий, что очень важно для контроля качества окраски. Оптимальный уровень освещенности камер —

При наличии в одном помещении зон, требующих разных режимов работы и освещения, требуется обеспечить раздельное управление освещением каждой зоны. Рекомендуется также отдельное управление освещением отдельных рабочих мест. Рабочие места требуют дополнительной локальной подсветки. При размещении светильников следует исходить из того, что источник света не должен мешать работе мастера — не слепить, не создавать резких теней. Уровень освещенности рабочего места не должен быть чрезмерно высоким и контрастным по сравнению с общим светом.

К светильникам для автосервисов и ремонтных мастерских предъявляются повышенные требования с точки зрения экономичности и надежности. Как правило, это промышленные или уличные прожекторы, устойчивые к воздействию эмалей, лаков и масел. Принципиально важное требование — непрозрачный рассеиватель для светильников в зоне видимости мастеров.

Помещения автомастерских относятся к пожароопасным (категория П-I и П-IIа по ПУЭ — присутствуют и жидкие и твёрдые горючие вещества в большом количестве) и взрывоопасные (категория В-1 по СП 12.13130.2009), поэтому светильники должны использоваться только с IP53 и выше (см. ПУЭ Таблица 7.4.3), а также иметь негорючие светорассеиватели из силикатного стекла.

Рабочие процессы в авто- мотомастерких зачастую связаны с напряженной зрительной работой, поэтому здесь очень важен зрительный комфорт. Рекомендуется использовать светильники рассеянного света с большой площадью свечения. Линейные модульные светильники, которые обеспечивают большую равномерность и яркость света без слепящего эффекта, позволяют реализовать не только верхнее, но и боковое и нижнее освещение, а также локальную подсветку рабочих мест. Для общего освещения можно использовать светодиодные или люминесцентные светильники типа downlight, светильники с защитными шторками и блендами, карданные светильники, у которых можно менять направление светового потока.

В помещениях, где для диагностики автомобилей используются компьютеры, коэффициент пульсации источников света должен быть не выше 5%, для остальных рабочих помещений — не более 10% во избежание возникновения стробоскопического эффекта (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03).

Колеровочные и покрасочные цеха требуется освещать источниками света, спектр которых максимально приближен к естественному свету и с высоким индексом цветопередачи Ra ≥90. Это позволит избежать проявлений метамеризма (метамеризм — явление, при котором два различных по спектру цветовых образца имеют один и тот же цвет при освещении определенным источником света).Сравнения образцов после тестовой выкраски проводятся при естественном освещении, избегая прямых солнечных лучей и солнца в зените или с применением ламп колориста (3М 16407). Лампу подносить на расстояние не ближе 50см к образцу.

Покрасочные цеха и камеры освещаются, как правило, с помощью люминесцентных светильников с электронными ПРА. Рассеиватели светильников должны быть устойчивыми к воздействию растворителей, так как их нужно периодически очищать от налета краски. Дополнительно используют специальное оборудование, например, инфракрасные излучатели для локальной сушки.

В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции.

Освещение смотровых ям светильниками напряжением допускается при соблюдении следующих условий:

  • вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;
  • осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;
  • светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;
  • металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).

Для локальной подсветки рабочих мест используется как стационарное оборудование, так и переносное — ручные фонари и напольные светильники. Конструкция стационарных светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света. При работе в особо неблагоприятных условиях (теснота, неудобное положение, возможность соприкосновения с заземленными поверхностями и др.) для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12 В.

Для освещения рабочих зон с подъемниками рекомендуется использовать линейные светильники с асимметричным светораспределением. Они монтируются с обеих сторон от подъемного механизма на специальные профили. Чтобы избежать ослепления рабочих, светильники должны быть оснащены антибликовыми решетками или микропризматическими рассеивателями HDP, если речь идет о светодиодных моделях.

  • Недостаточный уровень освещенности, неравномерная освещенность, отсутствие локальной подсветки рабочих мест.
  • Использование источников света с высоким коэффициентом пульсации.
  • Недостаточное качество цветопередачи.
  • Использование незащищенных светильников.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Communities › Оснащение Гаража и Инструмент › Blog › Света много не бывает (освещение смотровой ямы)

Всем привет! Наконец добрался по освещения смотровой ямы, давно мечтал, надоело бегать с переноской по машиной затрачивая время на установку лампы под правильным углом, решил осветить все! Приобрел самый малый и самый дешевый диодный фонарь по 10Ватт — 4шт (235 руб за ед.), и далее рассказ по фото)

Comments 103

Это 12 вольтовых прожектор?

Он вроде и правильно, только зайчиков от них нахватаешься. Нужны рассеиватели.

Стационарное освещение, а не переносное. Изоляция двойная. Возьмем к примеру вану и стиралку в ней. Да узо но все же там условия серьезней. И чем яма отличается, от просто стаять в гараже возле розетки? (это я про многочисленные коментарии непонимающих ). А так я уже шестой год без ямы корячусь. Недавно сорудил мини эстакаду с лежаком. И переноску маленькою триногу из такого фонаря. На стекло вырезал засчитное из обычного. Но нем уже видны искры от болгарки. И треснуто)))

Каждый обустраивается по своему, , будет мешать переделает, , так красиво

Хенасе какие тут тбшники все собрались)))
За рамки не цепляешься?

Получилось збс, про опасность скажу так если включить просту лампу с удлинителем то вероятность что шарахнет больше чем вот так
Яма понравилась

Не слушай не кого . Делай как тебе нравится. Как говорит мой знакомый » каждый дрочит как хочет» лично мне нравится идея.

вот это скобы) их вместо ступенек использовать можно)

Да нет, так кажется

как конструктор по испытанию скажу «точно можно использовать»)))

Спасибо за одобрение)

Ни кто не мешает заменить готовые модули, на чипы 10 вт+ 1,5 ом сопротивление и общий блок питания 12в 6,3а. Тогда и волки будут сыты и … Когда с мороза или обильного снегопада машину загоняешь, а в гараже даже +5. через час с неё ручьем. Надеяться именно меня пронесет, может только отчаянный оптимист.

ещеб розетку туда и светильник такой же на проводе чеб подсвечивать трудноосвещаемые места. будет норм.

Чтоб убило, так наверняка.

чтобы током не @#нуло, достаточно запитать всё это через УЗО на 10мА

я бы вот ещё на что обратил внимание: у таких прожекторов драйвер смонтирован прямо на излучателе, и электролиты отсутствуют как класс. Поэтому у них крайне-высокие пульсации 66-100%. Глаза сложатся в кучку очень быстро. Рекомендую предельно ответственно подойти к этому вопросу, как минимум, проверить пульсации

Как я Вас понимаю…
Делал освещение в яме на 220. Что там было, крышу снесло у публики напрочь.)))

Спасибо, одну воду знатоки ТБ пишут про 220 — опасно и т.д.

220 v. в канаву вообще жесть !

В чем собственно риски? Прошу прокомментировать

)) понял, ответа просто нет, одна вода в комментариях, ничего полезного

В чем собственно риски? Прошу прокомментировать

В яме повышенная влажность и условия ограниченного пространства. Два фактора повышающие риск получения вреда здоровью. Но как говорится что вы будете делать на новый год — кататься на санках! А если снега не будет? Нас это огорчит но не остановит.

Влажность не повышенная в гараже, да и регион у нас особенно с сухим климатом, прошу посмотреть где на карте располагается г.Астрахань., осадков очень мало, зимы без снега бывают. Ограничение пространства на 70мм — ерунда.

Сухая яма это как самовнушение идущего по улице человека с полными штанами. С машины зимой течет ручьем. Летом после мокрой дороги тоже сухости не добавляет. Или у вас машина где-то в вакуме эксплуатируется?

У вас дома в ванной комнате освещение 12вальт или только душ со свечкой принимаете? И розетки нет на 220вальт в ванной?)) У меня жена волосы сушит мокрые феном на 220, опасно тоже? Причем тоже в ванной комнате после душа)) Очень опасно — точно нужно что-то делать))

Для вас будет шоком, но в душевой кабинке с наружи 12в бп, а внутри свет от 12 в. Зачем это делают глупые люди непонятно. Можно хоть сколько стебаться на эту тему, но я присутствовал на похоронах людей пострадавших в душевых от электричества. Они точно не планировали помирать в 30л, оставив детей сиротами. Колхоз дело добровольное, хочешь вступай не хочешь корову заберем.

В яме повышенная влажность и условия ограниченного пространства. Два фактора повышающие риск получения вреда здоровью. Но как говорится что вы будете делать на новый год — кататься на санках! А если снега не будет? Нас это огорчит но не остановит.

Будет по факту даже менее 70мм

я то думал, что придумать со штатным светом в яму, ибо гараж такой же — 2 этажа(цоколь), идею возьму за основу)! спс

Хорошая бюджетная идея, скорее всего будут свои не удобства, но думаю со временем доработаешь))))

Тем, кто пишет про 220 в подвале.
Не парьтесь вы. Оно автору не нужно. Вам нужно 12-36 В, мне нужно, а автору — нет. Он и так проживёт. И, дай бог, не дёрнет его.
Так-то попасть под фазу и чтобы серьёзно даже в таких случаях 1 на 10000. Так что, он и ещё многие люди будут живы даже с полным пофигом до ТБ. Просто они не видели как люди на проводах залипают и как в станки заматывает.
Да и те, кто видели последствия, иногда забивают на ТБ. Чего уж тут писать — слова уж точно не убедят взрослого человека.

У вас дома тоже везде 12/36? Прошу описать риски возможные? Дрель, УШМ, и т.д вы в руки тоже только 12/36 вольт берете? Так можно и до абсурда дойти.

Конечно не только 12/36. Но там где сыро и можно хорошо «заземлиться ногами» стационарные вещи только низковольтные. Кроме того, грамотные диф автоматы несколько снижают риски.

Поясню, почему говорю о стационарных вещах таких, как освещение. Когда используешь дрель/болгарку, то все её соединения видны и периодически осматриваются. А про то, что вроде всегда на месте висит — забываешь в итоге крысы погрызли, или просто перетёрлось. и вот уже хватанул за провод и всё.

Так-то просто нужно хоть как-то оценивать риски при работе. А всем подряд говорить что в подвале 220 это нормально и все так делают — ну просто не стоит. Вы-то может и понимаете как это безопасно эксплуатировать, а вот кто-то из неопытных читателей может и залипнуть.

У меня лично, диф автоматы и в сырости освещение на 24 В. У нормального инструмента обычно двойная изоляция, или защитное заземление. Да, не у всего моего инструмента так, но тут опять-же на диф автоматы надежда есть.

Тем, кто пишет про 220 в подвале.
Не парьтесь вы. Оно автору не нужно. Вам нужно 12-36 В, мне нужно, а автору — нет. Он и так проживёт. И, дай бог, не дёрнет его.
Так-то попасть под фазу и чтобы серьёзно даже в таких случаях 1 на 10000. Так что, он и ещё многие люди будут живы даже с полным пофигом до ТБ. Просто они не видели как люди на проводах залипают и как в станки заматывает.
Да и те, кто видели последствия, иногда забивают на ТБ. Чего уж тут писать — слова уж точно не убедят взрослого человека.

Увы не уловили сути про подвал и 220, и пишите про голые провода какие-то и где вы только их нашли. Лично я с током на ты и прекрасно знаю когда меня ударить может. Вы телефон на зарядку устанавливаете в диэлектрических перчатках, ботах стоя только на резиновом коврике?

Да я тоже с током дружу и не боюсь. Но такие не все. Кто-то ноль берёт от защитного земляного провода на корпусе ямы и считает что всё нормально…
А про телефон и зарядку — были случаи когда китайская зарядка не имела гальванической развязки от сети и людей убивало через наушники. Сам таких зарядок, не видел, но я их не все разбираю 🙂