Требования к освещению детских площадок

Освещение для детской площадки

03 августа 2020

При обустройстве новых и реконструкции имеющихся детских площадок особое внимание уделяют вопросам безопасности. Поэтому предусматривают проект, в соответствии с которым и монтируют освещение для детской площадки. Такое освещение должно выполнять ряд важных задач:

  • Создавать достаточную видимость, которая позволит детям и взрослым комфортно перемещаться по площадке в вечернее время.
  • Обеспечивать освещённость такого уровня, который будет достаточным для того, чтобы наблюдать за детьми и не потерять их из поля видимости.
  • Гарантировать достаточную освещенность, который предотвратит детские травмы, полученные в результате плохой видимости.
  • Минимизировать вероятность развития и процветания неблагоприятной обстановки (распитие спиртных напитков и употребление наркотиков нередко происходит на территории детских садиков, площадок с недостаточным уровнем освещенности).

Нормы и требования

Нормы освещения детских площадок, как и в случае с другими открытыми территориями, регламентируется ГОСТ, СП, СНИП. Основной стандарт, который следует учитывать – СП 52.13330.2011.

В этом нормативе описан минимально допустимый уровень освещенности, в том числе горизонтальной освещенности, который должен составлять как минимум 10–15 лк. В реальных эксплуатационных условиях гораздо безопаснее и практичнее детские площадки с освещенностью свыше 100 лк. Этот же показатель актуален для спортивных сооружений.

Требования к светильникам обусловлены не только принятыми государственными стандартами, но и особенностями самой площадки. Так, если детская площадка расположена рядом с жилым домом нельзя допускать засвечивания окон, поэтому в таких случаях монтируют светильники, которые имеют ограниченное светораспределение, оснащены козырьком, экранирующей решеткой.

Как и другие осветительные приборы, которые ежедневно работают в течение более 6 часов, такие светильники должны быть экономичными. Среди таких светильников, которые также демонстрируют высокий уровень безопасности, числятся полупроводниковые модели.

Они отличаются в зависимости от способа монтажа, что также имеет большое значение. Позиционирование осветительных приборов на детской площадке реализуют в соответствии с предварительно созданным проектом. Область разлета лучей при монтаже светильников также должна учитываться, ведь её корректные значения служат гарантией того, что при поломке одного светильника, освещённость территории не сильно ухудшится.

Что касается способа крепления, оптимальны светильники в виде опорных столбов. Это минимизирует вероятность повреждения фонаря детьми и сводит к нулю возможность травмы, связанной с контактом с токопроводящими жилами.

При подборе мощности светильников также ориентируются на размеры площадки, её расположение, особенности эксплуатации и прилегающей территории. Зачастую отдают предпочтение нескольким светильникам средней мощности, которые служат достойной альтернативой единственному прожектору высокой мощности. Ведь он зачастую ослепляет детей и взрослых, которые пребывают на площадке.

Важным критерием при выборе светильников считается их физическая устойчивость к негативному воздействию окружающей среды. Помимо антивандальных свойств, корпус должен обладать повышенной стойкостью к пыли, грязи, влаге. Наиболее оптимальный уровень защиты – I65.

На механическую стойкость опор влияет и материал, взятый за их основу. Зачастую они изготавливаются из оцинкованного металла в виде цилиндров либо конусов. Высота опоры должна быть не менее 3,5 м.

Типы светильников

Грамотное освещение площадки состоит из комбинации различных светильников, которые подходят для эффективного зонирования. При обустройстве применяют обширный набор мачт и прожекторов, магистральные светильники, а также встроенные в землю светильники, которые устанавливаются вдоль пешеходных дорожек, и клумбовую подсветку.

Классификация светильников, применяемых для наружного освещения детских площадок во дворах, ведется с учетом типа используемой лампы:

  1. Металлогалогенная.
  2. Светодиодная (светодиодное освещение для детских площадок пользуется спросом благодаря высокому эксплуатационному ресурсу и цветопередаче).
  3. Натриевая (радует высокой светоотдачей).
  4. Люминесцентная.
  5. Ртутная (дешевле аналогов, имеет не самые оптимальные характеристики, поэтому с каждым годом используется всё реже).

Освещение придомовой территории

В данной статье поговорим о том, кто должен отвечать за уличное освещение рядом с МКД. Часто освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение) органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации, разберемся кто и за что отвечает.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4):

«Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу:

«Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: «Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории. При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД. Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО.

Требования к детской игровой комнате

Игровая комната, досуговый центр, клуб развития — вы можете назвать свое детище как угодно. Важным моментом является отсутствие образовательной деятельности в данном заведении. Для открытия детской комнаты для проведения досуга вам не нужна лицензия. Даже с плановыми проверками Роспотребнадзор не имеет права к вам приходить. С внеплановыми — да, если кто-то из ваших посетителей, вернее, из их родителей, написали жалобу.

Открыть такое предприятие и проще, и сложнее, чем ДОУ. Проще, потому что придется согласовывать не очень большое количество факторов на момент «запуска» предприятия. Сложнее потому что нормальной нормативной базы для таких учреждений пока никто не разработал. Кроме того, согласно ФЗ РФ 84 все стандарты безопасности оборудования — добровольные. Поэтому пользоваться приходиться стандартами для близких структур.

Рекомендуемые законодательные акты

Перед открытием детской игровой комнаты (ДИК) вы можете обратиться в Роспотребнадзор (местную СЭС) и Госпожнадзор за разъяснениями. Юристы даже советуют пригласить предварительную комиссию с целью оценить ваше здание/комнату и оборудования на предмет соответствия нормам. Но предварительная комиссия может и не прийти. Нет жалоб, нет законодательного акта, регламентирующего проверку – нет проверки.

Если вам не удалось найти общий язык с проверяющими органами и получить исчерпывающий ответ по поводу открытия ДИК, воспользуйтесь при подготовке помещения и оборудования следующими регламентирующими документами:

  1. СанПином 2.4.3049-13 от 15.05.13. Документ разработан для ДОУ и описывает режимные моменты работы детского учреждения, его содержания и организации. Здесь вы можете почерпнуть правила содержания и уборки помещения, требования к нему и расчетные нормы по количеству детей, которое вы можете принять.
  2. ФЗ РФ 123 в редакции от 29.07.17. Это технический регламент пожбезопасности, в котором вы можете найти требования к помещению и оборудованию своего заведения. Узнать, нужна ли вам пожарная сигнализация и требования к ней. Какие вы обязаны иметь средства пожаротушения.
  3. Приказом №402 в редакции от 02.06.16 изданным Роспотребнадзором. Данный документ описывает требования к наличию медкнижек и санпаспортов. Знакомит вас с тем, как данные документы должны выглядеть при проверке.
  4. Законом о защите прав потребителей (ЗоЗПП N 2300-1) и ПП №125. Из этих документов вы узнаете как оформляется вывеска организации, уголок потребителя, какие сведения должны быть на них отражены.

Перед приобретением оборудования для игры стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.

Европейские стандарты изложены в EN – 1176. отечественные описываются ГОСТами, описывающими оборудование и покрытие детских площадок:

Если вы не размещаете оборудование, указанное в данных гостах, с ними можно не знакомиться. Они описывают не только обустройство детских комнат, но и касаются открытых площадок.

Кроме этого, вам стоит узнать, не разработали ли местные власти каких-нибудь рекомендаций по нахождению детей в ДИК. Например, по Москве такие рекомендации разработаны и обнародованы Департаментом потребительского рынка.

Требования СЭС

С вопросами от СЭС вы столкнетесь в случае возникновения жалоб на вашу детскую комнату или ее персонал. Если вы хотите открыть ДИК, вам лучше самостоятельно ознакомится с таким объемным и иногда противоречивым документом, как СанПин 2.4.1.3049-13. Основные выводы по помещению и его содержанию, которые можно сделать мы рассмотрим ниже.

Требования к помещению

Размер помещения определят размер группы, которую вы можете набрать. Если вы обеспечиваете досуг детям:

  • до 3 лет, на каждого ребенка должно приходиться минимум 2,5 м 2 площади;
  • 3-7 лет — минимум — 2 м 2 площади.

Один ребенок не может находиться в игровой комнате более 5 часов подряд. Это должно быть оговорено в договоре с родителями. Если одна и та же группа детей будет проводить в игровой 5 часов и более, понадобится обустройство спальни. Требования к такому заведению будут более серьезными.

Располагать детские учреждения можно как в отдельном здании, так и на первом этаже жилого строения или во встроенно-пристроенной территории. А вот в подвале и цоколе детские комнаты не размещают.

Для детей и родителей рекомендуется обустраивать:

  • раздевалки, где можно оставить верхнюю одежду;
  • туалет.

Желательно предусмотреть кулер с питьевой водой, она должна соответствовать стандартам питьевой воды.

Рекомендуется в помещении, где пребывают дети, обеззараживать бактерицидной лампой. Строгого требования в этом вопросе нет. Но опытные организаторы детских комнат рекомендуют обзавестись подобным оборудованием.

Требования к отделке

СанПин рекомендует стены помещения отделывать материалами, которые легко переносят контакт с моющими средствами и дезинфектантами. Окрашивать стены СанПин рекомендует в теплые тона с севера и прохладные — с солнечной стороны. Краски рекомендуется использовать пастельных тонов. Вы можете использовать и яркие элементы декора, но не более 25% от площади помещения.

Для детских помещений рекомендуется выбирать жалюзи и занавески, которые можно легко мыть и проводить их дезинфекцию.

Требования к оборудованию и содержанию помещения

Окна в помещении должны позволять осуществлять проветривание детской игровой комнаты. Игрушки и мебель должны соответствовать росто-весовым показателям детей, которые будут проводить досуг в вашей ДИК.

Все оборудование, мебель, игрушки и т.п. должно быть:

  • выполнено из разрешенных материалов, не несущих вреда для здоровья малышей;
  • иметь сертификаты;
  • легко мыться и выдерживать дезинфекцию.

Мягкие игрушки в игровых комнатах не нужны. Их для дошкольников разрешается использовать лишь, как дидактический материал. Все оборудование ля игры должно быть безопасным. Это означает отсутствие острых углов. При их наличии, такие углы экранируют специальными прокладками. Должен быть минимизирован риск того, что ребенок зацепиться за угол одеждой, рукой или ногой. Все элементы игровых конструкций должны быть надежно скреплены.

Игровая комната убирается влажным способом не менее 2 раз в течение дня. Особое внимание уделяется местам, где возможно скопление пыли.

Кроме того, вы должны иметь дезинфицирующие средства для обработки помещений, маркированный инвентарь и журнал учета таких средств.

Требования к освещению

Данные требования соответствуют требованиям, предъявляемым СЭС к жилым комнатам. Окна в игровой должны иметь регулируемые жалюзи (солнцезащитные устройства). Неравномерность освещения не должна быть более 3:1. Все искусственные осветители должны быть исправными.

Требования к вентиляции и отоплению

Не разрешается использовать в помещении переносное отопительное оборудование, в том числе ИК. Отопительные приборы (батареи) должны быть ограждены безопасным для здоровья и не травматичным материалом. Детская комната должна регулярно проветриваться. При проветривании температура в помещении не должна снижаться более чем на 4 градуса. Процесс должен проходить в отсутствии детей. Каждые 1,5 часа рекомендуется устраивать так называемые сквозные проветривания.

Температура в помещении должна контролироваться термометрами и быть комфортной 23-25 о С. Содержания вредных веществ в воздухе, в том числе диоксида углерода, не должно превышать ПДК.

Требования к сотрудникам

Основное требование, которое предъявляет СЭС к работникам детских комнат — это наличие у них санитарной книжки и прохождение медосмотров (при поступлении на работу и плановых).

Требования Госпожнадзора

Поскольку в детской игровой комнате не планируется пребывание детей без родителей, какие-либо согласования с Пожарной инспекцией не требуется. Но владелец ДИК может обратиться в данную службу за добровольной инспекцией. Но, скорее всего, о соблюдении вами нормативов вы узнаете уже по факту внеплановой проверки.

Рекомендуемые регламентирующие акты

  • СП 54.13330.2011 (актуализация для СНиП 31-01-2003) — этим документом описывается где можно размещать дополнительные помещения для семейного ДОУ. Им же рекомендуется воспользоваться при открытии ДИК.
  • СП 118.13330.2012 (актуализация для СНиП 31-06-2009) — по этому документу принимается площадь помещения.
  • СП5.13130.2009 содержит информацию о пожарной сигнализации.
  • СП4.13130.2013 — описывает эвакуационные меры.
  • СП6.13130.2013 содержит требования к электрооборудованию.
  • ППБ 01-03.

Требования к помещениям

Согласно СП 54.13330.2011 (а именно п. 4.14) группы не более 10 человек можно размещать в квартире, если она имеет:

  • двустороннюю ориентацию;
  • располагается на 1-2 этаже жилого дома;
  • здание относится ко II степени огнестойкости и выше.

По этому своду правил ДОУ обязаны иметь эвакуационный выход. Согласно пояснениям Госпожинспекции для детских игровых комнат не обязательно устройство отдельных эвакуационных выходов. Можно проводить игры без изоляции квартиры, которую вы используете под игровую, от жилой зоны.

Выбирая помещение под свою игровую, постарайтесь, чтобы оно соответствовало СП 118.13330.2012 (а именно п. 5.7, табл.№5, графе 3-4, за исключением спальни).

Требования к системе ПБ

Требования к ПБ разработаны тоже для ДОУ. Но в случае ЧП отсутствия конкретных законодательных актов не снимает ответственности с владельца ДИК или его руководителя. Поэтому стоит провести работу по поддержанию ПБ в вашем заведении.

Ее можно разбить на 2 больших элемента:

  • документация;
  • собственно система обеспечения ПБ.

В первую группу относят наличие:

  • плана эвакуации (цветной, формат А3);
  • инструкций по ПБ для персонала;
  • журнала инструктажа, учета первичных средств тушения пожара и проверок ПБ;
  • приказа по организации с назначением ответственного лица;
  • знаков с телефоном пожарной службы.

Ко второй можно отнести:

  • наличие средств первичного тушения пожара (огнетушитель, пожарный рукав, стенд, ящик с песком);
  • противопожарные устройства (АПС).

Материалы, которыми будут обшиты/ оклеены стены помещения, по ходу эвакуации должны быть минимально горючими.

Это основные требования. К моменту открытия вашего предприятия, вам стоит уточнить информацию. Возможно, законодательство немного изменится.

Освещенность жилых, офисных и прочих помещений согласно нормативных документов

Самочувствие, состояние органов зрения, а, следовательно, и работоспособность и общее здоровье человека напрямую зависит от того, насколько яркий свет в помещении.

Это нужно обязательно учитывать при выборе типа светильника, его мощности и размещения.

Рассмотрим, какую документальную основу имеют нормы освещенности, какими единицами измерения они характеризуются, и каким должно быть их значение для разных объектов – дома, квартиры, офиса, склада, производства, охраняемого объекта, детских площадок.

Документальная основа

Уровень освещенности во многом зависит от условий, в которых пребывает человек, и характера его деятельности. Поэтому для разных помещений нормы различные. Чтобы каждый раз не подстраивать яркость света под субъективные ощущения сотрудников, посетителей и домочадцев, существуют установленные их значения, задокументированные в СНиПе и СанПиНе.

Согласно требованиям Строительных Норм и Правил под номером 23 – 05 – 2010, параметры освещенности закладываются уже на начальном этапе планировки зданий – в чертежах.

Таблица значения освещенности для разных объектов по СНиП:

Тип помещения Освещенность, люксы (лк)
Офис с компьютерной техникой 300
Комната жилого дома 150
Детская 200
Чертежное бюро 500
Конференц-зал 200
Библиотека, кабинет 300
Коридор, лестница, прихожая 50-75
Душевая, санузел, ванная 50
Бассейн, баня, сауна 100
Кладовая 50
Архив 75
Аварийная, охранная, дежурная подсветка Не менее 0,5
Лаборатория 300-500

СанПиН

В отличие от СНиПа, СанПиН предписывает нормы по освещенности к уже имеющемуся зданию. Поэтому по его требованиям выполняют проверку, а по СНиПу – задают параметры строящемуся объекту. Так, яркость света регулируют согласно положению 2.2.1/2.1.1.1278-03 – гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых помещений.

Единицы измерения

Международно принятой единицей измерения освещенности является физическая величина люкс. Она равняется силе светового потока в один люмен, распределяемой на поверхность, площадью один квадратный метр. Проверка соответствия норме этого параметра осуществляется с помощью специального прибора – люксметра. Как само устройство, так и методика измерения, так и получаемые данные должны соответствовать российским нормативам ГОСТ Р 54944-2012 или межгосударственному стандарту ГОСТ 24940-96.

Измеряемые параметры проверяются по двум системам нормы освещенности:

  1. Плоскости настольного покрытия или его аналога (для библиотек, классов, аудиторий, кабинетов, лабораторий).
  2. Напольной поверхности (применительно к цехам, складам, уличным территориям, лестничным площадкам).

Рекомендация! Чтобы самостоятельно довести степень освещенности в конкретном помещении до нормы по СНиПу, необходимо изменить его площадь. Затем полученное значение умножить на параметр из табличных данных. Например, в детской комнате требуется 200 лк. Если она занимает 20 квадратных метров, значит, искомая величина будет равняться 200 х 20 = 4000 лм. Теперь можно поделить это число на значение люмен у одной лампочки (информацию можно узнать у производителя в ваттах и в люменах) и получим необходимое количество осветительных приборов для этого помещения.

Нормы освещенности рабочего места

Нормы по освещенности на разных рабочих местах колеблются в широких пределах (от 70 лк в архивных помещениях до более чем 500 лк в аналитических лабораториях) и полностью определяются спецификой деятельности человека. Световой поток должен быть:

  1. Достаточно, но не избыточно ярким – таким, чтобы при длительном нахождении в помещении не возникало раздражения глаз.
  2. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности.
  3. Давать возможность рассматривать детали без перенапряжения органов зрения.
  4. Создавать условия естественной цветопередачи предметов.
  5. Регулируемым и направляемым для обеспечения максимального комфорта на конкретном рабочем месте.

Нормы освещенности офисных помещений

Согласно строительным требованиям и санитарно-гигиеническим правилам освещенность в помещениях офиса должна соответствовать следующим нормам:

  1. Общего назначения с использованием компьютеров – 200-300 лк.
  2. Большого пространства со спонтанным размещением предметов мебели – до 400 лк.
  3. Аудитории для конференций – 200 лк.
  4. Помещения под чертежные работы – не менее 500 лк.
  5. Подсобные помещения, прихожие, лестницы, коридоры – 75-100 лк.

Приведенные значения характеризуют степень освещения рабочих мест прежде всего на уровне стола, то есть на высоте порядка 1-0,8 метров над уровнем поверхности пола.

Планируя освещенность в офисе, нельзя забывать о его многофакторности:

  1. Интенсивности общей и локальной систем подсветки.
  2. Равномерности светового рассеяния.
  3. Направленности светового потока.
  4. Образования бликов.
  5. Цветопередаче.
  6. Температурном спектре светильников.
  7. Пульсации ламп.

Внимание! Важно не только соблюдать нормы по освещенности в конкретном помещении, но также удобство расположения светильников относительно зрительной линии сотрудников/домочадцев. Оптимальным является показатель, когда защитный угол составляет не менее 50 градусов. Мощные лампы рекомендуется экранировать специальными плафонами с матовым стеклом.

Нормы освещенности производственных помещений

К осветительным нормам на производстве относится прежде всего – минимизация вредного воздействия светового излучения на зрительные органы персонала. От соблюдения этого правила будет во многом зависеть успех предприятия, техника безопасности и здоровье сотрудников. Специфика соблюдения норм СНиПа и СанПиНа для предприятий заключается в том, что под одной крышей может располагаться сразу несколько различных функциональных зон.

В каждой из них должны быть соблюдены нормы по освещенности. Поэтому здесь применяются две системы подсветки – общей и локальной. Первая может быть как естественной (за счет окон), так и искусственной, вторая, как правило, осуществляется исключительно за счет осветительных приборов. При этом интенсивность необходимого светового потока на производстве задается разрядом (от 1 до 7) зрительной работы и соответствующей точности:

  1. Наивысшей – от 1,5 до 5 тыс. лк.
  2. Очень высокой – от 1 до 4 тыс. лк.
  3. Высокой – 400 – 2 тыс. лк.
  4. Средней – 400-750 лк.
  5. Малой – 400 лк.
  6. Грубой – не более 200 лк.
  7. Наблюдение – 20-200 лк.

Абсолютное значение освещенности задается степенью присутствия работника и характером его работы – от постоянной работы и периодического пребывания до простого наблюдения за коммуникациями.

Нормы освещенности складских помещений

Согласно нормам СНиПа, в складских помещениях могут использоваться 5 категорий освещенности в соответствии с местом и способом хранения вещей и проводимых работ.

Способ хранения Для газоразрядных светильников, лк Для ламп накаливания, лк
На полу 75 50
На стеллажах 200 100
Разгрузка/погрузка, сортировка, перевозка 200 200
Выполнение аналогичных работ вне помещения 5 5
Кладовая 50 50

Для открытых мест хранения также существуют свои нормы освещенности, которые также определяются типом груза и способом его хранения:

  1. Контейнеры, лесоматериалы и прочие тяжелые предметы на поверхности грунта – 10 лк.
  2. Грузовые платформы и рампы в складах – 20 лк.
  3. Сыпучие и навалочные материалы на земле – 10 лк.
  4. Эстакады для погрузки – 20 лк.

Как в помещении склада, так и на улице могут использоваться три вида источника освещения – естественное, искусственное и вспомогательное (комбинированный вариант).

Нормы освещенности жилых помещений

В квартире, доме и ином жилом помещении нормы по освещенности зависят от назначения и особенностей их зоны и имеют следующие значения (лк):

  1. Кабинет – 250.
  2. Кухня – 250.
  3. Детская – 200.
  4. Спальня – 120.
  5. Прихожая – 60.
  6. Ванная – 250.
  7. Кладовка, подсобка, чердак, подвал, лестница – 60.

Уровень комфорта внутри дома должен быть максимален, и потому так важно правильно подобрать светильник для освещения, исходя из следующих критериев:

  1. Для квартиры лучше установить источник света с теплым спектром излучения. Его дают галогеновые, энергосберегающие и лампы накаливания.
  2. Не нужно использовать одну люстру, лучше – установить несколько приборов освещения. Это позволит выделить отдельные участки, а интерьер сделать более выразительным.

Совет! Разнообразить световое оформление квартиры и довести освещенность до нормы можно точечными светильниками, направив их на отдельные предметы (цветок, картину, декор).

Дежурное и охранное освещение

Аварийное, дежурное и охранное освещение не предполагает создание условий для проведения каких-либо зрительных работ. Его главная задача – обеспечение безопасности, сохранности и возможности эвакуации с объекта. В зависимости от назначения нормы могут варьироваться по следующим категориям:

  1. Охрана территории в ночное время (без специального оборудования) – 0,5 лк на уровне грунта или одной из сторон вертикальной плоскости на высоте около 0,5 метра.
  2. Обеспечение безопасности – 5% от рабочего освещения, но не меньше 2 лк в помещении и 1 лк на улице.
  3. При эвакуации – 0,5 лк внутри зданий, 0,2 лк снаружи.

Освещение детских площадок

В соответствии с требованием СНиПа и СанПиНа, детские учреждения, сады, открытие и закрытие площадки также должны иметь соответствующий уровень освещенности. Существуют следующие нормы:

  1. Физплощадки для игр – 10 лк.
  2. Аллеи, дорожки для велосипедной езды – 4 лк.
  3. Прогулочные тропинки – 1 лк.
  4. Игровые комнаты – 400 лк.
  5. Спальные помещения – 150 лк.
  6. Медкабинет – 200 лк.

В дошкольных учреждениях чтобы соблюсти нормы по освещенности различных помещений и площадок, лучше использовать комбинированные источники света.

С их помощью можно легко задать необходимую яркость и равномерность освещения, несмотря на пасмурный день, выросшую у окна растительность, сезонного колебания светового дня, особенностей здания.

Основные выводы

Нормы по освещенности для различного рода помещений строго регламентируются правилами СНиПа и СанПиНа. Его величина измеряется в люксах. При его расчете необходимо учитывать площадь, а также естественное освещение и равномерность распределения светильников. На производстве, в складских комплексах, квартирах и домах, офисах, охраняемых объектах и детских площадках есть свои установленные нормативы. Их соблюдение обеспечивает сохранность материальных ценностей, безопасность персонала, соблюдение технологического процесса, здоровье и комфорт человека.

Как УО без нарушений смонтировать и содержать детскую площадку

Безопасность детских площадок на общественных и придомовых территориях стала темой пресс-конференции в МИЦ «Известия». Читайте, почему, по мнению экспертов, эти площадки не всегда содержатся в надлежащем состоянии и на что УО обратить внимание при монтаже или осмотре детских игровых комплексов.

Изучите Технический регламент «О безопасности оборудования для детских игровых площадок»

С 1 декабря 2021 года прекращают действовать переходные положения к требованиям Технического регламента ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». С этого дня все новые детские площадки должны соответствовать регламенту. Старое, ранее смонтированное оборудование под действие ТР ЕАЭС 042/2017 не подпадает: его нужно постепенно демонтировать и заменить.

Эту тему, а также безопасность детского оборудования, уже установленного на общественных и придомовых территориях, 13 апреля на пресс-конференция «О безопасности оборудования детских игровых площадок» обсудили:

  • Светлана Калинина, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды;
  • Маргарита Жаркова, заместитель ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»;
  • Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам;
  • Карен Тадевосян, начальник отдела государственного надзора и контроля Росстандарта.

По данным ОНФ, в России за год более 40 тысяч детей получают травмы на детских площадках, в том числе есть смертельные случаи. Центр мониторинга благоустройства городской среды и Минстрой РФ приводят неутешительную статистику: сегодня около 72% новых мест для игр детей уже требуют ремонта.

При реализации проекта «Комфортная городская среда», согласно информации Минстроя РФ, по всей стране установлены 69 тысяч горок, качелей, песочниц и другого оборудования для детей во дворах и парках. При этом по 46% из них нет ежегодных актов осмотра состояния, а более чем за половиной детских площадок не закреплены ответственные за их содержание.

Заранее учтите возможные проблемы при установке и содержании игровой площадки

Эксперты, участвовавшие в пресс-конференции, вывели несколько самых значительных факторов, которые привели к тому, что десятки тысяч детей получают травмы при использовании как старого, так и нового игрового оборудования во дворах и в парках.

Среди таких проблем:

  1. Нехватка знаний и квалифицированных специалистов у заказчиков установки площадок: муниципалитетов, собственников, управляющих домами.

Сегодня законодательно не закреплено, то в органе местного самоуправления должен быть сотрудник, разбирающийся во всех технических тонкостях и требованиях к детским площадкам. Не всегда они есть и в УО. Поэтому техническое задание на такое оборудование составляется без знания нюансов, и его условия позволяют исполнителю некачественно выполнить работы по монтажу или использовать не отвечающие требованиям безопасности материалы.

Принимают готовую площадку тоже, как правило, без специалистов: это делает чаще всего глава муниципального образования или, например, председатель ТСЖ, Совета дома.

По мнению экспертов, всем ОМС нужно обязательно готовить квалифицированного работника, чтобы он мог увидеть недочёты в сданном в эксплуатацию оборудовании, а также проследить за надлежащими условиями его эксплуатации.

  1. Нехватка у ОМС и собственников средств на содержание площадок или нерациональное использование денег.

Установленные в рамках проекта «Комфортная городская среда» игровые площадки и комплексы нужно содержать, и зачастую бюджетных средств на это не хватает. Такая же ситуация и с площадками, которые монтируются на придомовой территории МКД: собственники на общем собрании принимают решение установить игровое оборудование, но забывают, что затем нужно будет платить за его обслуживание и ремонт.

Эксперты предлагают для решения ситуации включать в контракты на установку детской площадки её последующее содержание на весь период эксплуатации оборудования, который в среднем составляет семь лет. Тогда подрядчик помимо монтажа объектов будет также отвечать за его ремонт и обслуживание.

  1. Старое оборудование сложно демонтировать.

Светлана Калинина и Маргарита Жаркова рассказали, почему порой не получается добиться замены старого оборудования во дворах многоквартирных домов. Зачастую сложно убедить жителей МКД в необходимости демонтировать горки, качели и песочницы, которые десятки лет назад построили их дедушки и бабушки и которые не отвечают требованиям безопасности.

Также пока неясно, как будет происходить замена устаревшего оборудования детских площадок после 1 декабря 2021 года, ведь тысячи таких объектов стоят не только на придомовых территориях, но и в детских садах, в парках, возле школ и детских больниц. У муниципалитетов нет бюджета для их массовой замены на новые игровые площадки, которые будут отвечать требованиям ТР ЕАЭС 042/2017.

Тщательно проработайте вопросы размещения площадки и объектов на ней

Мониторинг состояния детских площадок в России проводят ОНФ и Счётная палата РФ. О нарушениях в их монтаже и содержании ранее рассказывала и Светлана Разворотнева. Среди них:

  • отсутствие или недостаточная толщина ударопоглощающего покрытия;
  • соседство площадки с теплотрассой и линиями электропередачи, контейнерными площадками, автостоянками;
  • незакреплённые игровые конструкции;
  • качели на жёстких подвесах, запрещённые с 2013 года.

На пресс-конференции примеры наиболее частых нарушений, которые допущены при монтаже и содержании муниципалитетами игровых площадок, привела Светлана Калинина. Она участвует в их мониторинге в регионах России. Управляющим организациям, которые планируют монтаж игрового оборудования на придомовой территории, стоит учесть ошибки коллег и не допускать их.

Покрытие площадки должно быть безопасным. Если используется засыпка, то это не может быть крупная щебёнка: ребёнок, упав на неё, получит травму. Поверхность площадки должна быть ровной, в том числе при засыпке песком. Если покрытие резиновое, то необходимо хорошо его закрепить и обязательно очищать от снега, из-за которого оно быстро портится и вздувается.

Из-за снега резиновое покрытие вздувается и требует замены. Фото ОНФ.

Уделите внимание ограде площадки: дети могут застрять между слишком широко расставленными прутьями забора или напороться на острые прутья.

Опасная ограда: дети могут напороться на проволоку

Вокруг площадки необходимо вырубить сухостой, максимально отдалить её от автодороги и парковки автомобилей. Приведите в порядок территорию вокруг площадки, чтобы детям не приходилось добираться до неё через огромные лужи или перебегая через проезжую часть.

На качелях, горках и других объектах на площадке укажите ограничение возраста детей, которые могут ими пользоваться. Качели с жёстким подвесом обязательно замените на цепочные.

При монтаже объектов игорной зоны правильно расставьте их по территории: съезд с горки не должен упираться в другие элементы, забор или скамейку:

На площадке не должно быть канализационных люков и теплошахт, её нужно максимально отдалить от сетей, в том числе от трансформаторных будок. Ни в коем случае нельзя использовать в игровых зонах самодельные игровые элементы, особенно качели и горки: они не отвечают требованиям безопасности и могут привести к травмам детей.

Назначьте ответственного за содержание площадки и её ежегодный осмотр

Детские площадки во дворах многоквартирных домов – обычная практика, но не всегда собственники, решившие её установить, и управляющие домами понимают, как правильно составить техзадание, принять объект и его содержать. Эксперты дали несколько советов ответственным за детские площадки – муниципалитетам, жителям домов и управляющим организациям:

  1. При составлении техзадания – изучите ТР ЕАЭС 042/2017, привлеките специалистов, которые разбираются в теме и помогут составить проект в соответствии с требованиями законодательства к оборудованию.
  2. Определите наиболее безопасное для детей место размещения площадки – вдали от дорог, трансформаторов. Подготовьте его: вырубите сухие деревья, высадите газоны и другое.
  3. Привлеките к приёмке смонтированной игровой зоны квалифицированный персонал, чтобы уже на этом этапе заметить и устранить недочёты и опасные для детей нарушения.
  4. Назначьте лицо, ответственное за ежегодные осмотры и содержание площадки, определите, кто и за что отвечает.

Если на общем собрании собственников участники голосуют за установку детского оборудования во дворе, УО или ТСЖ должны подробно объяснить жителям дома, что они платят не только за сам монтаж горок и качелей, но и за последующее их содержание и ремонт.

Видеозапись пресс-конференции о безопасности детских площадок доступна на сайте МИЦ «Известия».