Освещение дорог в населенных пунктах ГОСТ

ГОСТ Р 58107.1-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета

Текст ГОСТ Р 58107.1-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Нормы и методы расчета

General use automobile roads lighting. Norms and methodsof calculation

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзныйнаучно-исследовательский светотехнический институт имениС.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332″Светотехнические изделия, освещение искусственное»

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2018 г. N626-ст

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информацияоб изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе»Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования — на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет (www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственногоосвещения автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги)вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожногосервиса.

Настоящий стандартприменяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого илиреконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.

Настоящий стандарт нераспространяется на:

-освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общегопользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных ииных производственных предприятий, дороги, предназначенные длявременного использования, дороги, расположенные в специальных зонахотчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно вспортивных целях;

-освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;

-архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещениеэлементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосыотвода и на придорожной полосе.

2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиестандарты:

ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общегопользования. Горизонтальная освещенность от искусственногоосвещения. Методы контроля

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общегопользования. Техническая классификация

ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектовжелезнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексыосветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55708 Освещение наружноеутилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное.Термины и определения

ГОСТ Р 58107.2 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожномпокрытии мобильным способом

ГОСТ Р 58107.3 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожногопокрытия мобильным способом

Примечание — Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодномуинформационному указателю «Национальные стандарты», которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускамежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» затекущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дананедатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующуюверсию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версиюизменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:

3.1 яркость дорожногопокрытия L, кд•м : Яркость дорожного покрытия в заданнойточке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направленииводителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося встандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.

3.2 стандартныеусловия наблюдения: Условия, при которых глаз наблюдателярасположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален отзаданной точки на расстояние, при котором значение угла междулинией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дорогилежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.3 средняя яркостьдорожного покрытия , кд•м : Яркость дорожного покрытия относительнонаблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения,усредненная по заданному участку дороги.

3.4 общаяравномерность яркости : Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее среднему значению .

3.5 продольнаяравномерность яркости : Отношение минимального значенияяркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, накоторой расположен наблюдатель.

3.6 освещенность надорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожномпокрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.

3.7 средняяосвещенность , лк: Освещенность на дорожномпокрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.8 равномерностьосвещенности : Отношение минимального значенияосвещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению .
_______________
*Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителябазы данных.

3.9 пороговоеприращение яркости , %: Мера слепящего действияпрямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителятранспортного средства.

3.10 коэффициентпериферийного освещения SR: Отношение среднейосвещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенностина поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.

3.11 участок состандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжаячасть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину,которая определяется стандартными условиями наблюдения.

1Прямолинейность проезжей части участка определяется следующимиусловиями: продольный уклон — не более 30%, радиус кривизны длякривых в плане — не менее 3000 м, радиус кривизны в продольномпрофиле — не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и неменее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.

2Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует60 м плюс длина трех пролетов между ОП.

3.12 участок снестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги,имеющий отклонения от стандартной геометрии

Примечание — Примерамиучастков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевыепересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды сэстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

3.13 коэффициентэксплуатации MF: Отношение среднейосвещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концуустановленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том жеучастке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.

4Нормы освещения

4.1Проезжая часть дорог

4.1.1 Для дорог состандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют:среднюю яркость , общую и продольную равномерности яркости дорожногопокрытия, среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.

Для дорог с нестандартнойгеометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного(брусчатка, цементобетонное и др.), а также дорог, расположенных всеверной строительно-климатической зоне азиатской части России (см.приложение А) или выше 66° северной широты европейской частиРоссии, нормируют среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.

Пороговое приращениеяркости и коэффициент периферийного освещенияSR нормируют для проезжей части дорог независимо от их геометрии итипа покрытия.

4.1.2 Нормы освещениядорог в зависимости от категории дорог приведены в таблице 1.

Требование к освещенности проезжей части (выдержка из ГОСТ 52766-2007)

Министерство Транспорта Российской Федерации Федеральное государственное утилитарное предприятие «РОСДОРНИИ»

Требования к освещенности (ГОСТ 52766­2007)

4.6.1.4 Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8.

Автомобильныедороги,магистралии улицы населенныхпунктов

Максимальная горизонтальная

освещенность1) Еmах,не менее,Лк

Средняягоризонтальнаяосвещенность

Еср покрытияпроезжейчасти,

неменее,Лк

Автомобильные дороги, обозначенные дорожным знаком 5.1 «Автомагистраль»

Автомобильные дороги I категории, магистральные дороги скоростного и улицы непрерывного движения

Автомобильные дороги II категории, магистральные дороги и улицы регулируемого движения

Автомобильные дороги III категории, улицы районного значения

Автомобильные дороги IV категории, улицы и дороги местного значения

1) Максимальная горизонтальная освещенность Еmах (Лк) ­ горизонтальная освещенность на покрытии проезжей части, где достигается максимальный уровень освещенности (непосредственно под светильником).

4.6.1.5 Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 9.

Автомобильныедороги,магистралии улицы населенных пунктов

Коэффициент равномерности освещенности1) Кро, не более

Автомобильные дороги, обозначенные дорожным знаком 5.1«Автомагистраль»

Автомобильные дороги I категории, магистральные дороги скоростного и улицы непрерывного движения

Автомобильные дороги II категории, магистральные дороги и улицы регулируемого движения

Автомобильные дороги III категории, улицы районного значения

Автомобильные дороги IV категории, улицы и дороги местного значения

1) Коэффициент равномерности освещенности Кро ­ равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части, выраженная отношением максимальной горизонтальной освещенности к средней.

4.6.1.6 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в пределах транспортных развязок автомобильных дорог в разных уровнях должна соответствовать нормативным требованиям для соответствующей категории автомобильной дороги, магистрали и улицы населенных пунктов в соответствии с таблицей 8 для основной автомобильной дороги и не менее 10 лк ­ на съездах и ответвлениях.

4.6.1.7 Посадочные площадки остановок общественного транспорта на дорогах всех категорий должны иметь среднюю горизонтальную освещенность не менее 10 лк.

4.6.1.8 На пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.

4.6.1.9 Средняя горизонтальная освещенность внеуличных пешеходных переходов должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.

Освещаемый объект

Средняя горизонтальная освещенность, Лк

Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52766-2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р
52766-2007
Дороги автомобильные общего пользования
ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Москва
Стандартинформ
2008

Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ») Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО «ДОРИСКОНСАЛТ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание

1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения
5 Требования к зданиям и сооружениям обслуживания движения
Библиография

ГОСТ Р 52766-2007
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Automobile roads of general use.
Road facilities. General requirements
Дата введения — 2008-07-01

1 Область применения
Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
ГОСТ 15151-69 Машины, приборы и другие технические изделия для районов с тропическим климатом. Общие технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения

Дата добавления на сайт: 2010-08-22
Просмотров:4283

Освещение автомобильных дорог

03 августа 2020

Инженерно-транспортная инфраструктура населенных пунктов и магистралей включает освещение автомобильных дорог. При обустройстве такой системы учитывают особенности дороги, интенсивность трафика, количество потенциально опасных участков. По статистике, благодаря правильно организованному освещению в соответствии с ГОСТ, СНИП, СП количество ДТП сокращается на 30–45%. Нормативы обуславливают тип требуемых светильников, их характеристики, оптимальный уровень освещенности для дорог общего пользования, пешеходных зон, автомагистралей.

Особенности освещения дорог

При организации искусственного освещения автомобильных дорог особое внимание уделяют равномерному распределению приборов. Это избавляет от затененных и излишне светлых участков, которые нецелесообразны с экономической точки зрения. Подбор светильников и их расстановку осуществляют в соответствии с классом дороги. Ведь решения, уместные для дорог класса В3, для которых оптимальная мощность составляет порядка 1 кВт на 1 км, не подойдут для дорог класса А1, А2, А3 и т. д.

Наружное освещение автомобильной дороги вне населенных пунктов обустраивается подрядчиками с учетом ряда критериев:

  • Необходимость равномерного распределения светильников вдоль дорожного полотна, что делает работу комплексной, минимизирует вероятность появления темных участков.
  • Нормы ГОСТ, СНИП, СП.
  • Светильники должны формировать сфокусированный и целостный поток света для освещения заданного участка магистрали.
  • Помимо дороги, нужно осветить прилегающую зону, обочины.
  • Освещение пешеходных переходов должно полностью соответствовать нормативам ГОСТ 55706-2013. При правильном подборе светильников зона перехода отчетливо видна водителям и пешеходам, которые также оперативно считывают любые дефекты, препятствия, дорожные знаки и разметку. Для этого освещение перехода делают контрастным таким образом, чтобы эффект ослепления водителей полностью отсутствовал. Поток света направляют со стороны водителей в сторону пешеходных переходов. Для обозначения пешеходных переходов могут дополнительно применяться светодиоды.

Нормативные документы при разработке освещения дорог

При установке новых и реконструкции существующих систем необходимо руководствоваться действующими нормами освещения автомобильных дорог:

  1. ГОСТ Р 55844-2013.
  2. ГОСТ Р 56239-2014.
  3. ГОСТ 33176-2014.
  4. ГОСТ Р 55706-2013.
  5. СП 52.13330.2016.
  6. ГОСТ Р 58107.1-2018.
  7. ПНСТ 28-2015.
  8. ГОСТ IEC 60598-2-3-2012.

В стандартах, которые касаются освещения автомобильных дорог, указываются следующие требования:

  • Равномерное освещение без участков с затенением, светильники должны быть расположены на расстоянии до 45 м друг от друга.
  • Формируемый поток света должен быть достаточным, но не избыточным, ведь это чревато ослеплением водителей, пешеходов, что неминуемо приводит к дорожно-транспортным происшествиям на дороге.
  • Световой пучок должен быть направлен непосредственно на дорогу, в противном случае его эффективность резко снизится.
  • Для широких дорог важна сочетаемость светильников между собой. Нужно это для того, чтобы каждая полоса и обочины были качественно освещены. То же самое нужно обеспечить на примыканиях автомобильных дорог.
  • Чтобы выделить участки повышенной аварийности, сложные повороты, сужения дорог, пешеходные переходы, следует откорректировать яркость либо цветность осветительных приборов.

Требования к подсветке дорог (в том числе к горизонтальной освещенности)

Стандартные требования, выдвигаемые к уличному освещению автомобильных дорог в населенных пунктах и за их пределами, отличаются в зависимости от интенсивности движения, разновидности улицы либо магистрали. Ряд требований выдвигается и к горизонтальной освещенности. Она измеряется в люксах. Например, для магистральных дорог и улиц с интенсивностью движения свыше 3000 транспортных средств в час горизонтальная освещенность должна составлять 20 лк, а яркость покрытия – 1,6 кд/кв.м. Подробнее узнать об ограничениях, связанных с горизонтальной освещенностью, вы можете из представленной ниже таблицы.

Рекомендации по осветительным приборам в опорах, какими они должны обладать свойствами в соответствии с эксплуатационными условиями

При подборе осветительных приборов учитывают ряд параметров:

  • Технические характеристики.
  • Уровень энергопотребления.
  • Надежность работы в различных условиях, при температурных перепадах, порывах ветра, во время осадков.
  • Простота технического обслуживания.
  • Безопасность.

Для качественного освещения автомобильных дорог общего пользования нужен грамотный полноценный проект, в соответствии с которым и будут подбираться светильники, что снизит количество дорожно-транспортных происшествий в среднем на 30%.

К основным источникам света, используемым в светильниках, из которых комбинируют линии освещения автомобильных дорог, относят светодиоды, дуговые ртутные и ДНАТ лампы.

Классические светильники с дуговыми ртутными и ДНАТ лампами. Их применение в последние годы сократилось, несмотря на невысокий уровень энергопотребления, им требуется постоянное сервисное обслуживание, что приводит к дополнительным затратам. На сокращение их общего количества в сфере дорожного освещения повлияло и подорожание электроэнергии, что привело к развитию энергосберегающих технологий, которые позволяют снизить затраты на эксплуатацию системы освещения.

При строительстве федеральных трасс, которое происходило в 90-х годах прошедшего столетия, применялись светильники с дуговыми ртутными лампами. Их постепенно меняют на современные аналоги ДНаТ, которые существенно превосходят ДРЛ в плане эффективности и служат около 20 тысяч часов.

Такая замена имеет и негативные последствия. Ведь качество освещения снижается из-за особенностей ламп ДНаТ, их низкого индекса цветопередачи (для сравнения оно более чем в 3 раза уступает светодиодам, средний индекс цветопередачи которых составляет 70). И с этим ничего не поделаешь, такова плата за энергосбережение. Суть ещё одного недостатка сводится к тому, что не решается вопрос сервисного обслуживания. Оно так же, как и в случае с лампами ДРЛ, требуется регулярно, что приводит к ограничениям движения и повышает аварийность на дороге.

В среднем лампа ДНаТ служит до трех лет. Постоянная же вибрация конструкции, которая связана с движением большегрузного транспорта, особенно по мостам и эстакадам, приводит к сокращению срока службы ламп и повышению стоимости их эксплуатации ввиду частой необходимости замены.

Установка опор освещения с правильно спроектированной конструкцией светильника – залог бесперебойной работы системы и низких затрат на её содержание. В большинстве моделей светильников применяется защитный колпак из поликарбоната. При интенсивном трафике он склонен к загрязнению, а это негативно влияет на освещенность дороги.

Достойной альтернативой светильникам с лампами ДРЛ и ДНаТ стали светодиодные модели. Они имеют очевидные преимущества: высокая мощность, отличный индекс цветопередачи, долговечность, экономичность. Такие светильники подходят для освещения автомагистралей и примыкающих к ним участков, в частности пешеходных зон и остановок. Применяемые в них светодиоды служат порядка 100 тысяч часов, отлично справляясь с ударной и вибрационной нагрузками. К их преимуществам также относят экологическую и пожарную безопасность, высокую контрастность, моментальное включение при подаче электроэнергии, дополнительная экономия на кабеле (его меньшее сечение обуславливает низкую цену и связано с невысоким уровнем тока, который потребляется). Благодаря светодиодам уже удалось модернизировать часть федеральных трасс. Так, на федеральной трассе М-4 «Дон» светильники с лампами ДНат заменили светодиодными моделями на 150 ватт. Это решение уже прошло проверку временем и доказало свою рациональность. Согласно независимым опросам водителей, в ночное время двигаться по трассам, которые укомплектованы светодиодными светильниками, им комфортнее. Этому способствуют лучшая видимость отдельных объектов и комфорт для глаз.

Что касается климатического исполнения светильников, оно должно соответствовать региону, в котором он используется. Минимально допустимая степень защиты – IP65.

Если правильно подобрать, скомбинировать и установить осветительные приборы в опорах, удастся резко снизить аварийность. Ведь опасные участки дорог будут выделены за счет другой цветности, без резких перепадов яркости, с переходными зонами.

Следует учитывать, что подбор таких осветительных приборов ведется с учетом типа опоры. Предпочтение отдается приборам с металлическими опорами, которые имеют повышенную стойкость к коррозии и механическим повреждениям.

Расчет освещения автомобильной дороги осуществляется с применением различных калькуляторов и методик. В стандартных формулах расчета учитывают яркость дороги, уровень освещенности в расчетных точках, пороговое приращение яркости. Для многих дорог приходится перевыполнять нормативы ГОСТ. Это доказывает опыт сервисных компании по организации освещения автомобильных дорог. Подрядчики заявляют, что в ряде случаев уровень освещенности при замене старых светильников на новые модели уровень освещенности возрастает в 20 раз.

Если подытожить всё вышесказанное, станет очевидно, что устройство освещения автомобильной дороги должно соответствовать трем основным критериям: безопасность, удобство для водителей и пешеходов, эстетическая привлекательность.

Как создать грамотное освещение на дорогах

Уличное освещение сегодня очень разнообразно и многофункционально, в отличие от внутренней подсветки жилых и нежилых помещений. Для его правильной организации нужно знать нормы и требования, а также соответствующий ГОСТ, без которых невозможно оценить весь спектр факторов, влияющих на наружный тип подсветки.
В уличном освещении важную роль играет подсветка автомагистралей, ведь от этого напрямую зависит безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому здесь имеются жесткие нормы и требования соответствия параметров ГОСТ в используемом осветительном оборудовании.

Освещение автомобильных дорог, особенно в городах и населенных пунктах городского типа, является самым важным элементом наружной подсветки. Наша статья расскажет вам о том, какие нормы, требования и ГОСТы существуют в этом вопросе, а также как грамотно подобрать и установить светильники на дорогах населенных пунктов.

Особенности подсветки проезжей части

Для любого города, как и в населенных пунктах поменьше, подсветка дорог представляет собой важную задачу. Это, прежде всего, связано с тем, что малейшие нарушения со стороны организации системы освещения могут повлечь за собой человеческие жертвы.

Обратите внимание! Освещение улиц и дорог является одним из значимых факторов, который обеспечивает безопасность автомобилистов и пешеходов.

Освещение улицы и дороги

  • полноценное освещение проезжей части в вечерние и ночные часы;
  • создание максимально безопасных условий для вождения на дорогах и автомагистралей;
  • светильники, размещенные вдоль проезжей части, должны давать достаточный уровень освещенности, чтобы водители даже в ночное время могли хорошо рассмотреть дорогу и увидеть на ней встречную машину или пешехода, идущего по обочине.

Освещение на дороге ночью

Для того чтобы освещение проезжей части в населенных пунктах было достаточным, проводятся специальные расчеты. Здесь уличное освещение опирается на несколько параметров:

  • нормы и требования СНиП, которые касаются уровня освещенности;
  • ГОСТ, который определен для осветительных приборов. Все светильники, имеющие люминесцентное, светодиодное или галогеновое освещение, должны отвечать требованиям соответствующего ГОСТ;
  • мощность светового потока, который производят источники света (светодиодные, люминесцентные или галогеновые лампочки).

Обратите внимание! В организации уличного освещения большая роль отводится не столько осветительным приборам, сколько их источникам света. Лампочки, вкрученные в светильники, не должны иметь слепящий эффект и давать равномернее освещение конкретного участка на дороге.

Требования к подсветке дорожного полотна

Как уже отмечалось выше нормы, ГОСТ и требования, которые обязательно следует учитывать при создании наружного освещения на дорогах населенных пунктов, прописаны в регламентирующей документации – СНиП и СанПин. Причем больше всего в данной ситуации нужно опираться на нормы и ГОСТ, указанные в СНиП. В разных разделах этих документов четко прописаны нормы для каждой конкретной ситуации.
СНиП собой регламентирует необходимый уровень освещенности, при котором водители имеют возможность своевременно и адекватно оценивать дорожную ситуацию. Для проезжих участков в населенных пунктах необходимо рассчитать среднюю величину горизонтальной освещенности. Данный параметр должен быть следующим:

  • для магистральных дорог и улиц, имеющих районное значение, средняя величина горизонтальной освещенности должна быть около 6 лм/кв.м;
  • для дорог и улиц местного назначения, имеющих переходной тип покрытия — 4 лм/кв.м;
  • при наличии на улицах и дорогах покрытия другого типа — 2 лм/кв.м.

Приведенные выше в СНиП показатели гарантируют тот факт, что водитель сможет хорошо различать на достаточном удалении приближающие транспортные средства, а также все неровности дорожного покрытия.

Обратите внимание! Неровности и различного рода изъяны на дороге могут стать причиной ДТП.

Кроме этого освещение на проезжей части не должно быть сильно ярким, иначе световой поток будет слепить водителей, что в конечном счете приведет к аварии.
Таким образом, нормы и требования, а также ГОСТ дают возможность для каждой отдельной ситуации организовать необходимый уровень освещенности. Световой поток, создаваемый системой освещения, не должен быть низким или чрезмерным. Чтобы организовать уличное освещение на оптимальном уровне, в СНиП и указаны конкретные нормы.

Особенности организации подсветки дорожного полотна

Освещение для дорог и улиц в вечернее и ночное время является неотъемлемой частью современного общества.

Ночное освещение города

При определении норм в СНиП за основу брались способности зрительного анализатора человека. Ночью зрение человека имеет возможность адаптироваться к плохой видимости и различать объекты в свете звезд при уровне освещенности в 0,1 люкс. Но чтобы человек имел возможность комфортно перемещаться по обочине дороге или ехать в автомобиле, уровень освещенности, создаваемый осветительными приборами, должен составлять не менее 2 люкс. Поэтому организация искусственного освещения автомагистралей и дорог в населенных пунктах является необходимостью.
Свет в данном случае должен отвечать следующим требованиям:

  • давать равномерное освещение дорожного полотна. Для этого светильники следует устанавливать через равные промежутки, которые прописаны в СНиП;

Равномерное размещение столбов подсветки вдоль дороги

  • световой поток следует направлять не в небо, а на дорогу;
  • полноценное освещение пространства вокруг движущего транспортного средства, включая обочину и соседнюю полосу;
  • наличие небольшого количества светового потока, который направлен по горизонтали. Такая подсветка позволяет увеличить дистанцию видимости и едущие навстречу машины будут намного заметнее даже глубокой ночью;
  • неслепящее освещению дорог.

Обратите внимание! Большое внимание в подсветке следует обращать на автомагистрали. Эти дороги предназначены для быстрой езды, поэтому для них следует создавать наиболее комфортные условия для перемещения автотранспорта.

Рекомендации по организации подсветки дорожного полотна

При организации освещения дорог и автомагистралей светильники следует устанавливать на определенных участках. Число световых точек, а также их расположение определяются такими параметрами:

  • характеристики дорожного полотка;
  • предназначение дороги (автомагистраль, проселочный участок и т.д.);
  • тип населенного пункта, через который проходит полотно (город, село и т.д.).

Поэтому светильники, с помощью которых формируется подсветка, будут различаться в зависимости от конкретного случая:

  • для широких дорог светильники должны иметь мощность в 250-400 Ватт;

Обратите внимание! Главные дороги, вне зависимости от ширины, всегда освещаются лучше всего. Это связано с тем, что на них имеется повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.

Освещение широких дорог

  • для дорог второстепенного назначения светильники должны иметь мощность в 70—250 Ватт.

Кроме этого большое значение в создании подсветки дорожного полотна играют и сами светильники. От их правильности выбора зависит безопасность передвижения по населенным пунктам. Уличное освещение населенных пунктов будет тем интенсивнее, чем больше их площадь.

Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна

Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:

  • иметь простое и неприхотливое обслуживание;
  • обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
  • иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
  • обладать антивандальной защитой;
  • потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;

Обратите внимание! Самыми выгодными по всем параметрам на сегодняшний день являются светодиодные источники света. Но из-за их высокой стоимости они часто заменяются галогеновыми или люминесцентными аналогами.

  • продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света;
  • иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами. Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог:
  • наличие оптической системы для создания направленного светового потока.

Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.

Заключение

Подходить к освещению дорог и автомагистралей нужно с четким пониманием того, что от этого будут напрямую зависеть жизнь и здоровье людей. Поэтому учет норм, требований, а также ГОСТов в данной ситуации является необходимостью, без которой нельзя. Только в таком случае передвижение транспортных средств по дорогам будет комфортным и безопасным, а уличное освещение — правильным.