Уличное освещение нормы и правила
Раздел 6. Электрическое освещение
Глава 6.3. Наружное освещение
6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.
6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.
6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:
1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.
2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.
6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.
6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.
При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.
6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.
Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.
Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.
6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).
Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.
6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.
На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.
6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.
6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.
Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.
6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.
6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.
6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.
6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.
Питание установок наружного освещения
6.3.15. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).
6.3.16. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.
Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.
6.3.17. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.
6.3.18. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований 6.5.27.
6.3.19. Освещение открытых технологических установок, открытых площадок производства работ, открытых эстакад, складов и других открытых объектов при производственных зданиях может питаться от сетей внутреннего освещения зданий, к которым эти объекты относятся.
6.3.20. Охранное освещение рекомендуется питать, как правило, по самостоятельным линиям.
6.3.21. Питание осветительных приборов подъездов к противопожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам и др.) следует осуществлять от фаз ночного режима сети наружного освещения.
6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.
6.3.23. В установках наружного освещения светильники с разрядными источниками должны иметь индивидуальную компенсацию реактивной мощности. Коэффициент мощности должен быть не ниже 0,85.
6.3.24. При применении прожекторов с разрядными источниками света допускается групповая компенсация реактивной мощности.
При групповой компенсации необходимо обеспечивать отключение компенсирующих устройств одновременно с отключением компенсируемых ими установок.
Выполнение и защита сетей наружного освещения
6.3.25. Сети наружного освещения рекомендуется выполнять кабельными или воздушными с использованием самонесущих изолированных проводов. В обоснованных случаях для воздушных распределительных сетей освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и населенных пунктов допускается использование неизолированных проводов.
6.3.26. По опорам контактной сети электрифицированного транспорта напряжением до 600 В постоянного тока разрешается прокладка кабельных линий для питания установленных на опорах осветительных приборов наружного освещения, допускается использование самонесущих изолированных проводов.
6.3.27. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться согласно требованиям гл. 2.4.
Пересечения линий с улицами и дорогами при пролетах не более 40 м допускается выполнять без применения анкерных опор и двойного крепления проводов.
6.3.28. Нулевые проводники сети общего пользования, выполненные неизолированными проводами, при использовании их для наружного освещения следует располагать ниже фазных проводов сети общего пользования и фазных проводов сети наружного освещения.
При использовании существующих опор, принадлежащих электросетевым организациям, не занимающимся эксплуатацией наружного освещения, допускается располагать фазные провода сети наружного освещения ниже нулевых проводников сети общего пользования.
6.3.29. В местах перехода кабельных линий к воздушным рекомендуется предусматривать отключающие устройства, установленные на опорах на высоте не менее 2,5 м. Установка отключающих устройств не требуется в местах кабельных выходов из пунктов питания наружного освещения на опоры, а также переходов дорог и обходов препятствий, выполняемых кабелем.
6.3.30. В целях резервирования распределительных кабельных линий или линий, выполненных самонесущими изолированными проводами, между крайними светильниками соседних участков для магистральных улиц городов рекомендуется предусматривать нормально отключаемые перемычки (резервные кабельные линии).
При использовании указанных перемычек, в отступление от 6.1.19, снижение напряжения у осветительных приборов допускается увеличивать до 10 % от номинального.
6.3.31. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться без учета резервирования, а провода их могут быть разного сечения по длине линии.
6.3.32. Ответвления к светильникам от кабельных линий наружного освещения рекомендуется, как правило, выполнять без разрезания жил кабеля.
При прокладке указанных кабельных линий на инженерных сооружениях следует предусматривать меры для удобной разделки ответвлений от кабеля к опоре и возможность замены кабеля участками.
6.3.33. Ввод кабеля в опоры должен ограничиваться цоколем опоры. Цоколи должны иметь размеры, достаточные для размещения в них кабельных разделок и предохранителей или автоматических выключателей, устанавливаемых на ответвлениях к осветительным приборам, и дверцу с замком для эксплуатационного обслуживания.
Допускается использовать специальные ящики ввода, устанавливаемые на опорах.
6.3.34. Электропроводка внутри опор наружного освещения должна выполняться изолированными проводами в защитной оболочке или кабелями. Внутри совмещенных опор наружного освещения и контактных сетей электрифицированного городского транспорта должны применяться кабели с изоляцией на напряжение не менее 660 В.
6.3.35. Линии питающие светильники, подвешенные на тросах, должны выполняться кабелями, проложенными по тросу, самонесущими изолированными проводами или неизолированными проводами, проложенными на изоляторах при условии соблюдения требований раздела 2.
6.3.36. Тросы для подвески светильников и питающих линий сети допускается крепить к конструкциям зданий. При этом тросы должны иметь амортизаторы.
6.3.37. В сетях наружного освещения, питающих осветительные приборы с разрядными лампами, в однофазных цепях сечение нулевых рабочих проводников должно быть равным фазному.
В трехфазных сетях при одновременном отключении всех фазных проводов линии сечение нулевых рабочих проводников должно выбираться:
1. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с компенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному независимо от сечения.
2. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с некомпенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному при сечении фазных проводников менее или равным 16 мм 2 для медных и 25 мм 2 для алюминиевых проводов и не менее 50 % сечения фазных проводников при больших сечениях, но не менее 16 мм 2 для медных и 25мм 2 для алюминиевых проводов.
6.3.38. Прокладку линий, питающих прожекторы, светильники и другое электрооборудование, устанавливаемое на конструкциях с молниеотводами открытых распределительных устройств напряжением выше 1 кВ, следует выполнять согласно требованиям гл. 4.2.
6.3.39. Коэффициент спроса при расчете сети наружного освещения следует принимать равным 1,0.
6.3.40. На линиях наружного освещения, имеющих более 20 светильников на фазу, ответвления к каждому светильнику должны защищаться индивидуальными предохранителями или автоматическими выключателями.
Освещение придомовой территории
В данной статье поговорим о том, кто должен отвечать за уличное освещение рядом с МКД. Часто освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение) органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации, разберемся кто и за что отвечает.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.
Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:
земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;
уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;
указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.
Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.
Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4):
«Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».
В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования
Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).
В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).
ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.
Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».
Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.
Апелляционное определение ВС РФ по делу:
«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.
На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».
По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД. Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО.
Уличное освещение в сельской местности
В Российской Федерации уделяется достаточно большое внимание вопросам освещения территорий проживания. В городах вопросы уличного освещения не являются глобальной проблемой. А вот для деревень и сельских поселений уличное освещение – больное место. Зачастую проблема освещения улиц на селе снижает качество жизни населения. Решение данных вопросов находится в ведении местных органов власти. На практике гражданам небольших населенных пунктов приходится обращаться в разные инстанции, чтобы защитить свои права.
Сложности возникают по причине специфики организации освещения в сельской местности. Освещение на селе отличатся от городского тем, что интенсивность транспортного и людского потока здесь ниже, количество объектов торговли, культуры, административных зданий меньше.
Но, несмотря на указанные факторы, система обеспечения достаточности уровня освещенности, должна обеспечивать комфорт для жителей в вечерние и ночные часы время.
Законодательство по вопросам освещения сельских населенных пунктов
Освещение в сельских населенных пунктах попадает под действие СНиП 23 – 05 – 95. В данном документе устанавливаются нормы, по которым должно осуществляться наружное освещение.
В населенных пунктах, расположенных на территориях сельской местности установлены действующие нормы:
• для главных улиц — уровень освещенности не менее 4лк;
• на территориях, прилегающих к общественным зданиям и в районах жилых застроек уровень освещенности должен быть так же не менее 4лк;
• второстепенные улицы и переулки — уровень освещенности снижается вдвое, т.е. не менее 2лк;
• поселковые дороги, проезды — не менее 2лк;
• может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк.
• второстепенные дороги в сельской местности могут иметь освещенность 1лк;
• садовые и огороднические товарищества (дороги и улицы, являющиеся основными проездами) освещаются по норме в 2 лк;
• территория у водоисточника и пожарного гидранта, находящегося в сельском поселении, подлежит обязательному освещению по норме 2лк.
Указанные нормативные значения представляют собой эксплуатационные величины. Менее, чем указанные значения освещенность быть не должна. Это касается всего периода эксплуатации. В разные сезоны светильники могут загрязняться, поэтому они нуждаются в обслуживании. В электрической сети возможны колебания напряжения, что также может влиять на световой поток. Освещенность территории может меняться даже от высоты расположения уличных светильников.
Все указанные факторы нужно учитывать при планировании освещения территории в сельской местности.
Оборудованием нового поколения, приводящего в движение различное гидравлическое оборудование, является гидравлическая насосная маслостанция. Сфера применения ее достаточно широка: буровые работы, дорожные работы, подъем и перемещение крупногабаритных конструкций, подача смазки в узлы машин, перекачка и фильтрация масел, испытания гидравлической техники и трубопроводов. Сегодня на отечественном рынке представлены различные модели как российских, так и и зарубежных производителей. Современное российское предприятие Пневмакс предлагает приобрести унифицированные гидростанции в сборе с распределительной гидроаппаратурой различных моделей и габаритов pneumax.ru/hydrosystems/gidravlicheskie-nasosnye-stantsii/unifitsirovannye-maslostantsii-ctr-kv-sam-v-sbore-s-gidroapparaturoy/. Гидравлические маслостанции имеют более низкую стоимость, так как не требуют затрат на проектирование и разработку.
Ответственные за организацию освещения улиц в селах и деревнях
Решение вопросов по организации уличного освещения находится в ведении Главы сельского поселения. В его обязанности входит должное обеспечение организации своевременной подачи электроэнергии для подачи света сельские улицы. Эти обязанности вменяются Главе администрации поселения на основании законодательства о местном самоуправлении (ФЗ за номером 131). Председатель сельского совета должен организовывать и контролировать процесс освещения территории в соответствии с нормами.
Вопрос освещения относится к благоустройству территории. Данная обязанность напрямую в соответствии с законодательством возлагается на муниципальную власть.
Существует социальный стандарт освещенности территории сельского поселения. В соответствии с указанным стандартом норма освещенности составляет 80 процентов.
В некоторых случаях в малонаселенных деревнях принимается решение устанавливать один столб в начале территории (небольшие улицы), второй столб – в конце.
Глава сельского поселения должен обеспечить освещенность социально значимых объектов – школ, детских дошкольных учреждений. медицинских и акушерских пунктов, учреждений культуры и иных социальных объектов при наличии.
Выбор осветительных приборов для сельской местности
Решение о выборе осветительного прибора основывается на нормах СНиП 2.07.01-89. В данном документе рассматриваются нормы градостроительства, вопросы планировки и застройки сельских поселений. СНиП указывает, что на территориях общественного пользования должны устанавливаться приборы освещения. Число светильников на определенной территории рассчитывается на основе норм освещенности.
При выборе типов ламп, которыми оснащают приборы освещения для сельской местности, учитывается, что обслуживание и замену ламп в силу территориальной отдаленности выполнять затруднительно.
Поэтому металлогалогеновые лампы, светоотдача которых высокая, но срок службы короткий, для сельских населенных пунктов не подходят.
Для обслуживающих организаций затруднительно и неэффективно выезжать на отдаленные участки для замены ламп.
Предпочтительнее остановить выбор на светодиодных светильниках:
• период службы такого источника света очень высокий, примерно 50000 часов;
• высокий уровень светоотдачи, поскольку для светодиодов характерно преобразовывать практически всю получаемую электроэнергию в световую;
• низкая степень энергопотребления, что существенно экономит расходы на оплату электроэнергии;
• возможность выбрать цветовую температуру: от холодных оттенков до привычных теплых.
Таким образом, при организации освещения в сельской местности рекомендуется использовать светодиодные лампы. Применение таких источников света позволит снизить расходы на оплату электроэнергии за счет снижения энергопотребления и эксплуатационных расходов.
Длительность срока эксплуатации позволит обеспечить бесперебойное освещение территории, что повлияет на качество жизни сельского населения.
Еще один важный фактор – возможность реализации дизайнерских решений при освещении различных участков сельской территории.
Установка столбов в сельской местности
С целью обеспечения необходимым уровнем освещения наибольшую площадь, светильники устанавливаются на расчетной высоте. Для установки нужны столбы. В настоящее время столбы для сельской местности могут быть изготовлены:
• из дерева. Опору изготовляют из хвойной древесины. Цена столбов не высокая, устанавливать их просто. Но срок службы деревянных столбов не большой. К тому же требуется обработка специальными составами от гниения.
• из бетона. Стоимость опоры низкая. Их отличает проста эксплуатации и долговечность. Угрозу для бетонных опор представляют грунтовые воды. Внешне такой столб смотрится грубо.
• из железобетона. Отличаются долговечностью, устойчивостью к коррозии. Цена выше, чем у бетонных. Внешне от бетонных опор практически не отличаются.
• Из металла. Отличаются долговечностью, прочностью, устойчивостью и эстетичностью внешнего вида. Но цена на такие опоры довольно высокая..
Устанавливая столбы, необходимо контролировать изготовление фундамента. При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. В зависимости от места установки глубина должна составлять от 0,8 до 1,6 метра. Для сельской местности прочный фундамент – это дополнительные гарантии качества освещения.
От бордюра столб ставится на расстояние от 0,3 до метра в зависимости от назначения дороги.
Если в сельской местности проблема с освещением
Часто на территории сельских поселений складывается ситуация с недостатком освещения либо даже полным отсутствием света. Какие меры могут предпринять жители?
Первоначально подается жалоба в местные органы самоуправления. Жалобу принять обязаны, но ответной реакции может не последовать.
Следующий шаг – это жалоба в надзорные органы. Т.е. жители должны обратиться с в прокуратуру или судебные органы непосредственно. В заявлении указывается. что имеется факт отсутствия освещения и отсутствие реакции местной власти на обращение граждан. Основанием для обращения в надзорные и контрольные органы или в суд является ФЗ РФ № 131, где четко указано, что решение местных вопросов – это обязанность органов местного самоуправления.
Судебные органы или прокуратура рассматривают заявление и выносят решение устранить проблему. Решения данных органов обязательны к исполнению местными властями. Следует отметить, что местные власти не всегда могут выполнить судебные решения и предписания из-за отсутствия средств.
Итак, проблемы освещения сельских территорий имеют свою специфику – это отдаленность территорий, затруднения в обслуживании, высокие затраты на содержание и эксплуатацию приборов освещения. Но все же в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону.
Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории
Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.
УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества
Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.
К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.
На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.
Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.
Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан
Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.
В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:
- уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
- текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
- проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории
На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.
Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.
Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).
При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).
Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости
Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.
Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.
УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.
Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.
Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.
Взять на заметку
Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.
При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.
Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.
После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.
Нормирование уличного освещения
Для установки светильников на территории улиц главным документом является СНиП 23-05-95. Он устанавливает нормы уличного освещения и требования к нему. Кроме того, имеется ряд отраслевых норм, в которых расписаны основные требования к освещению транспортных магистралей, переулков, площадей, парковых зон, исторических памятников и т.д. В этих документах указаны нюансы освещения конкретных объектов, которые необходимо неукоснительно выполнять при их освещении.
Уличное освещение выполняют по специально разработанному проекту. Он должен быть выполнен специалистами, имеющими лицензию, права и необходимые разрешения, а также имеющие соответствующую квалификацию для осуществления таких работ. При этом они должны придерживаться требований СН 541-82, утвержденными приказом № 13 Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре.
Нормы для уличного освещения
Средняя горизонтальная освещенность это — тот показатель, который является главным при осуществлении нормирования. Измеряется в лк (люксах), зависит от поверхности, которую необходимо осветить в вечернее и ночное время суток. Освещенность это — величина светового потока, падающего на освещаемую поверхность. Второй по значимости характеристикой является яркость. Представляет собой величину светового потока отраженного от определенной величины дорожного покрытия. Освещенность измеряется прибором, называемым люксметром. Многие приборы имеют совмещенную конструкцию. Все они имеют чувствительность, скорректированную под восприятие зрением человека.
Нормы зависят от типа магистральных улиц и дорог, интенсивности движения транспортных средств. Различают 3 типа магистральных автомобильных дороги и улиц:
- общегородские, обозначаемые буквой А;
- районные — Б;
- местные -В.
Количество транспорта, прошедшего за час по проезжей части может быть:
- не более 500 ;
- более 500;
- свыше 1000.
В зависимости от этих факторов средняя горизонтальная освещенность в лк указана в табл.1
Нормы освещения непроезжих частей дорог, улиц и т.п. тоже регламентируются и они должны соответствовать данным указанным в табл. 2
Средний показатель горизонтальной освещенности территорий выставок, стадионов, парковых и прогулочных зон находится в пределах от 1 до 10 люкс и зависит от функциональных особенностей объекта.
В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
- типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие — должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк.
Светодиодные уличные источники света
Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа. Изделия, состоящие из оптики, драйвера и консоли, устанавливают не только на улицах и проспектах городов, но и в сельских поселках. Оптика таких изделий способна создавать пучок света, узкий, средний, широкий или двойной ассиметричный. Установка такого вида светильников выполняется просто, т.к. в конструкции предусмотрено все необходимое для монтажа, а преимущества освещения следующие:
- эффективно работают в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 400С);
- регулируется направленность пуска света;
- пожаробезопасность;
- светильники переносят механические воздействия и вибрацию;
- легко и просто монтируются;
- потребляют малое количество электроэнергии;
- не нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации;
- длительный срок эксплуатации (более 50 тыс. часов);
- нет необходимости утилизации.
Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами). При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели.
Особенности установки столбов и опор
Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона. От края проезжей части при наличии бордюра на улицах магистральных расстояние должно быть не менее 1 м, на других типах улиц – 0,6 м. При отсутствии бордюра эта норма составляет 1, 75 м и более. На пересечениях улиц, проспектов, дорог нормами, указанными в ПУЭ, запрещается установка осветительных столбов и опор ближе, чем на 1,5 м от закругления. Опоры могут устанавливаться на разделительной полосе при ширине дороги более 5 м. Оговаривается и расстояние до окон, балконов, террас жилого дома. Оно должно быть более 1 м.
Норма расстояния между опорами должна соответствовать правилам, установленным в том же ПУЭ. Расстояние между опорами, которое называется пролетом, может быть от 40 до 750 м, высота сам ой опоры – от 8 до 54 м. Показатели зависят от таких факторов:
- напряжения, указываемого в кВт;
- расстояния между проводами, указываемого в м;
- расстояния провода до земли, указываемого в м.
Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже.
Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения. Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию. Поэтому такие работы выполняются в специализированных проектных организациях и проходят экспертизу на работоспособность, а также целесообразность выполнения конкретного типа освещения.